«Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»
консультация (младшая группа) по теме

Танцюра Наталья Константиновна

Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии (настольный, пальчиковый, театр марионеток, би –ба –бо) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство-то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии (настольный, пальчиковый, театр марионеток, би –ба –бо) .

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источника духовно – нравственного развития детей.

Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Цель ознакомления детей 2 – 4 лет с русским фольклором с использованием разных видов театра: создание интереса к устному народному творчеству с помощью такого средства, как театральная деятельность.

Поставленная цель определила постановку и решение следующих задач:

1 Создание развивающей среды в группе, способствующей развитию интереса малышей к театральной деятельности.

2 Подбор произведений русского фольклора, соответствующего возрасту детей 2 – 4 лет.

3 Привлечение родителей к активному сотрудничеству в работе по приобщению детей к истокам устного русского народного творчества.

4 Создание нетрадиционных кукол для различных видов театра.

Основная педагогическая идея методической разработки: формирование стойкого интереса детей 2 – 4 лет к устному русскому народному творчеству средствами различных видов театра.

Новизна данной идеи в том, что в изготовлении игрушек и кукол для театрализованной деятельности:

1. Используются нестандартные материалы.

2. В изготовлении игрушек принимает участие ребёнок и его семья.

Основная часть.

К. Д Ушинский подчёркивал, что «литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа »( 1) .Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни, прежде всего, являются произведения русского устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, песенки, загадки, считалки, пословицы и сказки. Произведения русского народного творчества своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно- нравственного воспитания и развития ребёнка.

В наше время родители из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают о том, что для всестороннего развития ребенка необходимо заботиться не только о физиологическом развитии ребенка, но и духовно-нравственном его развитии. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные, потешки, пестушки и т. д) практически не используются даже в младшем возрасте. Во многих семьях очень мало внимания уделяют чтению и рассказыванию стихов, сказок и других произведений.

В детском саду фольклор сопровождает малышей с периода адаптации до выпуска в школу. Потешки, песенки, загадки, сказки сопровождают ребенка на протяжении всего дня, например: потешки используемые при умывании:

Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки,

Вот какие ладушки, ладушки- ладошки.

Потешки используемые при одевании и укладывания спать:

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Кто в обновку нарядится?

Чья дочурка- баловница?

Маша - вот кто!

***

Люли-люли-люли-

Прилетели гули.

Стали гули ворковать,

Стал Ванюша засыпать.

Потешки, используемые для кормления:

Травушка-муравушка

Сосна поднялась

Птичка-синичка

За зерно взялась!

Зайки-за капустку,

Мышки-за корку,

Детки-за молочко!

Уже к концу третьего года жизни ребенок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. А фольклор дает возможность познакомить детей с разными образами животных, которых они видели только на картинках. Первые русские народные сказки понятны ребенку, потому что их герои-животные разговаривают и действуют как люди (выполняют какую-либо работу и наделены человеческими качествами: петух смелый, заяц трусливый, лиса хитрая). Также сказки помогают понять, где хорошо, а где плохо, развить речь, получить информацию о моральных устоях, привить духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, щедрость. Сказки или другие произведения лучше не читать, а рассказывать и показывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста, так как помогает понять содержание, отношение к персонажам. Так как у детей двух-четырех лет наглядно-образное мышление, то для лучшего понимания произведения малых фольклорных форм помогает инсценирование их с помощью различных видов театра, таких как: настольный, пальчиковый, театр кукол типа петрушек, театр марионеток (приложение №1). Куклы и другие игрушки можно использовать не только для показа сказок, песенок, потешек, но и повседневной жизни малышей.

Перед тем как приступить к показу того или иного театра следует дать детям возможность рассмотреть объемные или плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются потешки, песенки, русские народные сказки, в которых герои: животные и люди. Работа по созданию интереса к русскому народному творчеству с помощью театральной деятельности проводится в несколько этапов:

1. Развивающая среда.

2. Составление перспективного планирования.

3. Работа с родителями.

4. Подготовка материала.

5. Совместная деятельность взрослых и детей при ознакомлении с русским фольклором с использованием различных видов театра.

6. Самостоятельная театральная деятельность детей.

Для того чтобы фольклор стал неотъемлемой частью жизни детей, в группе необходимо создать развивающую среду. В интерьер можно включить элементы русского декоративно-прикладного искусства: глиняные и деревянные игрушки (Дымково, Городец, Филимоновская, предметы утвари, полотенца, половики, элементы одежды.

Создать библиотеку книг с русскими народными сказками, потешками, песенками. А самое главное-это собрать коллекцию различных видов театра, в том числе изготовленных из нетрадиционных материалов

Также следует составить перспективный план по ознакомлению детей двух-четырех лет с малыми фольклорными формами с использованием театра на занятиях. В течение года планируется 18 занятий, по 2 занятия в месяц. Остальная работа проводится в течение года в повседневной деятельности.

На родительском собрании нужно познакомить родителей с целью проведения этой работы. Заинтересовать родителей в активной поддержке, а затем провести консультацию по теме: «Использование театра в ознакомлении с русским фольклором». Предложить родителям рассмотреть фабричные фигурки разных видов театра. Выработать общее решение по изготовлению игрушек и кукол из нетрадиционных материалов (природный, бросовый, тканевый, нитяной и др.) Предложить родителям распределить межу собой материал и вместе с детьми приступить к изготовлению кукол и игрушек для будущей театральной деятельности.

Как говорилось ранее, различают четыре вида театра:

1. Куклы Би-ба-бо (театр Петрушек) В этом театре используются куклы перчаточного вида. Кукла полая внутри, надевается на руку. В голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма большой и средний. Такую куклу легко сшить самим, используя бросовый материал. Старые перчатки, варежки, детские носки, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки для глаз, носа и рта.

 

2. Пальчиковый театр-театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно взять картон, вырезать из него лицо человечка или мордочку животного, нарисовать глаза, нос, рот. Затем склеить кольцо из бумаги на палец и приклеить личико. Герой готов. Также можно использовать половинки футляров от киндер сюрпризов или связать маленькие фигурки из остатков ниток. Кукол надевают на пальцы, по ходу действия двигая одним или несколькими пальцами, проговаривают текст сказки или потешки.

 

3. Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для детей двух-четырех лет. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театральной игры. В этом виде театра для изготовления игрушек используется самый разнообразный материал: картон, глина, нитки. Ткань, пластиковые стаканы, шишки и др. Игрушки для театра имеют самые разные размеры от десяти до тридцати сантиметров, но их объединяет одно. Они должны устойчиво стоять на столе.

 

4. Театр марионеток устроен по принципу больших кукол. Таких кукол сделать труднее, но возможно. Нужно взять старую тряпичную куклу или сшить новую и прикрепить ее рукам, ногам и голове лески. Затем изготовить крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки. Привязать лески к дощечкам и кукла готова.

 

Каждую сказку, песенку, потешку следует рассказывать несколько раз, возвращаясь периодически к одному и тому же произведению. Поэтому каждый раз следует выбирать разный вид наглядности: разные виды театров, рассматривания иллюстраций или вообще без наглядности. Использование разных видов театра активизирует внимание малышей, обеспечивая его целесообразность, а также помогает ребенку вспомнить текст произведения при последующей самостоятельной игре со знакомыми игрушками. В вечернее время к показу сказок целесообразно подключить родителей при этом заинтересованность детей возрастает. Они с удовольствием играют вместе с родителями. В повседневной жизни используются различные куклы для осуществления режимных моментов, для каждого вида деятельности.

Надевая на палец фигурку пальчикового театра или беря в руки куклу, вы приобретаете себе помощника, с помощью которого можно привлечь детей к любому виду деятельности, не прилагая больших усилий. Будь то умывание, приём пищи, одевание, прогулка или укладывание спать.

 

Проговаривая при этом удачно подобранную потешку, песенку или закличку можно достигнуть несколько целей: знание русского фольклора, обогащение словаря, развитие связной речи.

Совместная театрально-игровая деятельность уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мама, папа, дедушка, бабушка. Знакомясь с фольклором в совместной театрально-игровой деятельности, взрослые и дети учатся понимать друг друга. С помощью взрослых дети попадают в удивительный мир русского народного устного творчества и яркого красочного театра, в такой атмосфере создаются условия для самостоятельной творческой театральной игры. Дети, наблюдая за действиями педагога и родителей, учатся манипулировать куклами и игрушками разных видов театра. Они запоминают и повторяют слова, которые произносят герои русских сказок, потешек, песенок и др. малых фольклорных форм. Воспитывается интонационная выразительность речи.

Ожидаемый результат методической разработки:

1. Дети проявляют постоянный интерес к произведениям русского фольклора.

2. Совместная деятельность взрослых детей создаёт общность интересов, возможность более глубокого общения друг с другом.

3. Дети эстетически воспринимают красоту родного языка, эмоционально реагируют на образы героев произведений, созданные с помощью разнообразных видов театра.

4. Запоминают и произносят новые слова, понимают их значение.

5. Развивают связную речь, строят небольшие предложения, состоящие из 2-3 слов и более.

6. Осознают такие нравственные понятия как «хорошо, плохо».

7. Проявляют такие качества как «доброта, щедрость».

Данная педагогическая идея может использоваться педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми в возрасте от 2 до 7 лет.

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду –М., 2003.

2. Васильева М. А., Гербова В. В. Комплексные занятия в ДОУ –Волгоград: «Учитель», 2010.

4. Генов Г. В. Театр для малышей – М. : Просвещение, 1968.

5. Габова В. В. Приобщение детей к художественной литературе – Мозаика-Синтез, 2006.

6. Караманенко Т. С. Кукольный театр в детском саду –М. : Учпедгиз, 1980.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению с фольклором

с помощью различных видов театра в 1-ой младшей группе

1. Настольный театр «Курочка Ряба»

цель:Привлечь к самостоятельному обследованию персонажей настольного театра.

Учить эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание сказки, реагировать на обращение, использовать доступные речевые средства.

Материал:Персонажи сказки «Курочка Ряба» (настольный театр или куклы Би-Ба-Бо, декорации – домик стол, лавки и т. д.

2. «Петушок, курочка и цыплята» потешки «Петушок», «Курочка Рябушечка» чтение.

Цель:Познакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке и цыплятах.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Формировать интерес к театральной деятельности.

Материал:Персонажи потешек «Петушок и курочка Рябушечка» (настольный или пальчиковый театр)

3. Настольный театр «Теремок» рассказывание сказки. Чтение русской народной песенки «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду»

Цель:Продолжать учить самостоятельно обследовать фигуры из настольного театра, высказываться по желанию;

Эмоционально откликаться на происходящее действие. Включаться в рассказывание сказки; внятно произносить звуки и слова.

Материал:Настольный театр «Теремок», красочный мешок, кукла-вертушка, изображение ворона.

4. Потешка «Огуречик, огуречик» рассказывание.

Цель:Познакомить детей с фольклорным текстом, используя игрушки настольного театра;

Обогатить словарь детей введением слов одного корня (огурец, огурчик, огуречик) .

Познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придав образу реалистические черты.

Материал:Стержневые куклы для настольного театра. Декорации к потешке: гирлянда листьев, на 1 листе две прорези, верхняя и нижняя для движения фигурок.

5. Игра-инсценировка «Колобок»

Цель:Активизировать самостоятельные речевые высказывания при рассматривании игрушек.

Привлечь к использованию отрывков из сказки к собственной игре.

Материал:2 комплекта игрушек для инсценировки, 4-5 колобков, декорации, мешок.

6. Чтение потешки «Наши уточки с утра», дидактическая игра «Кто пришел, кто ушел? »

Цель:Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

Учить детей различать и называть птиц. Развивать внимание.

Материал:Фланелеграф, плоские фигурки для фланелеграфа.

7. «Пошел Котик на торжок» чтение песенки.

Цель:Познакомить с содержанием р. н. песенки используя мягкие игрушки настольного театра.

Развивать воображение, Осознавать такое понятие, как щедрость. Учить внимательно слушать текст и проговаривать слова.

Материал:Мягкие игрушки настольного театра.

8. Р. Н. С. «Репка» игра-инсценировка.

Цель:Закреплять знания сказки «Репка». Обогащать словарь.

Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них.

Материал:Фигурки пальчикового театра (вязанные из футляров от киндер-сюрпризов, декорации.

