Консультация для родителей на тему «Деление слов на слоги с детьми старшего дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений»
консультация (старшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В консультации представлены правила слогораздела, а таже игры и упражнения для развития слогового анализа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Деление слов на слоги  с детьми старшего дошкольного возраста

посредством  использования игр и упражнений»

Научить детей делить слова на слоги – очень важная задача для педагогов и родителей. Владение подобным навыком пригодится первокласснику в освоении школьной грамоты. Как известно, у дошкольников с речевой патологией наблюдаются серьёзные нарушения в слоговой структуре слов. Дети не могут воспроизвести слова со сложной слоговой структурой, переставляют, заменяют, пропускают звуки и слоги. Навык деления слов на слоги поможет ребёнку справиться с этой проблемой и будет способствовать улучшению дикции.

Прежде, чем приступать к решению вопроса, как объяснить ребенку деление на слоги, прежде всего, нужно в доступной форме дать ему само понятие слога. Нужно сказать, что весь процесс обучения желательно организовать в игровом форме.

Слог – это минимальная произносительная единица в языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Объясняя ребенку, что такое слог, спросите у него, можно ли поделить печенье или шоколадку на кусочки. Скажите, что слова так же можно делить на небольшие кусочки, разделяя их небольшими паузами. А из этого следует, что слог – это кусочек слова, складывая которые можно легко научиться читать.

Как правильно делить слова на слоги?

1 правило: ребёнок прикладывает тыльную сторону ладони к подбородку снизу.

2 правило: ребёнок медленно произносит слово, старательно проговаривая гласные.

3 правило: при проговаривании ребёнок отсчитывает, сколько раз открылся рот (и упёрся подбородок в ладонь). Отсчёт можно делать, разгибая или загибая пальчики, как удобнее.

4 правило: ребёнок делает вывод, например: «В слове «барабан» три слога».

Когда ребёнок усвоит понятие «гласный звук», ему важно запомнить следующее правило: «Сколько гласных звуков в слове, столько же и слогов».

Основные правила слогораздела:

После того, как ребенок усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один гласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. Используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить высчитывать общее число слогов в определенном слове.

Общие правила корректного слогоделения звучат так:

  • слогообразующими всегда являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный;
  • слог может состоять из одного гласного звука либо  комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.

                СЛОГ:

Я делю слова на слоги –

Очень требованья строги!

Гласных две – и слога тоже,

Жить без гласной слог не может!

А двум гласным в слоге тесно,

Это всем давно известно!

Что ни гласная, то слог –

Вот такой друзья итог…

Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он слышит и проговаривает вслух.

Открытые и закрытые слоги:

Следующий этап обучения – объяснения типов слогов. Они могут открытыми и закрытыми, причем в первом случае «кусочки» слов заканчиваются гласным звуком, во втором – согласным. Проще это рассказать можно следующим образом:

  • открытый слог можно пропеть, мы проговариваем его на выдохе: МА;
  • в закрытом слоге выходящий воздух наталкивается на препятствия – губы, язычок, небо, и пропеть его не получается (слог, который заканчивается согласным звуком): АМ.

Для того, чтобы ребенку было легче разделить слова на слоги можно использовать слоговой светофорчик  («конверт» с прорезями в виде кружков или квадратов, полоска по размеру немного длинне «конверта»).

Полоска – это условное обозначение «слова». А кружки на полоске – части или слоги, из которых состоит слово.

МАЛИНА: МА-ЛИ-НА (3 кружка открылось – 3 части в слове или 3 слога)

С помощью слогового светофора ребенку будет легко увидеть сколько слогов в слове и их последовательность. Для этого необходимо произносить слово по слогам и на каждый слог сдвигать полоску вниз. Открывающийся кружок – это слог в слове. Сколько кружков открылось, столько и слогов.

Слоги в слове можно обозначать по-разному: счетными палочками, фишками, картонными кружками, квадратами, черточками и пр.

А теперь предлагаю несколько игр и упражнений, которые помогут ребенку научиться делить слова на (части) слоги:

Игра «Веселый поезд»

Ход игры: 4 поезда: с одним окошком, с двумя, с тремя, с четырьмя Предложите ребенку расселить слова в поезда.

Игра «Измени словечко»

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку назвать предмет по-другому, так, что бы в слове стало больше слогов.

Например, в слове ША-РЫ – 2 слога. Назови эти же предметы так, чтобы в слове стало 3 слога.

Ответ: ША-РИ-КИ.

Игра «Подбери словечко»

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку придумать слова, начинающиеся на МА- (или любой другой слог): маки, малыши, матрешка, мама, матрас и т.д.

Игра «Иду по следу»

Ход игры: На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.

Игра «Рассели животных»

Ход игры: Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите определить количество слогов в названии животного для того, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.

Ребенок, который освоит основные правила деления слов на слоги, намного быстрее научится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...

Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Консультация  предназначена для формирования экологических  знаний родителей, а также для обогащения сознания взрослых новым содержанием нравственных представлений в воспитании детей п...

Консультация для воспитателей на тему: "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. В связи с этим особый...

Мастер-класс для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста»

Материал заинтересует воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и творческих людей, работающих с детьми....

Консультация Консультация для родителей на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр »

Формирование основ логического мышления – одна из важных задач дошкольной педагогики. В процессе развития логического мышления у ребенка .     Развитие ребёнка и его обучени...