Развитие мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста через нейроупражнения.
картотека

Пукиш Наталья Нугзаровна

С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры.

Каким детям необходима нейрогимнастика:

  • если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
  • заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
  • постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
  • плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
  • присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
  • быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
  • есть проблемы с речью разной сложности;
  • наблюдается слабая познавательная деятельность;
  • плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

На что направлены нейропсихологические игры и упражнения:

  • развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
  • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
  • работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
  • активизация речи;
  • работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.

Некоторые из нейропсихологических упражнений и игр довольно просты и под силу любой маме.

Вот несколько вариантов нейропсихологических игр:

Упражнения с мячом:

  1. Перекладывание из правой руки в левую и наоборот на счёт «раз-два».
  2. Передача соседу одновременно на счёт «раз-два».

C:\Users\Наталья\Desktop\maxresdefault.jpg

  1. «Себе – соседу» (по кругу) на счёт «раз-два».
  2. Перекрёстные движения или по диагонали (правая рука сверху, затем левая)
  3. Вариации. Например, сначала передача мяча себе, затем по диагонали соседу.
  4. Два мяча передаём двумя руками одновременно на счёт «раз-два».
  5. Два мячика по диагонали партнёру на счёт «раз-два».

C:\Users\Наталья\Desktop\maxres2.jpg

  1. *По мере усвоения упражнений, темп выполнения можно ускорить, в дальнейшем комбинации упражнений могут быть разные, также с использованием стихов и песенок.

Игры с мячом.

1. Взрослый произносит определенное слово и бросает мяч, ребенок ловит мяч и бросает его обратно, произнося слово (ассоциацию), связанное со словом взрослого. Например, когда взрослый говорит "небо», ребёнок отвечает: "облака".

2. Дети и взрослые бросают друг другу большой мяч с разного расстояния и ловят его обеими руками. Сначала они должны бросать мяч обеими руками, затем немного вправо, влево, вверх и вниз. Дети должны уметь бросать мяч обеими руками, снизу, сверху, пролетая по воздуху или ударяясь об пол.

Существует четыре способа, которыми ребенок может бросить большой мяч в стену:

1) Бросить и сразу же поймать;

2) Бросить мяч, уронить его на пол, а затем поймать;

3) Бросить мяч, хлопнуть в ладоши и поймать его (если будет

легко, хлопните два или три раза).

4) Бросьте мяч в сторону стенки, когда он отлет от нее, перепрыгните через него.

Выше перечисленные игры выполняются с мячом среднего размера, затем с мячом малого размера (теннисным мячом), что усложняет его. Теннисный мяч перебрасывается из правой руки в левую.

Ребенок бросает разные мячи в вертикальную цель. В качестве мишени могут выступать бумажные круги на стене или обручи, которые держат в руках взрослые.

Темп ускоряем, в дальнейшем комбинации упражнений могут быть разные, также с использованием стихов и песенок.

Полезных игр, радостного времяпрепровождения в кругу семьи и не только!!!

Педагог-психолог Павлюченко С.Ю.

Учитель-дефектолог Пукиш Н.Н.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Дюймовочка».

Развитие мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста через нейроупражнения.

C:\Users\Наталья\Desktop\82762d477432bebdde6cca8bf15aaae8_big.jpg



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста через нейроупражнения

Цель: развитие общей и мелкой моторики           

Задачи:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей
  • Формирование когнитивных способностей
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряженности.

В последние десятилетия психологи, педагоги и врачи отмечают катастрофическое нарастание у детей задержки и искажения в психоречевом развитии, это приводит к эмоционально-личностной неготовности к обучению, так же демонстрируют низкое развитие как крупной, так и мелкой моторики.  Мы заметили, дети меньше стали играть в подвижные игры на свежем воздухе (Спросить, какие игры из нашего детства знают родители: «Тише едешь-дальше будешь», «Резиночка», «Классики», "Море волнуется раз" и т.д.) В следствии этого заметно снизилась активная двигательная деятельность (страдает мелкая и крупная моторика тела и рук), низкие показатели развития силы и выносливости, смекалки, ловкости, находчивости, терпения, стремления к победе и творческого мышления. Спросить: А, как насчёт домашнего труда? Выполнение домашних обязанностей помогает детям: развить речь, повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное и логическое мышление, ручную умелость, мелкую моторику, глазомер, согласовывает в работе глаза и руки, формирует умение планировать работу, развивает волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца).

   Мы искали методы и приемы которые помогли бы нам добиться хороших результатов в коррекционно-развивающей работе, через альтернативные виды физической активности. Одним из таких методов, на наш взгляд, является нейроупражнения –развитие моторики тела и рук, через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

В своей практике при работе, мы используем

определенный комплекс упражнений

1.        Игры для развития мелкой моторики – развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии). Стимулируют речевые зоны головного мозга.

2.        Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Восстанавливают и формируют правильное дыхание.

3.   Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний.

4. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

5. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению и снятию напряжения.

6 .   Нейроигры (когнитивное развитие) – учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.

При использовании в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, что происходят положительные изменения:

  1. Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Мы для вас приготовили несколько игр, которые регулярно используем в работе с детьми.

Игра с мешочками.

С помощью этой игры мы развиваем: координацию рука-глаз, внимательность, ловкость, понижаем гипертонус руки, чувство ритма.

-Взрослый кидает ребенку мешочек, ребенок ловит мешочек поочередно левой/ правой рукой (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет).

-Взрослый кидает мешочек, ребенок ловит мешочек двумя руками (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет).

-У ребенка в руках мешочек, у взрослого в руках мешочек - мешочки кидать друг другу и ловить одновременно.

-Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх двумя руками, ловит его двумя руками (одной рукой левой/ правой-усложняем, проговаривает).

-Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх одной рукой (правой / левой), ловит одной рукой.

-Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх двумя руками, пока мешочек летит обратно, ребенок должен хлопнуть в ладоши (1 раз, с усложнением 2 / 3 раза), поймать мешочек двумя руками.

-Ребенок ходит по кругу (перешагивает препятствия, ходит по линиям) с мешочком на голове или плечах.

-Ребенок кидает мешочек дотрагивается до названной части тела (на усложнение, ребенок сам называет части тела).

Игра с шарами.

Эта простая игра поспособствует развитию у ребёнка пространственного мышления, моторики и координации.

На столе лежат карточки с разным рисунком, необходимо повторить узор двумя руками одновременно. При звуковом сигнале поменяться местами с соседом.

Рефлексия: поделитесь свои мнением было ли вам сложно? (стенд с тремя эмоциями: красный- не буду использовать, не вижу смысла, жёлтый- возможно попробую, мне не всё понятно, зелёный- буду использовать, спасибо за рекомендации).

Спасибо Вам большое, что посетили наш мастер класс, думаю, что и Вам и деткам будет очень интересно в такие игры поиграть и дома с Вами. При том, что на это достаточно 15-20 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

Статья "Актуальность развития мелкой и общей моторики у детей дошкольного возраста". Сентябрь 2023г.

В наше время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интелектуального и психофизического  развития ребенка является сформирован...

Проект «Развивашки».   Развитие мелкой  и крупной моторики у детей среднего дошкольного возраста. 

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это раз...

Нейроигры для развития мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста

Цель: обмен опытом со студентами по практическим навыкам развития общей и мелкой моторики дошкольников через нейроупражнения.Задачи:Повысить профессиональную компетенцию студентов в использовании нейр...