«Мнемотехника в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста».
консультация (средняя группа)

Ткачева Марина Анатольевна

В данной статье рассказывается о том, как с помощью мнемотехники развивать память у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_1.docx319.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Мнемотехника в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста».

«Если ребенок молчит,

покажите ему картинку, и он заговорит».
Ушинский К.Д.

Мнемотехника, происходящая от греческого слова «мнемоника», представляет собой искусство запоминания и технологию развития памяти. Она представляет собой систему, которая включает в себя методы и приёмы, направленные на эффективное запоминание информации через создание ассоциаций. Основной смысл такой схемы: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любое произведение — будь то сказка, рассказ или стихотворение — можно представить в виде визуальной схемы, используя образы и символы. Такая схема поможет ребёнку лучше запомнить и воспроизвести информацию.

Такие схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такими схемами активно пользуются логопеды и педагоги. Их можно использовать родителям и дома.

          Важность использования мнемотехники для детей среднего дошкольного возраста обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Если какой-то предмет или явление вдруг попали в поле зрения ребёнка, то чаще всего запоминание происходит непроизвольно. Когда он будет пытаться выучить и запомнить то, что не видит визуально, т.е. не подкреплено наглядной картинкой, то ребенку выучить это будет намного сложнее.  Применение мнемотехники способствует более лёгкому усвоению информации у детей, что, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления и воображения, а также улучшению концентрации внимания. 

В чем польза мнемотаблиц:

  • Развивают зрительную и слуховую память;
  • воображение;
  • интеллект;
  • логическое мышление;
  • речь;
  • внимание;
  • способность к целенаправленной интеллектуальной деятельности.

Работа с мнемотехникой стимулирует работу обоих полушарий головного мозга: левого, «логического», и правого, «творческого». Суть использования мнемотаблиц состоит в том, что ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. В процессе взаимодействия с мнемотаблицами у детей формируется ассоциативная связь между образами. В дальнейшем, когда ребёнок сталкивается с одним из образов, в его памяти всплывают все остальные, связанные с ним.

Вот несколько вариантов игр с мнемотаблицами для детей дошкольного возраста:

1. Восстановить последовательность картинок, опираясь на память.

2. Смешать картинки с другими и выбрать те, которые относятся к заданной теме.

3. Определить место, где должна находиться «выпавшая» картинка среди остальных.

4. Найти лишнюю картинку.

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок

текста, а ребенок находит картинку.

Процесс обучения мнемотехнике начинается с базовых принципов и постепенно усложняется.

На 1 этапе малыша знакомят с «мнемоквадратами», на котором схематично изображается какой – либо предмет, действие, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или короткое предложение.

На 2 этапе дети учатся «читать» простые схемы из 2-4 символов. Это называется «мнемодорожки».

По ним можно, например, заучивать стихотворения. 

На 3 этапе малыши учатся работать по мнемотаблице. Это схема, в которой заложена определенная информация. Весь текст зарисовывается схематично, ребенок, глядя на нее легко запоминает информацию. По ним можно с легкостью составить рассказ.

Стихотворение А. Барто «Зайка».

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Изучение таблицы и анализ представленной на ней информации.

2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование слов в образы.

3. После того как текст будет закодирован, мы перескажем сказку, расскажем историю на заданную тему или прочитаем стихотворение, используя символы (образы) в качестве опоры. Это поможет нам научиться запоминать информацию.

Для чего можно использовать мнемотаблицы родителями дома?

-для обогащения словарного запаса;

 -при составлении рассказа;

-при пересказе литературных произведений;

 -при загадывании и отгадывании загадок;

-при заучивании стихотворений;

 -при проведении речевых игр.

Можно использовать готовые схемы, которые можно найти в интернете, либо вместе с ребенком придумать свои. Для детей младшего дошкольного возраста лучше использовать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка- зеленая, овечка - белая, солнце - желтое…).

Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. 

Предлагаем вам рассмотреть этапы работы:

  1. В начале прочитайте стихотворение. Нужно прочесть его выразительно и эмоционально, заинтересовав малыша.
  2. Предложите выучить стишок наизусть.
  3. Разъясните ребёнку значение сложных слов и выражений, а также убедитесь, что он понял смысл стихотворения. Читайте по одной строчке, указывая крохе на соответствующие изображения в таблице.
  4. Попросите его повторить за вами строчку.
  5. После нескольких прочтений стихотворения взрослым, ребёнок может попробовать сам рассказать то, что запомнил, опираясь на картинки.

        При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево», и ребёнок отображает его в рисунке, т. е. он изображает дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то у него возникает ассоциация со словом «дерево» при взгляде на рисунок. Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? Конечно! В дальнейшем это поможет ребенку учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а также для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач). Этот метод запоминания может быть полезен не только детям, но и вам, как родителям. Вы только попробуйте и сами увидите результат! Игры с мнемотаблицами понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (НОД) «Домик для зайчика» по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «Домик для зайчика»Цель:- закрепить представление о понятиях «мебель», «посуда». Учить сравнивать предметы, обозначать более точным словом их сходства и различия.Задачи:- уточнение и актив...

Конспект НОД по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «В гости к солнышку», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: песенками, потешками, закличками.2.Стимулировать речевую активность, работать над интонационной выразительностью речи.3.Р...

Конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста

Побуждать детей к составлению коротких рассказов по описанию набора игрушек. Закрепить умения согласовать существительные и прилагательные в роде, образовывать слова с уменьшительными суффиксами, упра...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»

Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...

Использование мнемотехники для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР на материале краеведения.

Данная статья будет интересна логопедам и воспитателям. Делюсь опытом развития связной речи на материале краеведения с использованием связной речи....

План по самообразованию "Использование мнемотехники в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения,   внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене трад...