Развитие дикции у детей дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)
В данном материале рассматриваются причины недостаточно хорошей дикции дошкольников и способы устранения недостатков произносительной стороны речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие дикции у детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед: Махалик И.К.
В настоящее время у многих детей наблюдаются многочисленные речевые проблемы. Это касается не только звукопроизношения, но и чёткости, внятности речи. Главными проблемами в формировании правильного произношения являются плохая дикция, слишком тихий голос и невнятная речь. Ведь дикция – это совокупность таких компонентов устной речи, как правильная артикуляция и чёткое выговаривание звуков и окончаний слов, которое соответствует фонетическим нормам языка. Навык правильно произносить отдельные слова и целые предложения помогает эффективно общаться с окружающими людьми. Именно дикция обеспечивает правильное восприятие высказываний человека. Плохая дикция у ребенка приводит к тому, что сверстники сторонятся его, смеются над его речью.
Причинами нарушения дикции могут быть:
- недостаточное развитие артикуляционных мышц и органов речевого аппарата;
- наличие у ребенка зубочелюстных аномалий;
- слишком короткая уздечка языка;
- наличие у ребенка врожденных и приобретенных патологий слуха;
- неправильная работа нервной системы.
Трудности социализации в дошкольном и позже в школьном коллективе испытывают также дети, которые говорят слишком тихо. Основными причинами того, что голос ребенка недостаточно громкий, являются:
- ошибки воспитания в виде слишком строгих наказаний, предъявлений к ребенку завышенных требований, постоянных призывов соблюдать тишину и вести себя прилично;
- заниженная самооценка ребенка, его неуверенность в себе;
- наличие у дошкольника или школьника комплекса неполноценности;
- наличие у ребенка страха публичных выступлений;
- негативного опыта социального взаимодействия;
- наличие у ребенка дефектов произношения, над которыми смеются сверстники;
- слабое развитие у ребенка умения управлять собственным голосом;
- неправильное речевое дыхание.
При плохой дикции логопеды советуют родителям перед началом логопедических занятий записать ребенка в зависимости от сложившихся обстоятельств и индивидуальных особенностей к невропатологу, педиатру, отоларингологу, стоматологу. Заключения врачей помогут логопеду разработать индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка. Важность тренировки дикции для детей заключается в том, что этот навык поможет в дальнейшем не только успешно социализироваться, но и устроиться на престижную работу. Признаками хорошего развития дикции у детей являются:
- развитость артикуляционных мышц,
- звукопроизношение без посторонних призвуков;
- присутствие в речи ребенка всех фонем языка.
Решить проблему тихого голоса можно с помощью постановки речевого дыхания. Специалисты учат дышать диафрагмой и произносить фразы на выдохе. При выполнении упражнений по развитию речевого дыхания важно соблюдать следующие правила:
- упражнения проводятся в теплой, но проветренной комнате;
- должно пройти не менее 1,5-2 часов после приема пищи;
- требуется удобная одежда, которая не мешает ребенку свободно двигаться;
- позитивный настрой малыша поможет добиться успеха намного быстрее.
Если речь идет о домашних тренировках, то важно следить, чтобы вдох был коротким, а выдох – плавным, щеки не надувались. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут, а каждое упражнение повторяется не более 2-5 раз, чтобы не допустить гипервентиляции легких.
Плавный и размеренный выдох – это основа правильной речи. Чтобы обучить ребенка контролировать и растягивать этот процесс, используются следующие упражнения:
- нюхать цветы (настоящие или воображаемые): вдох носом, пауза, полный выдох;
- сдувать «снежинки» (в их роли могут выступать кусочки ваты, салфетки);
- сдувать пушинки с одуванчиков;
- пускать кораблики в тазу с водой, дуя на них и т.п.;
- самым простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.
