Консультация для родителей «Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мартинавичюс Галина Геннадьевна

В консультации расскрываются вопросы недостатков развития речи дошкольников, которые могут привести к плохой успеваемости в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedostatki_razvitiya_rechi.docx10.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде»

Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут освоить учебный материал и их школьный путь оказывается тернистым и трудным.

При этом родителей особенно удивляет, что в дошкольном возрасте их ребенок жазалось бы, развивался совершенно нормально и был «таким как все». Об этих детях и пойдет речь. Педагогов и врачей уже давно волнует обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет количество детей с не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются и в речевом развитии. У ребенка может, например, несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживаться «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т. д. Речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении. По этой причине в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляют особых требований, небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них.

Но дело резко меняется с началом школьного периода обучения, когда к речи предъявляются повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не поможет, к тому же ребенок как-бы «не умеет» эти правила применять.

В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.

Рассмотрим примеры специфических ошибок у детей на письме и разберём их причины. Речь пойдет о некоторых основных группах специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил.

Замена букв по принципу сходства соответствующих им букв.

В этих случаях ребенок пишет вместо шапка – сапка, калтина вместо картина, томик вместо домик, ден место день и т. д.

Почему же так происходит. А потому, что в устной речи ребенок называет мишку «миской», шапку «сапкой» из-за того, что у него нет звука «Ш» или он заменяет его другим звуком. В этом случае родители не позаботились, чтобы у ребенка были все звуки.

Тут многие родители и успокоились «У моего ребенка все звуки есть, и ему это не грозит». Но тут важно не только правильно произносить звук, но и уметь отличать его на слух от других.

Следующие ошибки. Ребенок опускает некоторые буквы, пишет все слова слитно. Почему же происходят такие нарушения. Основная причина в том, что этот ребенок не овладел навыками анализа слова и просто не представляет себе их структуры.

Бывает, что происходит замена букв и искаженное их написание. Например, ребенок пишет букву «И» вместо «Ш», букву «П» вместо «Т» и т. д. Можно подумать, что он не выучил буквы. Но здесь причина гораздо глубже. У этого ребенка недостаточно сформированы пространственные представления (он путает «выше – ниже», «справа – слева», «ближе – дальше»...).

Для успешного обучения ребенка в школе важно своевременно обращать внимание на речь ребенка, выявлять нарушения речи и вовремя обращаться к специалисту (к логопеду, психологу, дефектологу и др.) или врачам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школе.

В статье рассмотрены примеры специфических ошибок на письме и причины их появления у детей в младшей школе....

Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"

Помощь родителям в развитии речи у детей...

консультация для родителей по развитию речи дошкольников

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию предпосылок к развитию монологической речи.здесь вы найдёте ответы на то, как воспитывать интерес у детей к чтению художественной ли...

Консультация "Роль родителей в развитии речи дошкольников"

Консультация знакомит родителей с несложными ировыми упражнениями, направленными на развитие речи детей. Эти упражнения не требуют особой подготовки и могут использоваться  по дороге из детского ...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

НЕДОСТАТКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Уважаемые родители, вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, лог...

Консультации для родителей по развитию речи дошкольников «Дефицит общения» – проблема развития речи детей.

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения....