Роль театра в воспитании детей.
консультация (младшая группа)

Миронова Аделя Ахнафовна

О театре, как средстве воспитания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.23rol_teatra_v_vospitanii_detey.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театра в воспитании детей

Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.

Воспитание театром - это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса. Наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. И понятно, почему она близка ребенку. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемым самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Драматическая форма передачи жизненных впечатлений, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребенком в подражательной форме. Для неосознанных душевных движений (героизм, отвага, самопожертвование) силою инстинкта и воображения ребенок создает те положения и обстановку, которые не дает ему жизнь. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно в драматической форме воображаемый образ воплощается и реализуется в действительность, хотя бы и условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление. Ребенок, который в первый раз видит поезд, драматизирует свои представления: он играет роль паровоза, стучит, свистит, стараясь подражать тому, что он видел, и эта драматизация впечатления от увиденного, пережитого и воплощенного им поезда доставляет ребенку огромное наслаждение. Так часто можно наблюдать игру мальчишек в роботов, супергигантов и т.д.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом, между прочим, и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Каждая театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют, придумывают костюмы, создают выдуманные сказочные образы, иными словами готовят пьесу. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл только тогда, когда их творчество является частью общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Игра — жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру можно рассматривать как первичную драматическую форму, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице. В ней творчество ребенка имеет характер синтеза, — его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего одновременного напряжения его психики.

Недопустимо при заучивании литературного текста: заучивание слов, не соответствующих пониманию и чувствам ребенка, сковывающих детское творчество и превращающих ребенка в связанного текстом передатчика чужих слов. Вот почему гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества. Здесь возможны самые различные формы и степени от заранее подготовленного и проработанного литературного текста и до легкой наметки каждой роли, которую сам ребенок в процессе игры должен импровизированно развернуть в новый словесный текст. Такие пьесы будут неизбежно менее художественно правильны, чем готовые пьесы, написанные писателями, но у них есть огромное преимущество, заключающееся в том, что они продукт детского творчества.

Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все — от занавеса и до развязки драмы — должно быть сделано руками и воображением самих детей, тогда только драматическое творчество будет для каждого ребенка значимо. Ценность процессов детского творчества особенно ярко проявляется в том, что моменты вспомогательные, такие как техническая работа по изготовлению декораций, разработка костюмов, создание реквизита и бутафории приобретают для детей значение ничуть не меньше, чем сама пьеса и игра.

Так же точно, как пьесу, нужно предоставить детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же и цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребенку. Ребенка обязательно будут смущать все внешние формы театра взрослых, прямо перенесенные на детскую сцену; помните, ребенок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя! Спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающие на долю ребенка со стороны взрослых.

.

Среди элементов театральности педагоги отмечают обычно следующие:

Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питавшего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить свое отношение к происходящему на сцене (перед другими или собой, во время сценического действия или после него);

Лицедейство - искусство выражения внутреннего мира человека, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю благодаря их наглядности,

Сценичность - обращенность лицедейства и взаимодействия к зрителю, отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (а сверхсознания), включен в тот обмен символами и энергиями, который составляет основу зрительского переживания;

Сюжетность действия - наличие сверхцелей и сверхсмыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сценического хода и выявляющих в них единый поток сценического действия (сквозного и непрерывного дыхания времени).

При грамотно продуманном обучении ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма при создании определенного образа. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык "включения" в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.

Интеграционный момент в театральном воспитании особенно актуален сейчас, когда общество все более сужает личностный кругозор ученика или студента, твердо встав на путь узкопрофессионального образования и специализации, что, к сожалению, не приближает нас к идеалу духовно богатой личности. При режиссерской работе, ребенок осваивает азы режиссерской композиции, учится подчинить мелочи – сверхзадаче, а случайно – режиссерскому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом и убеждается в том, что сам может быть режиссером своей судьбы. Курс актерского мастерства - это эффективная педагогическая система для воспитания у ребенка строгой внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит, прежде всего, владеть своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Не подавлять их, и не вытеснять, напротив - выводить на свет прожекторов, чтобы подарить их миру, обсудить, сделать предметом искусства.

И главное, приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удивительным!

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное представление. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны, и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию - сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образно-конкретного мышления, спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять ее главную идею и настроение.

.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям, поделиться эмоциями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь (а, следовательно, и мышление) детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания, самодеятельный детский театр гораздо в большей мере, чем профессиональный, несет в себе и возможность воспитания педагогического. Ребенок может быть не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации, написать и обсудить сценарий - это один аспект. Второй заключается в том, что умело подобранные родителями пьесы способны оказать на психику ребенка целебное действие. Разыгрывая роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе и учится преодолевать, или, наоборот, культивировать положительные черты. И, самое главное, что это воспитание происходит без нотаций и менторского тона, в процессе игры.

Известно так же, что множество психотерапевтических методов основано на игровых театральных приемах, где основным принципом является "смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком". Поэтому нужно придумать или выбрать такие пьесы и сказки, где бы вы вместе могли посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребенка и неуверенность в себе (не путать со скромностью), трусость и т.п.

С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. Игра - современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Через игру ребенок учится разрешать жизненные ситуации, связанные с общением, учиться искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно-следственные связи в жизни. Очень важен показ неоднозначности возможных решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль театра в развитии детей".

Привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве героев. Закрепление правил собственной безопасности детей....

Консультация для родителей: «Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста»

Публикуемый материал может быть полезен не только родителям детей дошкольного возраста, но и педагогам ДОУ, так как содержит практические рекомендации по развитию артистических способностей детей....

«Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым...

Роль театра в развитии детей.

В статье говорится о том, как важно детям ходить в театр и как это положительно влияет на развитие детей....

«Роль театра в воспитании детей»

Консультация для педагогов...

Роль театра в воспитании детей

Театрализованной игре следует уделять должное внимание....

Роль театра в воспитании детей раннего возраста

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формировани...