Главные вкладки

    Тема: «Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»
    консультация (младшая группа)

    «Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

    На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство-то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

    Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии (настольный, пальчиковый, театр марионеток, би –ба –бо) .

    Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источника духовно – нравственного развития детей.

    Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

    К. Д Ушинский подчёркивал, что «литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ».Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни, прежде всего, являются произведения русского устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, песенки, загадки, считалки, пословицы и сказки. Произведения русского народного творчества своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно- нравственного воспитания и развития ребёнка.

    В наше время родители из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают о том, что для всестороннего развития ребенка необходимо заботиться не только о физиологическом развитии ребенка, но и духовно-нравственном его развитии. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные, потешки, пестушки и т. д) практически не используются даже в младшем возрасте. Во многих семьях очень мало внимания уделяют чтению и рассказыванию стихов, сказок и других произведений.

     В детском саду фольклор сопровождает малышей с периода адаптации до выпуска в школу. Потешки, песенки, загадки, сказки сопровождают ребенка на протяжении всего дня.

    Уже к концу третьего года жизни ребенок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. А фольклор дает возможность познакомить детей с разными образами животных, которых они видели только на картинках. Первые русские народные сказки понятны ребенку, потому что их герои-животные разговаривают и действуют как люди (выполняют какую-либо работу и наделены человеческими качествами: петух смелый, заяц трусливый, лиса хитрая). Также сказки помогают понять, где хорошо, а где плохо, развить речь, получить информацию о моральных устоях, привить духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, щедрость. Сказки или другие произведения лучше не читать, а рассказывать и показывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста, так как помогает понять содержание, отношение к персонажам. Так как у детей двух-четырех лет наглядно-образное мышление, то для лучшего понимания произведения малых фольклорных форм помогает инсценирование их с помощью различных видов театра, таких как: настольный, пальчиковый, театр кукол типа петрушек, театр марионеток. Куклы и другие игрушки можно использовать не только для показа сказок, песенок, потешек, но и повседневной жизни малышей.

    Перед тем как приступить к показу того или иного театра следует дать детям возможность рассмотреть объемные или плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются потешки, песенки, русские народные сказки, в которых герои: животные и люди. Работа по созданию интереса к русскому народному творчеству с помощью театральной деятельности проводится в несколько этапов:

    1. Развивающая среда.

    2. Составление перспективного планирования.

    3. Работа с родителями.

    4. Подготовка материала.

    5. Совместная деятельность взрослых и детей при ознакомлении с русским фольклором с использованием различных видов театра.

    6. Самостоятельная театральная деятельность детей.

    Для того чтобы фольклор стал неотъемлемой частью жизни детей, в группе  создали развивающую среду. В интерьер включили элементы русского декоративно-прикладного искусства: глиняные и деревянные игрушки (Дымково,  Городец, Филимоновская, предметы утвари, полотенца, половики, элементы одежды).

    Создали библиотеку книг с русскими народными сказками, потешками, песенками. А самое главное-это собрали  коллекцию различных видов театра, в том числе изготовленных из нетрадиционных материалов.

    Каждую сказку, песенку, потешку следует рассказывать несколько раз, возвращаясь периодически к одному и тому же произведению. Поэтому каждый раз следует выбирать разный вид наглядности: разные виды театров, рассматривания иллюстраций или вообще без наглядности. Использование разных видов театра активизирует внимание малышей, обеспечивая его целесообразность, а также помогает ребенку вспомнить текст произведения при последующей самостоятельной игре со знакомыми игрушками. В вечернее время к показу сказок целесообразно подключить родителей при этом заинтересованность детей возрастает. Они с удовольствием играют вместе с родителями. В повседневной жизни используются различные куклы для осуществления режимных моментов, для каждого вида деятельности.

    Надевая на палец фигурку пальчикового театра или беря в руки куклу, вы приобретаете себе помощника, с помощью которого можно привлечь детей к любому виду деятельности, не прилагая больших усилий. Будь то умывание, приём пищи, одевание, прогулка или укладывание спать.