Занятия по отработке произношения звуков и слогов тренируют умение согласовывать выдох и произношение определенных звуков и звукосочетаний. Для этой цели могут использоваться:
- имитация различных звуков животных, птиц, механизмов (самолет, пароход, змея, автомобиль, поезд, младенец и т.п.);
- песенки, стишки, скороговорки (используются для детей постарше).
По мере совершенствования навыков речи задания усложняются. Дыхательные движения дополняются ходьбой и наклонами, проводятся логоритмические занятия (пение или рассказывание стихотворений одновременно с выполнением определенных движений.
Важное значение для формирования дикции ребёнка имеет артикуляционная гимнастика для губ и языка. Например:
«Рупор» – необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».
«Трубочка» – максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».
«Улыбочка» – необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.
«Бублик» – максимально растянуть губы, произнося звук «о».
«Лошадка» – необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;
«Лопатка» – открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.
«Конфетка» – надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
«Иголочка» – максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.
«Грибочек» – дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.
«Кружечка» – открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.
«Дятел» – необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».
Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.
Важно использовать разные игры для развития дикции детей, они помогают развить артикуляцию и произношение звуков. Выбирать игры стоит с учетом возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Примерные игры для развития дикции:
- «Зеркальце». Попросите ребенка повторять за вами слова и движения губ, будто они отражаются в зеркале. Это поможет развить мимику и плавность движений губ и языка;
- «Шепотом и громко». Попросите ребенка произносить определенные слова или фразы, сначала шепотом, а затем громко. Это поможет развить контроль над громкостью речи и улучшить артикуляцию звуков.
- «Звуковые цепочки». Нужно составить цепочку слов, в которой каждое следующее слово начинается на звук, на который заканчивается предыдущее. Это упражнение развивает умение слышать и произносить звуковые сочетания.
- «Выразительное чтение». Предложите ребенку прочитать (если ребёнок умеет это делать) короткий текст или стихотворение, подчеркивая выразительность произношения и передачу эмоций. Это помогает развить плавность речи и точность артикуляции.
- «Игра в диктора». Попросите ребенка сыграть роль диктора, четко и выразительно произносящего текст или объявления. Это поможет развить уверенность в себе и артикуляцию.
- «Путешествие по мультфильмам». Попросите ребенка повторить фразы из разных мультфильмов с различными персонажами. У этого упражнения есть две цели -развитие четкости и артикуляции речи, а также развитие навыка передачи интонации и характера персонажа.
- «Имитация звуков». Попросите ребенка повторить различные звуки, такие как звук дождя, мотора, часов, птицы. Это упражнение помогает развить гибкость и точность артикуляции и содействует обучению различать и произносить различные звуки.
Для детей старшего дошкольного и школьного возраста помочь в развитии речи и выработке чёткой дикции могут помочь скороговорки. Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов. В скороговорках всегда есть перестановка и повторение одинаковых букв и слогов, которые трудно выговариваются.
При выборе скороговорки необходим только тот материал, который разрешит конкретную речевую проблему малыша. С этой целью вам необходимо выбрать несколько скороговорок с теми звуками, которые ребенок изолированно и в словах произносит правильно, но в речи ещё не умеет произносить правильно и чётко. Если малышу непонятен смысл некоторых слов или всего предложения, обязательно объясните ему, иначе непонятные слова не закрепятся в его памяти и будут мешать разучиванию.
Следите не за скоростью, а за точностью произношения ребёнком скороговорок. Медленное произношение с чётким проговариванием всех букв и их сочетаний будет способствовать лучшему запоминанию порядка слов в предложении. Не позволяйте ребёнку специально искажать произносимые слова, чтобы посмешить окружающих. В любом деле важна психологическая разрядка, поэтому можно немного посмеяться над тем, какие смешные слова получаются, если быстро проговаривать трудную скороговорку. Однако не забывайте, что у вас есть совсем иная цель. Примеры скороговорок:
- Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
- На дворе трава, на траве дрова,
не руби дрова на траве двора!
- Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак.
Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
Советы родителям
Формирование красивой речи ребенка – процесс трудоемкий. Чтобы добиться успеха в этой деятельности, стоит прислушаться к советам специалистов:
1. Общение с ребенком на самые разные темы – лучшая тренировка коммуникативных навыков. Такое занятие формирует у ребенка не только четкую речь, но и умение аргументированно излагать свое мнение.
2. Общаясь с ребенком, родители должны предъявлять ему образец красивой и правильной речи. Не стоит искажать слова и общаться с детьми на лепетном языке. Кроме того, в речи взрослого не должно быть сленга, слов-паразитов и нецензурных выражений.
3. На формирование красивой дикции положительно влияет развитие мышления и мелкой моторики. Полезно предлагать малышу задания, связанные с перебиранием мелких предметов, лепкой, рисованием, отгадыванием загадок и расширением словарного запаса.
4. Артикуляционная гимнастика должна стать привычным ежедневным комплексом. При этом нужно хвалить ребенка за старание и качественное выполнение упражнений.
5. Важно предоставлять ребенку достаточно времени для изложения собственных мыслей. Не стоит перебивать малыша, когда он эмоционально рассказывает о том, как прошел его день в детском саду. Ежедневная практика помогает ребенку научиться управлять собственным голосом и овладеть интонационным богатством родного языка.
6. Огромным потенциалом для развития четкой дикции обладают сказочные диалоги. Можно несколько раз прочитать ребенку его любимую сказку, а затем в театрализованной форме обыграть самые интересные моменты из произведения.
7. При разучивании с детьми скороговорок нужно начинать с медленного темпа проговаривания текста. В таком упражнении главное не скорость, а качество произнесения сложных фонемных сочетаний.
Проблемы с дикцией могут быть даже у абсолютно здоровых детей, не имеющих неврологических диагнозов и серьезных логопедических нарушений. Чтобы улучшить дикцию ребенка, можно записать его к логопеду. После курса развивающих занятий речь дошкольника станет чистой. Но это при условии включённости родителей в данный процесс. Подражая взрослым из ближайшего социального окружения, ребенок может усвоить неправильные фонетические образцы. Поэтому родителям и педагогам необходимо в первую очередь контролировать свою речь, ведь она является образцом для подражания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анищенкова, Е.С. Логопедическая гимнастика: развитие произношения и дикции: пособие для занятий с детьми/ Е.С.Анищенкова. – Москва: Издательство АСТ, 2023.- 63, (1) с.: ил. – (Популярная логопедия). 2000 экз. – ISBN 978-5-17-155119-3. – Текст непосредственный.
2. Жукова, О.С., Жерновенкова, Н.Ю. Научите меня говорить! Лёгкий способ развития речи малыша. Помощь родителям, педагогам, няням/ О.С.Жукова, Н.Ю. Жерновенкова. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 64 с.: ил.- (Домашний логопед: лучшие методики. – 3000 экз. – ISBN 978-5-17-150921-7. – Текст непосредственный
3. Новиковская, О.А. Логопедические занятия для формирования правильной речи: смотри и повторяй/ О.А.Новиковская. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 63 (1) с. ил. – (Логопедическое обучение: всё просто и наглядно). – 3000 экз. – ISBN 978-5-17-150017-7. Текст непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

"Развитие голоса и дикции у детей дошкольного возраста"
Статья для логопедов, воспитателей и заинтересованных родителей. В статье раскрывается проблема недостаточной сформированности важных компонентов звучащей речи в дошкольном возрасте, которые ...
Развитие дикции у детей дошкольного возраста
Развитие дикции у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен воспитателям ДОУ, родителям с целью развития дикции у детей....

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Развитие дикции у детей дошкольного возраста возраста
Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи у дошкольников. К вашему вниманию подборка игр и упражений на развитие дикции у дошкольников...
Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...
