Программа просвещения родителей Рекомендуемые методы для изучения семьи и особенностей семейного воспитания
консультация

Козлова Наталия Анатольевна

В процессе взаимодействия с семьей для педагога наиболее важно получить информацию от родителей в двух направлениях: характеристика особенностей семейного воспитания, а также запросы и ожидания родителей от ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа просвещения родителей

Рекомендуемые методы для изучения семьи и особенностей семейного воспитания 

Наблюдение – один из основных педагогических методов получения информации. Этот метод будет эффективен в тех случаях, когда необходимо оценить особенности взаимодействия родителей с детьми в тех или иных ситуациях (например, в процессе одевания, создания ребенком поделок, 40 в ситуации жалоб ребенка на других детей и т.п.). В процессе наблюдения педагог может получить общую картину взаимоотношений родителей и ребенка, особенностей взаимодействия, заметить типичные трудности. Наблюдение может использоваться как метод для формулировки гипотез (предположений) для построения дальнейшей работы с родителями или для проверки и уточнения уже сформулированных гипотез. Существуют разработанные по определенным темам бланки и протоколы наблюдений, которыми могут воспользоваться педагоги. Если педагог не смог найти готовый протокол наблюдения или имеющиеся не отвечают поставленным задачам, он может разработать схему наблюдения сам. Для этого нужно учесть ряд параметров: – четко сформулированная цель наблюдения; Например, «выявить, создают ли родители условия для проявления ребенком самостоятельности» или «особенности вербального взаимодействия родителей с ребенком» и др. – параметры наблюдения (те характеристики, на которые педагог будет обращать внимание);

Например, если педагог решил выявить особенности вербального взаимодействия родителя с ребенком, то в качестве параметров наблюдения могут выступать следующие: количество высказываний, их развернутость, соответствие формулировок возрасту ребенка, эмоциональность речи, наличие директивных высказываний, наличие ненормативной лексики и др. – наблюдение должно быть проведено несколько раз в разных ситуациях;

Это позволит отделить ситуативные проявления от типичных для данного родителя. Например, если родитель куда-то опаздывает или плохо себя чувствует, это повлияет на его взаимодействие с ребенком. Обращать внимание стоит на проявления, которые являются достаточно стабильными, то есть несколько раз были замечены в разных ситуациях. По результатам проведенного наблюдения делаются выводы на основании зафиксированных наиболее типичных ситуациях для наблюдаемых объектов.

Опрос позволяет получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях родителей. Поэтому в зависимости от поставленной задачи и формулировок вопросов, опрос может быть использован как для получения информации об особенностях семейного воспитания (например, «Чтение в семье», «Поощрение и наказание в семье», «Ребенок и гаджеты»), так и для выявления ожиданий родителей (например, 41 «Что может ребенок в 3 года, а с чем ему нужно помочь», «Чему может научиться ребенок в детском саду?»).

Опрос может проводиться в форме интервью или анкетирования.

Интервью предполагает ответы респондента на вопросы в процессе беседы и фиксируется на аудио- или видеоустройство, либо конспектируется.

Анкетирование проводится письменно, и респонденты самостоятельно заполняют ответы на вопросы анкеты на бумаге или в цифровом виде. Анкетирование является удобным методом быстрого получения информации от большого числа респондентов. Для его проведения очень удобно использовать цифровые формы (например, Яндекс Формы). При анкетировании респонденты самостоятельно заполняют ответы на вопросы анкеты на бумаге или в цифровом виде.

Как правило, анкеты педагоги могут разработать сами, включив те вопросы для родителей, ответы на которые необходимы им для выстраивания образовательной работы с детьми. Могут использоваться как анонимные анкеты, так и с подписью – в зависимости от задач педагога. Анкеты, задача которых сбор информации о ребенке и семье, как правило, подписываются. В тех случаях, когда необходимо собрать информацию по группе и не привязывать ее к конкретным детям, опрос может быть проведен анонимно.