    Проговаривая при этом удачно подобранную потешку, песенку или закличку можно достигнуть несколько целей: знание русского фольклора, обогащение словаря, развитие связной речи.

    С помощью взрослых дети попадают в удивительный мир русского народного устного творчества и яркого красочного театра, в такой атмосфере создаются условия для самостоятельной творческой театральной игры. Дети, наблюдая за действиями педагога и родителей, учатся манипулировать куклами и игрушками разных видов театра. Они запоминают и повторяют слова, которые произносят герои русских сказок, потешек, песенок и др. малых фольклорных форм. Воспитывается интонационная выразительность речи.

    Совместная театрально-игровая деятельность уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мама, папа, дедушка, бабушка. Знакомясь с фольклором в совместной театрально-игровой деятельности, взрослые и дети учатся понимать друг друга. Родители  активно  принимают  участие в беседах, консультациях,  на родительских собраниях по театрализованной деятельности в доу.

    Данная педагогическая идея может использоваться педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми в возрасте от 2 до 7 лет.

    Литература:

    1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду –М., 2003.

    2. Васильева М. А., Гербова В. В. Комплексные занятия в ДОУ –Волгоград: «Учитель», 2010.

    3. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: методические рекомендации. – М. : Творческий центр, 2009.

    4. Генов Г. В. Театр для малышей – М. : Просвещение, 1968.

    5. Габова В. В. Приобщение детей к художественной литературе – Мозаика-Синтез, 2006.

    6. Караманенко Т. С. Кукольный театр в детском саду –М. : Учпедгиз, 1980.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx20.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Детский сад к./в. «Колокольчик»

    ДОКЛАД

    на  августовскую конференцию

    (младшая секция)

    Тема: «Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

                                                          Подготовила: Пьянзина Т. А.

            

    2016 г.

    «Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

    На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство-то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

    Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии (настольный, пальчиковый, театр марионеток, би –ба –бо) .

    Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источника духовно – нравственного развития детей.

    Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

    К. Д Ушинский подчёркивал, что «литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ».Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни, прежде всего, являются произведения русского устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, песенки, загадки, считалки, пословицы и сказки. Произведения русского народного творчества своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно- нравственного воспитания и развития ребёнка.

    В наше время родители из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают о том, что для всестороннего развития ребенка необходимо заботиться не только о физиологическом развитии ребенка, но и духовно-нравственном его развитии. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные, потешки, пестушки и т. д) практически не используются даже в младшем возрасте. Во многих семьях очень мало внимания уделяют чтению и рассказыванию стихов, сказок и других произведений.

     В детском саду фольклор сопровождает малышей с периода адаптации до выпуска в школу. Потешки, песенки, загадки, сказки сопровождают ребенка на протяжении всего дня.

    Уже к концу третьего года жизни ребенок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. А фольклор дает возможность познакомить детей с разными образами животных, которых они видели только на картинках. Первые русские народные сказки понятны ребенку, потому что их герои-животные разговаривают и действуют как люди (выполняют какую-либо работу и наделены человеческими качествами: петух смелый, заяц трусливый, лиса хитрая). Также сказки помогают понять, где хорошо, а где плохо, развить речь, получить информацию о моральных устоях, привить духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, щедрость. Сказки или другие произведения лучше не читать, а рассказывать и показывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста, так как помогает понять содержание, отношение к персонажам. Так как у детей двух-четырех лет наглядно-образное мышление, то для лучшего понимания произведения малых фольклорных форм помогает инсценирование их с помощью различных видов театра, таких как: настольный, пальчиковый, театр кукол типа петрушек, театр марионеток. Куклы и другие игрушки можно использовать не только для показа сказок, песенок, потешек, но и повседневной жизни малышей.

    Перед тем как приступить к показу того или иного театра следует дать детям возможность рассмотреть объемные или плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются потешки, песенки, русские народные сказки, в которых герои: животные и люди. Работа по созданию интереса к русскому народному творчеству с помощью театральной деятельности проводится в несколько этапов:

    1. Развивающая среда.

