Деловая игра с родителями "Детские капризы. Как преодолеть?"
статья (младшая группа)

Исадская Анна Ивановна

Материалы деловой игры предназначены для практической работы с родителями детей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_kaprizy_kak_preodolet.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23 Колпинского района Санкт-Петербурга

Деловая игра для родителей

Тема: «Детские капризы. Как преодолеть?»

                                                                                                           Воспитатель  Исадская А.И.

Санкт-Петербург

2025 г.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.

Задачи:

Образовательные

  1. Помочь родителям осознать причины возникновения капризов у детей.
  2. Познакомить с эффективными методами преодоления капризов у дошкольников.
  3. Способствовать практическому применению полученных знаний родителями в воспитании детей.

Развивающие

  1. Развивать эмпатию.
  2. Развивать коммуникативные способности.

Воспитательные

  1. Воспитывать стремление понять причины поведения своего ребенка, умение находить к нему индивидуальный подход.

Технологии: игровые, коммуникативные, творческого сотрудничества.

Этапы деловой игры:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Получение нового материала/знаний.
  4. Практическая работа.
  5. Итог деловой игры.
  6. Рефлексия.

Оборудование: магнитная доска, рисунок айсберга, маркер, игрушка «Цветочек», геометрические фигуры с наименованием капризов, карточки к упражнению «Я вижу, что с тобой происходит», распечатки «Шпаргалка для родителей», фломастеры, лист бумаги для игры «Слово дня».

Ход:

1. Игра-приветствие «Ласковое имя моего ребенка» (с передачей мягкой игрушки по кругу).

Цель: сплочение родительского коллектива.

   Родители по очереди передают друг другу игрушку «Цветочек», называя ласковые имена своих детей.

   Педагог: «Как известно, первые капризы появляются у детей примерно в возрасте двух-трех лет. В дальнейшем они могут наблюдаться в течение дошкольного детства, обостряясь к семи годам. Если вовремя не принять воспитательных мер, то данные черты могут закрепиться в характере ребенка и его поведении».

2. Упражнение «Мозаика детских капризов»

Цель: краткая характеристика капризов, проявляющихся в дошкольном детстве.  

   На геометрических фигурах написаны наименования вариантов детских капризов. Родители отбирают наиболее типичные капризы, которые встречаются у их ребенка, затем выдвигают в центр стола, образуя общую мозаику.

   Примеры: «Фу, вашу кашу!», «Купите мне машину!», «Не буду надевать эти…», «Не хочу спать!», «Не хочу в садик!», «Не пойду домой!», «На прогулке», «В гостях и на людях», «Дай мне…», «Хочу новую игрушку!», «Купите сок!» и т.д.

3. Игра «Айсберг»

Цель: выявление причин капризов у детей.

   На доске педагог рисует айсберг: «Над поверхностью воды находится незначительная часть айсберга — условно обозначим ее «капризы ребенка», а остальная, подводная — невидимая часть — это «причины капризов» детей.  Давайте задумаемся о причинах детских капризов. Решить проблему капризов и истерик ребенка можно только, хорошо зная и понимая их истинные причины.

   Причины возникновения истерик и капризов у детей могут быть разные (психолог кратко фиксирует маркером основные мысли в нижней части «айсберга»).

  • Например, как следствие переходного возраста (кризис трех лет), когда у ребенка появляются свои желания, интересы, которые родители не всегда могут понять  и выполнить.
  • Капризами ребенок может выражать протест против чрезмерной опеки и демонстрировать желание быть самостоятельным.
  • Капризы возникают, когда ребенок не может объяснить что-то важное родителям или хочет привлечь к себе их внимание (недостаточное развитие навыков общения).
  • Ребенок, капризничая, может копировать поведение сверстников.
  • Ребенок шантажирует взрослых, когда уже понял, что капризами, слезами и истерикой он может добиться от родителей всего, чего захочет. И он начинает этим пользоваться.
  • Плохое самочувствие малыша: усталость, болезнь».

4. Упражнение «Я вижу, что сейчас с тобой происходит»

Цель: развитие эмпатии.

   Попытайтесь расшифровать смысл поведения «ребенка с характером», выбрав соответствующую его поведению детскую фразу о возможной потребности ребенка «что же он хочет?». Найдите из разложенных фраз на полу самую подходящую, на ваш взгляд и обоснуйте свой выбор.

5. Игра «Сделать наоборот»

Цель: изменение отношения родителей к поведению ребенка.

   Негатив никогда не приведет к успеху в воспитании. Давайте попробуем избавиться от негативных оценок и разглядим в поведении своих детей ростки будущих достоинств. Это даст вам новые силы и запасы терпения.

   Попытайтесь найти другие слова для описания тех качеств, которые проявляет сейчас ребенок двух-трех лет (запись на доске).

НЕ упрямый – НО последовательный, настойчивый;

      буйный – энергичный;

      шумный – активный;

      привередливый – разборчивый;

      нетерпеливый – целеустремленный.

6. Шпаргалка для родителей «Истерика у ребенка: что делать?»

Цель: знакомство родителей с практическими методами и приемами в общении с ребенком по преодолению истерик.

