Методы изучения семьи и особенностей семейного воспитания
консультация
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы изучения семьи и особенностей семейного воспитания
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.
Человеку свойственно видеть себя в лучшем свете, чем он есть на самом деле, потому семья никогда не «открывается полностью», не впускает в свой мир людей настолько, только частично, насколько это даёт положительные представления о ней. Следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Различие образовательного и общекультурного уровня, идеалов, нравственно-психологических установок, жизненного опыта, умений организовывать деятельность детей, типологические особенности родителей детей с особыми образовательными потребностями - всё это и многое другое накладывает друг на друга, создает неповторимую семейную атмосферу. Специалисты встречаются со многими трудностями в изучении современной семьи, которые лимитируют получение достаточно объективных данных об особенностях домашнего воспитания. Кроме этого, педагоги дошкольных образовательных организаций затрудняются в реализации различных диагностических методик изучения семьи, используя в основном анкеты и экспресс-диагностики, которые не дают объективных данных о семье.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.
Примерный план изучения опыта семейного воспитания:
#1042;ажнейшие сведения о «семье:
- состав семьи;
- образование родителей и других членов семьи;
- профессии родителей и членов семьи;
- увлечение (хобби) родителей.
- Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:
-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);
-характер отношений (изменчивый, противоречивый);
-позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).
- Цель и задачи семейного воспитания детей.
- Приоритеты семьи в воспитании детей:
- здоровье, здоровый образ жизни;
- раннее образование детей;
- развитие нравственных качеств;
- развитие умственных способностей.
- Особенности семейного воспитания:
- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;
-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);
- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.
- Организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение детей в общие семейные дела;
- разобщенность родителей и детей в семейных делах;
- отстранение детей от семейных дел;
- дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.
- Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.):
- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);
- все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.
- Уровень педагогической культуры родителей:
- наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;
- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;
- негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний
Рекомендуемые методы, которые могут быть использованы педагогом для изучения семьи и особенностей семейного воспитания
Наблюдение – один из основных педагогических методов получения информации. Этот метод будет эффективен в тех случаях, когда необходимо оценить особенности взаимодействия родителей с детьми в тех или иных ситуациях (например, в процессе одевания, создания ребенком поделок, в ситуации жалоб ребенка на других детей и т.п.). В процессе наблюдения педагог может получить общую картину взаимоотношений родителей и ребенка, особенностей взаимодействия, заметить типичные трудности.
Наблюдение может использоваться как метод для формулировки гипотез (предположений) для построения дальнейшей работы с родителями или для проверки и уточнения уже сформулированных гипотез.
Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется
целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка их детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.
В процессе наблюдения:
- ставится задача;
- составляется план;
- идет фиксация данных;
- следует обработка зафиксированных данных;
- делаются соответствующие выводы.
Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:
- Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.
- Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.
- Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).
- Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.
Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).
Существуют разработанные по определенным темам бланки и протоколы наблюдений, которыми могут воспользоваться педагоги.
Если педагог не смог найти готовый протокол наблюдения или
имеющиеся не отвечают поставленным задачам, он может разработать схему наблюдения сам.
Для этого нужно учесть ряд параметров:
- должна быть четко сформулирована цель наблюдения;
Например, «выявить, создают ли родители условия для проявления ребенком самостоятельности» или «особенности вербального взаимодействия родителей с ребенком» и другие.
- должны быть сформулированы параметры наблюдения (те характеристики, на которые педагог будет обращать внимание);
Например, если педагог решил выявить особенности вербального взаимодействия родителя с ребенком, то в качестве параметров наблюдения могут выступать следующие: количество высказываний, их развернутость, соответствие формулировок возрасту ребенка, эмоциональность речи, наличие директивных высказываний, наличие ненормативной лексики и др.
- наблюдение должно быть проведено несколько раз в разных ситуациях;
Это позволит отделить ситуативные проявления от типичных для данного родителя. Например, если родитель куда-то опаздывает или плохо себя чувствует, это повлияет на его взаимодействие с ребенком. Обращать внимание стоит на проявления, которые являются достаточно стабильными, то есть несколько раз были замечены в разных ситуациях.
Педагог должен использовать не только наблюдение со стороны, но и включённое наблюдение, т.е. создавать специальные ситуации:
-совместный труд;
-досуг;
-занятия с родителями и детьми.
В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты. Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи:
- в подготовку и проведение праздников, развлечений;
- в организацию экскурсии.
Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.