    2. Составление перспективного планирования.

    3. Работа с родителями.

    4. Подготовка материала.

    5. Совместная деятельность взрослых и детей при ознакомлении с русским фольклором с использованием различных видов театра.

    6. Самостоятельная театральная деятельность детей.

    Для того чтобы фольклор стал неотъемлемой частью жизни детей, в группе  создали развивающую среду. В интерьер включили элементы русского декоративно-прикладного искусства: глиняные и деревянные игрушки (Дымково,  Городец, Филимоновская, предметы утвари, полотенца, половики, элементы одежды).

    Создали библиотеку книг с русскими народными сказками, потешками, песенками. А самое главное-это собрали  коллекцию различных видов театра, в том числе изготовленных из нетрадиционных материалов.

    Каждую сказку, песенку, потешку следует рассказывать несколько раз, возвращаясь периодически к одному и тому же произведению. Поэтому каждый раз следует выбирать разный вид наглядности: разные виды театров, рассматривания иллюстраций или вообще без наглядности. Использование разных видов театра активизирует внимание малышей, обеспечивая его целесообразность, а также помогает ребенку вспомнить текст произведения при последующей самостоятельной игре со знакомыми игрушками. В вечернее время к показу сказок целесообразно подключить родителей при этом заинтересованность детей возрастает. Они с удовольствием играют вместе с родителями. В повседневной жизни используются различные куклы для осуществления режимных моментов, для каждого вида деятельности.

    Надевая на палец фигурку пальчикового театра или беря в руки куклу, вы приобретаете себе помощника, с помощью которого можно привлечь детей к любому виду деятельности, не прилагая больших усилий. Будь то умывание, приём пищи, одевание, прогулка или укладывание спать.

    Проговаривая при этом удачно подобранную потешку, песенку или закличку можно достигнуть несколько целей: знание русского фольклора, обогащение словаря, развитие связной речи.

    С помощью взрослых дети попадают в удивительный мир русского народного устного творчества и яркого красочного театра, в такой атмосфере создаются условия для самостоятельной творческой театральной игры. Дети, наблюдая за действиями педагога и родителей, учатся манипулировать куклами и игрушками разных видов театра. Они запоминают и повторяют слова, которые произносят герои русских сказок, потешек, песенок и др. малых фольклорных форм. Воспитывается интонационная выразительность речи.

    Совместная театрально-игровая деятельность уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мама, папа, дедушка, бабушка. Знакомясь с фольклором в совместной театрально-игровой деятельности, взрослые и дети учатся понимать друг друга. Родители  активно  принимают  участие в беседах, консультациях,  на родительских собраниях по театрализованной деятельности в доу.

    Данная педагогическая идея может использоваться педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми в возрасте от 2 до 7 лет.

    Литература:

    1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду –М., 2003.

    2. Васильева М. А., Гербова В. В. Комплексные занятия в ДОУ –Волгоград: «Учитель», 2010.

    3. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: методические рекомендации. – М. : Творческий центр, 2009.

    4. Генов Г. В. Театр для малышей – М. : Просвещение, 1968.

    5. Габова В. В. Приобщение детей к художественной литературе – Мозаика-Синтез, 2006.

    6. Караманенко Т. С. Кукольный театр в детском саду –М. : Учпедгиз, 1980.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

    Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым...

    Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

    В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....

    Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

    Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

    Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»

    В даном проекте предпринята попытка использовать фольклор, как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста. Ведь на данном жизненном этапе ребенка э...

    «Роль театра в ознакомлении детей 2- 4 лет с устным народным творчеством»

    Ознакомление детей 2 - 4 лет с русским фольклором используя для этого театры разного вида В работе присутствует виды театров, их краткое описание. Перспективное планирование для работы с детьми 2 - 4 ...

    Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

    Конспект ООД в младшей группе Тема:" Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством"...

    Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

    Конспект ООД в младшей группе Тема:Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устнным творчеством"...