  • Как только ребенок начнет истерику, откажитесь общаться с ним до тех пор, пока он не успокоится. Очень твердо скажите «нет», и ни в какие споры, уговоры и переговоры не вступайте. Никаких шлепков и подзатыльников. Иначе у ребенка появится «официальный» повод рыдать дальше, а вы, почувствовав свою вину, уступите.
  • Истерика любит зрителей. Если она проводится дома, оставьте ребенка одного. Предварительно проверьте, чтобы «зона», где находится ваш ребенок, была безопасной. Если истерика произошла на улице — оставайтесь рядом, но сделайте вид, что эти крики вам не помешают. Да, это трудно, но действенно.
  • Используйте «отвлекающий маневр». Направьте действия ребенка в другое русло. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка и т.д.)!» «А что это там за окном ворона летает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
  • Оставайтесь спокойными. Ваше спокойствие поможет ребенку вернуться в нормальное состояние.
  • Ждите, время работает на вас. Ребенок должен понять, и непременно поймет, что таким способом вас из равновесия не выведет и своего не добьется. В переговоры можно вступать только тогда, когда ребенок утихнет. Теперь вы можете обнять и посочувствовать малышу: «Мне очень жаль, что ты не сдержался... », «Я знаю, тебе было плохо».
  • Спросите, что он чувствует. Учите ребенка выражать свое недовольство словами, дети делать этого не умеют. Пусть ребенок скажет, что он чувствует: «я злюсь», «мне обидно», «я расстроена». Такое словесное выражение своих чувств научит его снимать напряжение заранее, не доводя себя до истеричного состояния.
  • Будьте внимательны: не позволяйте ребенку использовать истерики для того, чтобы увильнуть от каких-либо обязанностей, например, от уборки игрушек. Он должен знать, как только он вернется в нормальное состояние, ему придется закончить начатое дело.

7. Вопросы профилактики капризов

Цель: профилактика детских капризов.

   Конечно, лучше избегать капризов и истерик. Вот несколько советов, как справиться с естественным непослушанием, чтобы оно не переросло в проблему поведения.

  1. Старайтесь всегда обращать внимание на хорошее поведение ребенка и хвалить его.
  2. Ваши правила должны быть четкими, простыми и неизменными. Делайте скидку на возраст и уровень умений малыша.
  3. Давайте позитивные указания. Жизнь ребенка порой превращается в череду бесконечных запретов: «Не делай это», «Не трогай», «Прекрати!». Со временем эти «нет» и «нельзя» будут влетать в одно ухо и вылетать из другого. Поэтому формулируйте свои указания иначе — говорите ребенку то, что ему следует делать. Почувствуйте разницу: «Не трогай телефон!» или «Возьми лучше куколку».
  4. На разные проявления непослушания ребенка реагируйте по-разному:
  • Перестановка предметов: уберите определенные вещи подальше от ребенка, чтобы исключить соблазн ими воспользоваться.
  • Игнорирование поступка: если действие ребенка не производит никакого впечатления, то он, может быть, и не повторит его. Даже если вам придется вмешаться, вы можете это сделать, не глядя на ребенка и не разговаривая с ним.
  • Предложите другое занятие: дав ребенку позитивное указание, вы можете отвлечь его от проказ и занять чем-то более полезным.
  • Твердое «Нет» - резко сказанное «Нет!» может отвлечь ребенка от того, что он делает или собирается сделать. Не повторяйте «Нет!» несколько раз — если оно способно подействовать, то подействует сразу.
  • Напоминание — дайте ребенку шанс исправиться самостоятельно. Напоминания типа «Что папа только что сказал?» дадут ребенку возможность подумать еще раз.
  • Лишение удовольствий — этот способ лучше всего помогает с детьми постарше, но его можно применить и тогда, когда не слушается маленький ребенок, но только если лишить его удовольствия сразу.
  • Временная изоляция — это значит, что ребенка ненадолго удаляют.
  1. Всегда избегайте в семье: споров о правилах, криков, изменения своего решения, наказания типа «зуб за зуб» (Ты ущипнул меня, поэтому я сделаю то же самое»).
  2. Объясняйте ребенку, что вам не нравится то, что он делает, но его самого вы любите.

8. Карусель проблем (вопрос родителя – ответ педагога)

Цель: консультирование родителей по заданной теме.

9. Завершающая игра «Слово дня»

Цель: получение обратной связи от родителей о полученных практических знаниях в деловой игре.

   Родителям предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенной деловой игре (запись на листе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

деловая игра для воспитателей игра «Игра – это серьезно!»

Человек рождается и сразу начинает играть, игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игру реализуе...

Родительское собрание в форме деловой игры "Детское упрямство и капризы"

В совместной деятельности родители решали проблемные ситуации; анализировали своё поведение с позиции родителя, воспитателя - с последующей коррекцией; прошли тестирование: "Какой я родитель?&quo...

Деловая игра «Интерактивные игры как средство формирования интереса к спортивным играм».

Цель: Повысить уровень компетентности и профессионального мастерства педагогов. Создать условия для совершенствования и саморазвития педагогов.Задачи:1. Активизировать мыслительную деятельность педаго...