Завесу особенностей домашнего воспитания позволяет приоткрыть такой метод, как выполнение ребёнком в присутствии мамы (папы, бабушки) какого-либо практического задания. Педагог специально конкретизирует ситуацию: перед приходом мамы предлагает Юле постирать кукольное платье, Саше - разобрать поделки из конструктора и разложить детали по ячейкам коробки и т.д. Педагог наблюдает и анализирует реакцию мамы на занятие дочери (сына), характер её помощи, приёмы стимуляции или
подавления детской самостоятельности, оценку качества работы, прилежания и старания ребёнка и т.д.
Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученные с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и
«минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою образовательную работу в группе по этому направлению.
По результатам проведенного наблюдения делаются выводы на основании зафиксированных наиболее типичных ситуациях для наблюдаемых объектов. Воспитатели ДОУ должны помнить, по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.
Опрос позволяет получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях родителей. Поэтому, в зависимости от поставленной задачи и формулировок вопросов, опрос может быть использован как для получения информации об особенностях семейного воспитания (например, «Чтение в семье», «Поощрение и наказание в семье», «Ребенок и гаджеты»), так и для выявления ожиданий родителей (например, «Что может ребенок в три года, а с чем ему нужно помочь», «Чему может научиться ребенок в детском саду?»).
Опрос может проводиться в форме интервью или анкетирования.
Интервью Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.
Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами. Интервью предполагает ответы респондента на вопросы в процессе беседы и фиксируется на аудио- или видеоустройство, либо конспектируется. Анкетирование проводится письменно, и респонденты самостоятельно заполняют ответы на вопросы анкеты на бумаге или в цифровом виде.
Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится ин- тервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим способом (на пленку магнитофона, диктофона).
Основные требования по проведению интервью:
- Правильный выбор места проведения интервью и создание благоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких препятствий при его проведении.
- Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюера, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.
- Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающей полное невмешательство в содержание опроса.
- Организация правильной записи (дословная запись, краткая запись,
запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).
Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.
Виды проведения анкетирования:
- контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);
- заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).
Типы анкет:
- открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);
- закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);
- смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по- своему).
Анкетирование является удобным методом быстрого получения информации от большого числа респондентов. Для его проведения очень удобно использовать цифровые формы (например, Яндекс-формы). При анкетировании респонденты самостоятельно заполняют ответы на вопросы анкеты на бумаге или в цифровом виде.
Как правило, анкеты педагоги могут разработать сами, включив те вопросы для родителей, ответы на которые необходимы им для выстраивания образовательной работы с детьми. Могут использоваться как анонимные анкеты, так и с подписью – в зависимости от задач педагога. Анкеты, задача которых сбор информации о ребенке и семье, как правило, подписываются. В тех случаях, когда необходимо собрать информацию по группе, и не привязывать ее к конкретным детям, опрос может быть проведен анонимно.
В психологии и педагогике существует достаточно много методик для выявления стиля родительского воспитания, особенностей взаимодействия родителей с детьми, родительских позиций, построенных в форме опроса. Педагоги могут ими воспользоваться.
Беседа - метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников. Обычно применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. В зависимости от решаемых задач беседа может быть проведена как с группой родителей (в тех случаях, когда речь идет об общих вопросах, например, педагогу нужно обсудить ожиданиях родителей от деятельности ДОО), так и индивидуально (когда решаемые вопросы касаются конкретного ребенка).
Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей на бумажный носитель или диктофон.
До проведения беседы педагог должен сформулировать задачи, которые он планирует решить с помощью данного метода (например,
«выявить особенности режима дня ребенка в семье»). На основании
поставленных задач составляется план беседы (он может быть достаточно гибкий, с возможностью изменения в процессе беседы) и выделяются ключевые вопросы (например, «существует ли в семье фиксированное время для режимных моментов – сна, приема пищи, прогулок», «все ли взрослые придерживаются единого режима», «допускается ли нарушение режима и в каких случаях»).
Важным условием успешного проведения беседы является умение педагога слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска решений поставленных вопросов.
Для получения более полной информации в процессе беседы педагогу необходимо обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие невербальные показатели, как интонация, мимика, жесты, эмоциональные реакции.
Так как беседа проводится непосредственно с родителями, она предполагает получение ими обратной связи от педагога, что требует проявления такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.
Особенности беседы, ее подготовка и проведение:
- Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.
- Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.
- Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.
- Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.
- Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.
- Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.
- Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.
- Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.
Использование педагогом игровых тренингов при работе с родителями позволяет не только получить информацию о родительских установках, ценностях, целях воспитания, но и в игровой форме сформировать у них некоторые практические навыки взаимодействия с детьми, познакомить их с особенностями образовательной работы, проводимой в ДОО и тем самым повысить их педагогическую культуру.
Игровой тренинг, который проводит педагог с родителями, предполагает неформальную организацию какой-либо деятельности (продуктивное занятие, игра, различные ситуации взаимодействия), основными участниками которой становятся родители. Их задача
погрузиться в эту деятельность и реализовать взятые на себя роли. Основной целью в данном случае является проживание определенной ситуации и ее дальнейшее осмысление родителями, обмен мнениями родителями между собой и педагогом.
Основной задачей педагога является создание доверительной атмосферы, наблюдение за всем происходящим, помощь в анализе и формулировании выводов.
Главным достоинством тренинга является предоставление родителям возможности прожить смоделированную ситуацию и совместный поиск решений поставленных вопросов с опорой на полученный опыт. Наблюдение за вербальным и невербальным поведением родителей, выделение более и менее значимых для них моментов в процессе игрового тренинга позволяет педагогу получить разнообразную информацию.
Темы для игровых тренингов выбираются в зависимости от запросов, возникающих у родителей, или проблем, которые педагог хочет актуализировать. Они могут быть самыми различными: «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Как вести себя с гиперактивным ребенком»,
«Мама, у меня не получается», «Особенности воспитания приемного ребенка», «Я не согласна с педагогом». «Если ребенок отстает в развитии»,
«Как воспитывать ребенка без отца», «Особенности воспитания приемного ребенка», «Специфика воспитания в семье многих детей», «Особенности воспитания единственного ребенка», «Как воспитывать близнецов» и др.
Существует достаточно много разработанных сценариев игровых тренингов, которыми может воспользоваться педагог или при необходимости он может разработать их сам.
Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.
Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.
Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения
«Мой ребенок». Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог
может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.
В ситуации, когда педагог нуждается в более глубоком изучении семьи и особенностей семейного воспитания, он может обратиться за помощью к психологу.
Психолого-педагогический тренинг — метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.
Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.
Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.
Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения
«Мой ребенок». Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.
Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.
Педагог обращает внимание на такие детали:
- как расположены члены семьи;
- насколько они удалены друг от друга;
- каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;
- с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;
- кто выше ростом, а кто ниже;
- кто большой по размерам, а кто — маленький;
- кто в каких красках нарисован.
Что можно узнать при раскодировании рисунка?
- Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.
- Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.
- Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.
- Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.
- Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.
- Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.
Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: «Как распознать, что тревожит ребенка?», «Как дети воспринимают нас и наши отношения?», «Какими мы видим самих себя и наших детей?», «Как выявить скрытый конфликт в семье?» и др.
Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.
Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?». Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:
Мальчик разбил чашку | дергает кошку за хвост |
Мальчик бьет мальчика | несет мамину сумку |
Мальчик держит цветок | подает бабушке лекарство |
Мальчик чистит ботинки | выносит мусор в мусоропровод |
Мальчик убирает постель | поливает цветы и т. п. |
Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:
- отношение взрослых к ребенку;
- согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;
- ценности семьи;
-стиль семейных отношений.
Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди по- казывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать «Что нарисовано?» и озвучить нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребенок рассказывает о картинке и
«проявляет» свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.
Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке). «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама...» Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).
Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. «Если я упаду или ударюсь, то мама...», «Если я плохо мою руки, то папа...», «Если у мамы болит голова, то мы с папой...»,
«Мама хвалит меня, если я...», «Бабушка огорчается, когда я...» и т. д.
Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).
Создание единого образовательного пространства, включающего педагогов и родителей, как его равноправных составляющих, возможно при условии учёта особенностей каждой конкретной семьи. Педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя, прежде всего, интересы ребёнка. Таким образом, на основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы изучения особенностей семейного воспитания.
Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. Семья ...

Методы исследования особенностей семейного воспитания
Методы исследования особенностей семейного воспитания...

Семинар для воспитателей ДОУ "Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания"
Методическая разработа по изучению семьи и опыта семейного воспитания...

Сообщение на педсовете. Тема "Методы изучения особенностей семейного воспитания"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29434215","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Программа просвещения родителей МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Основные понятия...

Программа просвещения родителей Рекомендуемые методы для изучения семьи и особенностей семейного воспитания
В процессе взаимодействия с семьей для педагога наиболее важно получить информацию от родителей в двух направлениях: характеристика особенностей семейного воспитания, а также запросы и ожидания родите...

