Развитие мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста через нейроупражнения.
картотека
С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 182.28 КБ | |
| 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры.
Каким детям необходима нейрогимнастика:
- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
- есть проблемы с речью разной сложности;
- наблюдается слабая познавательная деятельность;
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
На что направлены нейропсихологические игры и упражнения:
- развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
- развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
- работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
- активизация речи;
- работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.
Некоторые из нейропсихологических упражнений и игр довольно просты и под силу любой маме.
Вот несколько вариантов нейропсихологических игр:
Упражнения с мячом:
- Перекладывание из правой руки в левую и наоборот на счёт «раз-два».
- Передача соседу одновременно на счёт «раз-два».
- «Себе – соседу» (по кругу) на счёт «раз-два».
- Перекрёстные движения или по диагонали (правая рука сверху, затем левая)
- Вариации. Например, сначала передача мяча себе, затем по диагонали соседу.
- Два мяча передаём двумя руками одновременно на счёт «раз-два».
- Два мячика по диагонали партнёру на счёт «раз-два».
- *По мере усвоения упражнений, темп выполнения можно ускорить, в дальнейшем комбинации упражнений могут быть разные, также с использованием стихов и песенок.
Игры с мячом.
1. Взрослый произносит определенное слово и бросает мяч, ребенок ловит мяч и бросает его обратно, произнося слово (ассоциацию), связанное со словом взрослого. Например, когда взрослый говорит "небо», ребёнок отвечает: "облака".
2. Дети и взрослые бросают друг другу большой мяч с разного расстояния и ловят его обеими руками. Сначала они должны бросать мяч обеими руками, затем немного вправо, влево, вверх и вниз. Дети должны уметь бросать мяч обеими руками, снизу, сверху, пролетая по воздуху или ударяясь об пол.
Существует четыре способа, которыми ребенок может бросить большой мяч в стену:
1) Бросить и сразу же поймать;
2) Бросить мяч, уронить его на пол, а затем поймать;
3) Бросить мяч, хлопнуть в ладоши и поймать его (если будет
легко, хлопните два или три раза).
4) Бросьте мяч в сторону стенки, когда он отлет от нее, перепрыгните через него.
Выше перечисленные игры выполняются с мячом среднего размера, затем с мячом малого размера (теннисным мячом), что усложняет его. Теннисный мяч перебрасывается из правой руки в левую.
Ребенок бросает разные мячи в вертикальную цель. В качестве мишени могут выступать бумажные круги на стене или обручи, которые держат в руках взрослые.
Темп ускоряем, в дальнейшем комбинации упражнений могут быть разные, также с использованием стихов и песенок.
Полезных игр, радостного времяпрепровождения в кругу семьи и не только!!!
Педагог-психолог Павлюченко С.Ю.
Учитель-дефектолог Пукиш Н.Н.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Дюймовочка».
Развитие мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста через нейроупражнения.
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста через нейроупражнения
Цель: развитие общей и мелкой моторики
Задачи:
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей
- Формирование когнитивных способностей
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряженности.
В последние десятилетия психологи, педагоги и врачи отмечают катастрофическое нарастание у детей задержки и искажения в психоречевом развитии, это приводит к эмоционально-личностной неготовности к обучению, так же демонстрируют низкое развитие как крупной, так и мелкой моторики. Мы заметили, дети меньше стали играть в подвижные игры на свежем воздухе (Спросить, какие игры из нашего детства знают родители: «Тише едешь-дальше будешь», «Резиночка», «Классики», "Море волнуется раз" и т.д.) В следствии этого заметно снизилась активная двигательная деятельность (страдает мелкая и крупная моторика тела и рук), низкие показатели развития силы и выносливости, смекалки, ловкости, находчивости, терпения, стремления к победе и творческого мышления. Спросить: А, как насчёт домашнего труда? Выполнение домашних обязанностей помогает детям: развить речь, повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное и логическое мышление, ручную умелость, мелкую моторику, глазомер, согласовывает в работе глаза и руки, формирует умение планировать работу, развивает волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца).
Мы искали методы и приемы которые помогли бы нам добиться хороших результатов в коррекционно-развивающей работе, через альтернативные виды физической активности. Одним из таких методов, на наш взгляд, является нейроупражнения –развитие моторики тела и рук, через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
В своей практике при работе, мы используем
определенный комплекс упражнений
1. Игры для развития мелкой моторики – развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии). Стимулируют речевые зоны головного мозга.
2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Восстанавливают и формируют правильное дыхание.
3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний.
4. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
5. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению и снятию напряжения.
6 . Нейроигры (когнитивное развитие) – учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.
При использовании в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, что происходят положительные изменения:
- Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Мы для вас приготовили несколько игр, которые регулярно используем в работе с детьми.
Игра с мешочками.
С помощью этой игры мы развиваем: координацию рука-глаз, внимательность, ловкость, понижаем гипертонус руки, чувство ритма.
-Взрослый кидает ребенку мешочек, ребенок ловит мешочек поочередно левой/ правой рукой (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет).
-Взрослый кидает мешочек, ребенок ловит мешочек двумя руками (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет).
-У ребенка в руках мешочек, у взрослого в руках мешочек - мешочки кидать друг другу и ловить одновременно.
-Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх двумя руками, ловит его двумя руками (одной рукой левой/ правой-усложняем, проговаривает).
-Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх одной рукой (правой / левой), ловит одной рукой.
-Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх двумя руками, пока мешочек летит обратно, ребенок должен хлопнуть в ладоши (1 раз, с усложнением 2 / 3 раза), поймать мешочек двумя руками.
-Ребенок ходит по кругу (перешагивает препятствия, ходит по линиям) с мешочком на голове или плечах.
-Ребенок кидает мешочек дотрагивается до названной части тела (на усложнение, ребенок сам называет части тела).
Игра с шарами.
Эта простая игра поспособствует развитию у ребёнка пространственного мышления, моторики и координации.
На столе лежат карточки с разным рисунком, необходимо повторить узор двумя руками одновременно. При звуковом сигнале поменяться местами с соседом.
Рефлексия: поделитесь свои мнением было ли вам сложно? (стенд с тремя эмоциями: красный- не буду использовать, не вижу смысла, жёлтый- возможно попробую, мне не всё понятно, зелёный- буду использовать, спасибо за рекомендации).
Спасибо Вам большое, что посетили наш мастер класс, думаю, что и Вам и деткам будет очень интересно в такие игры поиграть и дома с Вами. При том, что на это достаточно 15-20 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

Проект по мелкой моторике «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры (4-5 лет)»
мелкая моторика...

Статья "Актуальность развития мелкой и общей моторики у детей дошкольного возраста". Сентябрь 2023г.
В наше время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интелектуального и психофизического развития ребенка является сформирован...

Проект «Развивашки». Развитие мелкой и крупной моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это раз...

Нейроигры для развития мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста
Цель: обмен опытом со студентами по практическим навыкам развития общей и мелкой моторики дошкольников через нейроупражнения.Задачи:Повысить профессиональную компетенцию студентов в использовании нейр...



