План работы по самообразованию в средней группе на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста».
проект по развитию речи

Плотникова Светлана Евгеньевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ « Кизильский детский сад №3»

План работы по самообразованию в средней группе на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста».

Выполнила :

Плотникова С.Е.

2021-2022г.


Тема

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность темы

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Игра на занятиях по речевому развитию и в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Цель

повышение теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи

- изучить методическую литературу по данной теме;

- изучить методы, формы и средства работы по развитию речи детей;

- проанализировать дидактическую игру как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

Этапы работы

1 этап.Организационно-диагностический

Цель: выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.

2 этап. Теоретический

Цель:

- изучение особенностей развития детей среднего дошкольного возраста;

- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;

- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

3 этап. Обобщающий

Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное
  • Подбирать слова-антонимы

Тип проекта

- поисковый;

- информационный

По продолжительности

1 учебный год

По количеству участников

групповой, фронтальный

методы

поисковый, наблюдение, анализ, общение

Деятельность педагога

наблюдать и оценивать результаты

Деятельность детей

разучивают, выбирают , участвуют

Предварительная работа

создание наглядного материала, практических пособий, картотек, пополнение методической копилки, изготовление дидактического материала.

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

1 этап. Организационно-диагностический

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

Консультация «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию среднего дошкольного возраста»

  • Изучение нормативных документов
  • Выбор и определение темы самообразования
  • Планирование работы по теме самообразования

консультация «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС»

2 этап. Теоретический

Октябрь

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

  • «Повтори

правильно»

  • «Скажи чистоговорку»
  • «Выдели первый звук в слове»

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

  • «Закончи предложение»
  • «Прятки»
  • «Сервируем стол»

Уровень развития связной речи:

  • «К нам пришелпочтальон»

Взаимодействие с учителем-логопедом

  • Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднего дошкольного возраста.
  • Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)

Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)

2 этап. Обобщающий

Ноябрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Похлопаем-потопаем»
  • «Повтори»
  • «Послушай и скажи»
  • «Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

  • «Что бывает осенью?»
  • «Один-много»
  • «Загадки зайца»
  • «Назови ласково»
  • «Поваренок»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Подумай и назови»
  • «Чего много»
  • Мой-моя-моё-мои»
  • «Дополни предложение»

Игры для развития связной речи:

  • «Дай определение словам»
  • «Дай действия словам»
  • «Наоборот»
  • «Четвертый лишний»

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Декабрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Чей голос»
  • «Придумай своё слово»
  • «Найди ошибку»
  • «Очень нужные слова – для тебя и для меня»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

  • Магазин «Фрукты»
  • «Узнай игрушку»
  • «Кто во что одет?»
  • «Чего не хватает?»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Подумай и назови»\
  • «Наоборот»
  • «Кто больше»
  • «Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

  • «Четвертый лишний»
  • «Кто у кого?»
  • «Назови одним словом»
  • «Узнай по описанию»

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)

Январь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Здравствуй, Петрушка»
  • Упражнение на речевое дыхание

Игры для грамматического строя речи:

  • «Узнай игрушку»
  • «Один много»
  • «Назови ласково»
  • «Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

  • «Угадай звук»
  • «Используй каждое мгновение»
  • «Вкус и запах»
  • «Измени предложение»

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Методические рекомендации по речевому развитию в играх «Учимся играть правильно»

Диалог с родителями «Вопрос-ответ»

4 игры на одну неделю Февраль

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • Упражнение на речевое дыхание
  • «Ветерок»
  • «Эхо»
  • «Моторчики»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Закончи фразу»
  • «Какое это бывает»
  • «Кто что делает»
  • «Разбуди кота»

Игры для развития связной речи:

  • «Когда это бывает?»
  • «Разноцветный сундучок»
  • Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

Презентация опыта работы по данной теме на педсовете

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»

Март

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • Упражнение на речевое дыхание
  • «Чей голос»
  • «Угадай, кто меня назвал»
  • «Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Назови одним словом»
  • «Скажи наоборот»
  • «Закончи фразу»
  • «Угадай звук»

Игры для развития связной речи:

  • «Чего не стало, кого не стало?»
  • «Подбери разные слова»
  • «Смысл слова»
  • «Закончи предложение»

Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений.

Консультация для родителей «Как можно легко выучить стихотворение по опорным картинкам?»

Апрель

  • «На чем дети катаются?»
  • «Доскажи словечко»
  • «Что за предмет?»
  • Разучивание стихотворения по опорным картинкам

Подготовить мнемотехнические картинки для рассказа

Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»

Май

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Оформление работы в полном варианте

Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

Список используемой литературы

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. Федеральный закон от г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
  3. Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
  4. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
  8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
  9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
  10. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
  11. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  12. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
  13. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"

В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...

Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений па...

Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...

План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...