"Как помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться к школьному обучению"
консультация (подготовительная группа)

Мутьева Лариса Юрьевна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться к школьному обучению

Начало обучения, переход в новую школу – это не только новые условия жизни и деятельности ребенка-это новые контакты, новые отношения, новые обязанности т.о. изменяется вся жизнь ребенка. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, меняет режим дня, требует большой мобилизации сил ребенка, особенно ребенка с проблемами здоровья и развития.

Адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

В течение первых недель обучения протекает физиологическая адаптация. Организм ребенка приспосабливается к новому режиму, нагрузке, необходимости достаточно долгое время проводить сидя за письменным столом и другим условиям.

Первые две-три недели организм ребенка реагирует на изменившиеся условия достаточно сильным напряжением, сравнимым с напряжением, испытываемым космонавтами во время взлета. В этот период поведение ребенка может достаточно сильно измениться. У части детей может отмечаться повышенная возбудимость, капризность, склонность к истерикам. Другие дети могут наоборот быть более апатичными, сонливыми, пассивными, испытывать постоянную вялость и усталость. У детей с ОВЗ период физиологической адаптации может проходить дольше и тяжелее, чем у нормотипичных сверстников.

Чтобы привыкание прошло успешно, важно обращать внимание на физическую и физиологическую готовность детей к обучению. Прогулки, закаливание, физические упражнения, помогающие укрепить мышцы (особенно мышцы спины) необходимы детям в этот непростой период. Обязательно нужно обратить внимание на соблюдение режима дня, особенно на режим сна. Дети младшего школьного возраста должны спать не менее 8-9 часов.

В связи с возросшей нагрузкой, подготовкой к урокам, посещением дополнительных занятий родители некоторых школьников исключают из их жизни прогулки. Это недопустимо. Прогулки, активные игры, игры на свежем воздухе не только укрепят здоровье, но и помогут сбросить излишнее напряжение. Если ребенок привык к дневному сну, то отказываться от него в первые дни учебы не стоит. Это поможет восстановить силы. От чего действительно стоит отказаться в этот период, это от длительного просмотра телевизора, игры на компьютере, планшете или смартфоне, заменив их чтением книг, настольными играми, совместным творчеством.

Не рекомендуется одновременно с обучением в первом классе начинать занятия в музыкальной или художественной школе или спортивной секции, если ребенок не посещал их ранее. Лучше отложить до следующего учебного года

Кроме физиологического аспекта адаптации существуют и такие аспекты как социальный и психологический. Социально-психологическая адаптация может быть сформирована к концу первого полугодия, в сложных случаях к концу первого года обучения.

 

Адаптационный период может считаться завершенным, если ребенок:

  • посещает школу с удовольствием
  • принимает роль ученика и все обязанности с ней связанные
  • принимает школьные правила общения и поведения
  • легко без лишнего напряжения справляется с учебной нагрузкой
  • успешен в учебе
  • доброжелательно общается с одноклассниками, возникающие конфликты решает в основном самостоятельно, имеет друзей

Если ребенок постоянно плачет, капризничает, отказывается от любимых игр и занятий, плохо спит, появились навязчивые движения, страхи, тревога, не медлите, обратитесь за помощью к учителю и школьному психологу. Если вовремя не разобраться в причинах, не скорректировать затруднения адаптации, то это может привести к педагогической запущенности, задержке психологического развития, срыву и стойкому нарушению эмоционального состояния, может перейти в нервно-психологическую патологию.

Для успешной психологической адаптации родителям важно обращать внимание на развитие у ребенка самостоятельности. Может ли ваш ученик сам застегнуть пуговицы, молнию, завязать шнурки, собрать портфель, приготовить к уроку нужные книги и тетради? Все эти навыки можно и нужно формировать заранее. Если по каким-то специфическим особенностям ребенку трудно справляться с ними, подумать, как облегчить ему эту задачу, например, заменив шнурки липучками или обернуть тетради и учебники по одному предмету в обложки одного цвета, чтобы ребенку было легче сориентироваться. Очень важно проверить у ребенка «туалетные» навыки. Показать, где находится данное помещение, научить, как поступить, если в туалет захотелось во время урока. 

Освоить роль ученика, понять роль учителя, а также закрепить правила поведения на уроках, правила общения, да и выучить такие скучные уроки поможет игра в школу. Предлагайте ребенку быть то учителем, то учеником, сыграйте сами роль «двоечника», которому нужно еще раз объяснить правило, и главное играйте искренне, с неподдельным интересом и эмоциями.

Не требуйте от ребенка сразу идеального выполнения всех заданий, помните, он только начинает учиться и имеет право на ошибки. Играйте, разговаривайте, обсуждайте вместе проблемные ситуации.

Разговаривая с ребенком о школе, хвалите его, но не превозносите его успехи объясняйте, что учеба - это прежде всего труд, любые трудности преодолимы. Создавайте ситуации, где ребенок может проявить свои лучшие качества. Любите своего малыша и верьте, что у него все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление личностной готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению

В статье расмотрены этапы становления личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...

Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Консультация для родителей "Как помочь ребенку раннего возраста адаптироваться к детскому саду"

Для ребенка раннего возраста очень сложно подстроиться к новым, изменившимся условиям. Как же помочь ребенку адаптироваться к новым условиям его жизни? На помощь, как всегда, может прийти игра!...

Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе. Данная проблема находилась и на

Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаим...