Методы изучения особенностей семейного воспитания.
учебно-методический материал на тему

Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. Семья «охватывает» человека полностью. Помогает ему справиться с трудностями, в конце концов, защищает его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы изучения особенностей семейного воспитания. 

Особенности семейного воспитания

1. Семейное воспитание

Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. Семья «охватывает» человека полностью. Помогает ему справиться с трудностями, в конце концов, защищает его.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи и семейного воспитания:

1) создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Семейное воспитание также имеет свои принципы. Наиболее общие из них:

1) гуманность и милосердие к растущему человеку;

2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов;

3) открытость и доверительность отношений с детьми;

4) оптимистичность взаимоотношений в семье;

5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и другие. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: дети – это радость в каждой семье, счастье, детям рады в семье не потому, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребенку. Любовь родителей к своему ребенку – это любовь во имя будущего ребенка. У семейного воспитания есть и свои методы. В разных семьях они используются по-своему. Это, например, личный пример, обсуждение, доверие, показ, сопереживание, похвала, проявление любви, возвышение личности, юмор, контроль, поручение, традиции и т. д.

Семейное воспитание очень важно. Особенно в первые годы жизни ребенка. До тех пор, пока ребенок не пошел в школу. Чем больше родители уделяют внимания своему ребенку (не слишком балуя его), тем большая польза будет для ребенка. Родители должны не только хорошо воспитывать ребенка, но и подавать личный пример. Это очень важно для ребенка, потому что он постоянно ориентируется на родителей (близких людей).

Семейное воспитание – очень важный шаг в развитии становления личности ребенка.

2. Методы педагогического и психологического воздействия на личность

Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействия на личность:

1) убеждение;

2) внушение, заражение «личным примером» и подражание;

3) упражнения и приучение;

4) обучение;

5) стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование);

6) контроль и оценка.

Прием воздействия – совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия – совокупность приемов, реализующих воздействие:

1) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека;

2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на факторы, которые регулируют активность;

3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. д.) и которые меняют его поведение.

Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лекция – это примеры приемов убеждения.

Одобрение, похвала, благодарность – приемы поощрения.

Убеждение – это воздействие на разум, логику человека. Оно предполагает систему доказательств на основе жизненных приемов, логических выводов и обобщений. Но чаще всего педагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитанника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убежденностью и верою в успех.

Наиболее весомо можно убедить, когда воздействуют слово, чувство, дело и личный пример педагога. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

1) высокий авторитет педагога у воспитанников. Логически грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступить наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры;

2) опора на жизненный опыт воспитанников;

3) искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения;

4) сочетание убеждения и практического приучения;

5) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

 Приручение– это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Привычки, как отмечал К. Д. Ушинский, укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока «не установится наклонность к этому действию». Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем, – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости». (А. С. Макаренко). В практике воспитательной работы применяются в основном 3 типа упражнений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные упражнения.

3. Воспитание по Сухомлинскому

Василий Александрович Сухомлинский {1918–1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические труды переведены на 40 языков, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы»

Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность.

Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника – к общему «богатству» коллектива, а от него – к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до бесконечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия – «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса».

Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном – в учении. А ведь учение – главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Сухомлинский призывал изучать внутренний мир ребенка, узнавать что он (ребенок) хочет, о чем думает, чем живет. Чем глубже будут познания, тем легче будет найти контакт между ребенком и учителем. Ребенок – это человек (хоть и маленький) со своими интересами, переживаниями, эмоциями. Дети все разные, у каждого свой характер. Необходимо быть для каждого ребенка не только наставником, но еще и другом, тогда ребенок будет верить вам, будет заинтересован в вашей помощи.

Духовная жизнь очень важна в жизни каждого ребенка и коллектива, она объединяет, сплачивает. Если класс объединяет не одно дело, а несколько, – от этого будет только польза.

4. Причины неудовлетворительного воспитания в семье

Любовь к ребенку во имя ребенка – вот что должно присутствовать в семье. В отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задариванием дорогими подарками.

Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям, делает ребенка наглым. Часто такие дети становятся просто хамами.

Безнадзорность. Бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увлечений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека. Жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, у него не проявляется инициатива, он боязлив, не уверен в своих силах, он не может постоять за себя. У такого ребенка постепенно нарастает обида, что другим детям многое (все) можно. У подростков все это может вылиться в бунт против родительского притеснения: они принципиально начинают не слушаться родителей, убегают из дома, поступают по-своему.

Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок находится постоянно в центре внимания, привыкает к этому. Все его желания и просьбы выполняются, им восхищаются, а когда такой ребенок вырастает, он не в состоянии правильно оценить ситуацию, свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе таких людей не понимают и не принимают их.

Воспитание по типу «Золушки», т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Со стороны может показаться, что родители достаточно хорошо относятся к нему.

«Жестокое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные надежды родителей. Часто в таких семьях на ребенка возлагаются недетские непосильные заботы. Как итог – навязчивые страхи, тревога.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.

Чаще физическому воспитанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми – когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

5. Причины конфликтов в семье

Причин для конфликтов в семье может быть множество. Это и поведение ребенка, и ссоры родителей между собой, проблемы на работе, приносимые в дом.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, очень сильно меняются. Из спокойных, послушных детей вдруг превращаются в упрямых и грубых.

Пожалуй, именно грубость сильнее всего обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, надо разобраться в причинах его возникновения.

К 15 годам у ребенка появляется немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости взрослых. Это приводит к конфликтам в семьях.

Подросток начинает грубить, хамить родителям. Если родители начинают вступать открыто в конфликт, то это приводит к полному непониманию и нарастанию взаимных претензий. Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Ему хочется дать достойный отпор. Но будет ли от этого толк? Взрослые прекрасно знают: всякое обострение отношений подливает масла в огонь. Можно посоветовать следующее:

1) дайте подростку свободу. Свыкнитесь с мыслью, что он уже вырос, а непослушание – это только стремление выйти из-под вашей опеки;

2) не читайте нотаций. Больше всего ребенка раздражают нравоучения. Родителям необходимо изменить стиль общения, перейти на спокойный, вежливый тон, и нужно отказаться от категорических оценок и суждений. Ребенок имеет право на собственный взгляд;

3) родителям нужно идти на компромисс. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает;

4) уступает тот, кто умнее. Лавры победителя в отношениях с собственным ребенком не украшают;

5) не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья. Умению достойно выходить из ситуаций ребенок учится у взрослых;

6) родителям нужно быть твердыми и последовательными.

Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших.

Поэтому, несмотря на готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что авторитет родителей незыблем.

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Когда у человека нет этой опоры, то в семьях часто начинаются конфликты.

Иногда причиной конфликтов являются и сами родители. Это могут быть и мать, и отец одновременно.

Родители устают, у них свои проблемы на работе, и чтобы расслабиться, они выплескивают все на ребенка. Конечно, этого быть не должно.

Ребенок просто может «уйти в себя», перестать уважать родителей. И начать плохо вести себя. Иногда даже дети уходят из дома, не желая слушать скандалы.

 Наблюдение как метод изучения семейного воспитания. 

Методы исследования семейного воспитания.

Исследование семейного воспитания может осуществляться с помощью разнообразных методов. При этом важно помнить, что именно их грамотное сочетание поможет получить объективные знания о ребенке и его родителях, определить оптимальные педагогические условия воспитания в данной конкретной семье.

Т. А. Марковой выделены две группы методов исследования проблем семейного воспитания: направленные на углубленное изучение относительно узкого круга семей (целенаправленные наблюдения, беседы, опытная экспериментальная работа и др.) ;

направленные на сбор материала о состоянии вопроса в широкой практике семейного воспитания (социально-педагогические, социологические и социально-психологические методы: анкетирование, интервьюирование и др.) .

Наблюдение – незаменимый источник информации. Оно всегда имеет определенную цель. При помощи этого метода можно узнать о стиле семейного воспитания, индивидуальных особенностях детей, типичных затруднениях родителей, применении ими тех или иных методов воздействия на детей и др. Например, можно наблюдать за тем, как общаются взрослые и дети по дороге в дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ, в утренние и вечерние часы. Как взрослые поддерживают стремление ребенка к познанию, самостоятельности и др.

Беседа помогает выявить положительные стороны семейного воспитания, типичные проблемы воспитания, ошибки и трудности родителей. Она проводится в доверительной обстановке, конфиденциально, в ее основе лежит диалог. Во время беседы записи не ведутся. Она строится таким образом, чтобы родители захотели вступить в диалог, отвечать на вопросы, приводить примеры, делиться опытом. Поэтому педагогу важно давать положительную характеристику ребенку и говорить о том, что для родителей важно и интересно. Беседа является одновременно и методом исследования семейного воспитания, и формой взаимодействия.

К методам диагностики семейного воспитания можно отнести метод родительских "сочинений". Родителям предлагается написать сочинение о своем ребенке по предложенному плану. Затем оценивается их умение "видеть" ребенка, приводить примеры из опыта воспитания. Сочинения в устной форме можно предложить и детям на темы "Моя любимая игрушка", "Как я провел лето" и др.

Особо следует выделить дневниковые записи, которые ведут сами родители. Анализ дневников позволяет увидеть многие стороны семейной жизни, выявить нормы, социальные ценности конкретной семьи. Дневники ценны тем, что в них отражаются результаты систематических наблюдений, непроизвольные высказывания. Кроме того, они не только помогают установить причины того или иного поведения ребенка, но и являются своеобразным обобщением опыта воспитания.

Метод сопоставления характеристик семьи и ребенка предполагает, что педагог и родители составляют характеристики независимо друг от друга. Данный метод помогает выявить общее, типичное для семейного воспитания.

Используются и другие методы: фиксация дня ребенка, анализ детских рисунков, рассказов на заданную тему, запись вопросов родителей и др.

Относящийся ко второй группе метод анкетирования предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответа. С помощью анкетирования можно получить следующую информацию: состав семьи, положительный опыт воспитания, типичные затруднения родителей, их отношение к ДОУ, потребности в педагогических знаниях, педагогические установки родителей и др. Достоинством данного метода является его доступность, возможность охвата большого количества респондентов. Бытует мнение, что анкету составить легко. Однако неверно составленная анкета даст неверную информацию. Поэтому педагогам важно учитывать такое требование, как постепенное усложнение вопросов: постановка более общих вопросов в начале и последующий переход к сложным и важным вопросам в середине анкеты.

Таким образом, единого универсального метода исследования семейного воспитания нет, они используются в комплексе, взаимодополняя друг друга. Их можно применять в разных ситуациях: дома, на улице, в ДОУ, в присутствии обоих родителей, брата или сестры воспитанника, в разных видах деятельности. При этом родители в исследовательской работе участвуют только по желанию.


1. Материал для диагностики детско – родительских отношений

Диагностика детско-родительских отношений

В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:

· актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.

· их история, особенно в критических точках онтогенеза.

· межличностные отношения глазами их участников - детей и родителей.

· объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс [14] предложил разделить на:

1. предназначенные только для детей,

2. предназначенные только для родителей,

3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,

5. методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель - ребенок.

Данную расстановку методик А.Г. Лидерс представляет в виде схемы:

http://studbooks.net/imag_/20/58736/image001.jpg

Рис.1 Типология методик, используемых для диагностики детско-родительских отношений.

Приведенная схема представляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых медодик, применительно к схеме, расположенной выше.

I. Методики, предлагаемые ребенку могут включать в себя:

1. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.

2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка», 1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4--5 лет и до 11--12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной отсталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому, а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.

3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».

4. Модификация оценочно-самооценочной методики.

5. Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким (родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.

6. Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) -- проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть -- фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста -- стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.

7. Опросник эмоциальных отношений в семье Е. И. Захаровой.

II. Методики предлагаемые родителям.

1. Анамнестический вопросник, т.е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.

2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.

3. Опросник родительски отношений Варги - Столина. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

4. Опросник «Подростки о родителях», показывае установки и стили родительского воспитания так, как их видят тх дети подросткового и старшего школьного возраста.

5. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, выступают следующие:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

6. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений. Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

III. Методики, предлагаемые независимо и детям и родителям.

1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

2. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка и наоборот.

3. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой. Проходит в виде беседы, где психолог предлагает высказывания-побуждения к изобразительной деятельности на стандартном бланке (штриховка, цвет и т.д.), и анализируя полученные изображения делает выводы о характере переживания ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми.

IV. Методики предлагаемые Диаде ребенок-родитель.

1. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор-сроитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

V. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.

1. Цветовой тест отношений Эткинда.

2. Методика «Модель личностной сферы».

VI - VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.

1. Родительское сочинение. Также может использоваться на этапе сбора информации. Базовыми темами обычно являются «Я и мой ребенок», «Я как родитель». Анализ проводится на основе содержания, а также поведения родителя в момент выполнения задания и других формальных показателей.

В диагностике дестко-родительских отношений могут применятся и другие методики, не описанные выше. Например, модификации и варианты Цветового теста Люшера. Однако применяя каждую конкретную методику в отношении ребенка специалист обязательно должен учитывать возраст ребенка и особенности восприятия им окружающей действительности.

В целом, многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предмет детско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения данной конкретной методики у данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснить специфику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно.

Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека - высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок, в силу возраста, может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые психологом могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка.




Источник:

  1. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 483-500)

2.Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-СПб.: Речь, 2001.- 688 с.

3.http://www.prosvetlenie.org/razum/10/41.html