Обычно в опросе используются два типа вопросов: открытые (когда на вопросы родители отвечают самостоятельно) и закрытые (когда к вопросам даются варианты ответов).

В психологии и педагогике существует достаточно много методик для выявления стиля родительского воспитания, особенностей взаимодействия родителей с детьми, родительских позиций, построенных в форме опроса. Педагоги могут ими воспользоваться.

Беседа обычно применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. В зависимости от решаемых задач беседа может быть проведена как с группой родителей (в тех случаях, когда речь идет об общих вопросах, например, педагогу нужно обсудить ожиданиях родителей от деятельности ДОО), так и индивидуально (когда решаемые вопросы касаются конкретного ребенка). Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей на бумажный носитель или диктофон.

До проведения беседы педагог должен сформулировать задачи, которые он планирует решить с помощью данного метода (например, «выявить особенности режима дня ребенка в семье»). На основании поставленных задач составляется план беседы (он может быть достаточно гибкий, 42 с возможностью изменения в процессе беседы) и выделяются ключевые вопросы (например, «существует ли в семье фиксированное время для режимных моментов – сна, приема пищи, прогулок», «все ли взрослые придерживаются единого режима», «допускается ли нарушение режима и в каких случаях»).

Важным условием успешного проведения беседы является умение педагога слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска решений поставленных вопросов.

Для получения более полной информации в процессе беседы педагогу необходимо обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие невербальные показатели, как интонация, мимика, жесты, эмоциональные реакции. как беседа проводится непосредственно с родителями, она предполагает получение ими обратной связи от педагога, что требует проявления такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.

Использование педагогом игровых тренингов при работе с родителями позволяет не только получить информацию о родительских установках, ценностях, целях воспитания, но и в игровой форме сформировать у них некоторые практические навыки взаимодействия с детьми, познакомить их с особенностями образовательной работы, проводимой в ДОО и тем самым повысить их педагогическую культуру.

Игровой тренинг, который проводит педагог с родителями, предполагает неформальную организацию какой-либо деятельности (продуктивное занятие, игра, различные ситуации взаимодействия), основными участниками которой становятся родители. Их задача погрузиться в эту деятельность и реализовать взятые на себя роли.

Основной целью в данном случае является проживание определенной ситуации и ее дальнейшее осмысление родителями, обмен мнениями родителями между собой и педагогом. Основной задачей педагога является создание доверительной атмосферы, наблюдение за всем происходящим, помощь в анализе и формулировании выводов.

Главным достоинством тренинга является предоставление родителям возможности прожить смоделированную ситуацию и совместный поиск решений поставленных вопросов с опорой на полученный опыт. Наблюдение за вербальным и невербальным поведением родителей, выделение более и менее значимых для них моментов в процессе игрового тренинга позволяет педагогу получить разнообразную информацию.

Темы для игровых тренингов выбираются в зависимости от запросов, возникающих у родителей, или проблем, которые педагог хочет актуализировать. Они могут быть самыми различными: «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Как вести себя с гиперактивным ребенком», «Мама, у меня не получается», «Особенности воспитания приемного ребенка», «Я не согласна с педагогом» и др.

Существует достаточно много разработанных сценариев игровых тренингов, которыми может воспользоваться педагог или при необходимости он может разработать их сам. В ситуации, когда педагог нуждается в более глубоком изучении семьи и особенностей семейного воспитания, он может обратиться за помощью к психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы изучения особенностей семейного воспитания.

Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. Семья ...

Семинар для воспитателей ДОУ "Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания"

Методическая разработа по изучению семьи и опыта семейного воспитания...

Сообщение на педсовете. Тема "Методы изучения особенностей семейного воспитания"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29434215","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Методы изучения семьи и особенностей семейного воспитания

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в св...

Программа просвещения родителей как мера государственной поддержки семьи и инструмент формирования единого образовательного пространства

Программа просвещения родителей является инструментом, используя который педагоги дошкольных образовательных организаций могут оперативно находить содержание для подготовки коллективных и индиви...