9. Русская народная песенка «Заяц Егорка», игра «Зайка серенький сидит».

Цель:Познакомить с содержанием р. н. песенки.

Учить угадывать животное по описанию.

Поощрять попытки прочесть текст самим.

Материал:Театр марионеток (кукла-заяц)

10. Инсценировка сказки «Козлята и волк».

Цель:С помощью наглядности поддерживать речевую активность и инициативу, стремление вступать в речевое общение.

На основе сказки расширить представления об отношениях между матерью и детьми.

Укреплять материнский авторитет.

Прививать послушание, на примере образов Козы и Волка, показать противоборство добра и зла, Утвердить торжество доброго начала.

Материал:Фигурки конусного настольного театра, декорации.

11. Чтение потешки «Чики-чики-чикалочки».

Цель:Помочь детям понять содержание потешки, запомнить её.

Учить внятному произношению слов.

Материал:Фигурки настольного театра.

12. Повторение сказки «Козлятки и волк», самостоятельная деятельность

Цель:Учить манипулировать куклами перчаточного типа. Учить соотносить слова героев с их образами. Играть в сказку с помощью педагога.

Материал:Куклы героев сказки «Козлята и волк» перчаточного типа.

13. Потешка «Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор»

Цель:Познакомить детей с фольклорным жанром: потешками-небылицами.

Привнести на занятия настроения, веселья, балогурства.

Закрепить и расширить знания детей о домашних животных.

Материал:Фланелеграф и фигурки к нему.

14. Показ сказки «Маша и медведь».

Цель:Познакомить детей с новой русской народной сказкой.

Формировать умение сопереживать героям, объяснить значение слов: кузовок и изба.

Материал:Куклы-марионетки, декорации.

15. «Бежала лесочком Лиса с кузовочком» русская народная песенка.

Цель:Продолжать знакомить детей с русским фольклором.

Совершенствовать память и внимание, поощрять попытки повторения текста песенки.

Учить манипулировать игрушками театра.

Материал:Кукла Лисы на стержне, которая крутится вокруг своей оси, корзинка, муляжи грибов. Игрушки -резиновые лисята

16. Рссказывание сказки «Кот, петух и лиса»

Цель:Познакомить детей с р. н. с. «Кот, петух и лиса». Формировать умение слушать и смотреть внимательно.

Объяснить значение слова «гусли».

Формировать понятие о дружбе. Оценивать поступки героев.

Материал:Куклы (кота, лисы и петуха, перчаточные (Би-Ба-Бо, декорации к сказке

17. Русская народная закличка «Солнышко ведрышко»

Цель:Познакомить с р. н. закличкой «Солнышко- ведрышко», обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь и память.

Материал:Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа, иллюстрации.

18. Инсценировка потешки «Как у нашего Кота», игра рассматривание домиков у зверей.

Цель:Учить внимательно слушать и понимать содержание потешки, развивать наблюдательность.

Формировать способность к диалогической речи.

Вызвать желание к самостоятельному инсценированию.

Материал:Фланелеграф, игрушки плоские, мягкая игрушка кота.

Во 2-ой младшей группе по такой же схеме планируются занятия по ознакомлению детей с русским фольклором с помощью различных видов театра. Знакомить можно с такими произведениями, как – песенки, потешки, заклички: «Пальчик-мальчик», «Ночь пришла», «Еду, еду к бабе, деду», «Тили-бом, тили-бом», «Как у нашего Кота», «Кисонька-Мурысенька», «Сидит Белка на тележке», «Заря-заряница», «На улице три курицы», «Тень- тень потетень».

Русские народные сказки: «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок – смоляной бочок», «Лиса и заяц», «У страха глаза велики».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»

В даном проекте предпринята попытка использовать фольклор, как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста. Ведь на данном жизненном этапе ребенка э...

«Роль театра в ознакомлении детей 2- 4 лет с устным народным творчеством»

Ознакомление детей 2 - 4 лет с русским фольклором используя для этого театры разного вида В работе присутствует виды театров, их краткое описание. Перспективное планирование для работы с детьми 2 - 4 ...

Тема: «Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

laquo;Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим исток...

Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

Конспект ООД в младшей группе Тема:" Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством"...

Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

Конспект ООД в младшей группе Тема:Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устнным творчеством"...