Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа)

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muhametzyanova_a.a_samoobrozovanie.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Дата начало работы над темой: 1.09.2019г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Интегрировать пальчиковые игры упражнения в речевой деятельности детей.
  2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
  3. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
  4. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
  5. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
  6. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики .

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Охрана здоровья.

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта

https://nsportal.ru/muhametzyanovaalinaandreevna

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Реализация данной темы рассчитана на пять лет

(2019 – 2024  учебный год)

2019-2020 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Сентябрь 2019 г.

2.

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь 2019г.

3.

Подготовить доклад «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Сентябрь 2019г.

4.

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

5.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

6.

Собрать банк данных по теме «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»: презентации, статьи.

В течение года

7.

Комплексы пальчиковой гимнастики. Картотека пальчиковых игр.

Октябрь-ноябрь 2019 г.

8.

Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Играем пальчиками».

В течение года

9.

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

10.

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Декабрь 2019г.

11.

Составление и распространение памяток, буклетов для воспитателей по теме самообразования.

Январь-февраль 2020г.

12.

Провести итоговое открытое занятие для родителей о значимости пальчиковых игр.

Март 2020г.

13.

Ведение персонального сайта https://nsportal.ru/muhametzyanovaalinaandreevna

В течение года

14.

Отчет о проделанной работе за учебной, год обмен опытом с коллегами на совете педагогов по теме самообразования.

По плану старшего воспитателя

2020-2021 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучить литературу «Тренируем пальчики -развиваем речь» - О. И. Крупенчук.

Сентябрь 2020г.

3.

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

По плану старшего воспитателя

4.

Составление картотеки публикаций по теме.

В течение года

5.

Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

В течение года

6.

Организация выставки «Игры способствующие развитию мелкой моторики».

Октябрь 2020г.

7.

Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня отклонений в развития речи детей на начало и конец учебного года.

Сентябрь, май

8.

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Сентябрь-ноябрь

9.

Создание презентации:

«Влияние пальчиковой гимнастики для подготовки руки к письму», «Рука - это инструмент».

Январь-апрель

10.

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя).

Февраль

11.

Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников.

В течение года

12.

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

В течение года

13.

Ведение персонального сайта

https://nsportal.ru/muhametzyanovaalinaandreevna

В течение года

14.

Диагностика динамики за два года по своей теме:

- входной контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Октябрь

Февраль

Май

2021-2022 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

3.

Бардышева Т. Ю. «Расскажи стихи руками» 2014.

Сентябрь-октябрь

4.

Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы.

В течение года

5.

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

В течение года

6.

Открытое занятие для воспитатели «Пляшут наши пальчики».

Октябрь

7.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детсво-ПРЕСС,2013

Ноябрь

8.

Консультация для молодых

специалистов «Почему пальцы помогают говорить»

Декабрь

9.

Оформление выставки «Дидактические игры для детей по интеллектуальному развитию»

Январь

10.

Анкетирование родителей на тему «Совместные пальчиковые игры с членами семьи»

Февраль

11.

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.

В течение года

12.

Итоговое занятие с

использованием дидактических игр.

Март

13.

Ведение персонального сайта

https://nsportal.ru/muhametzyanovaalinaandreevna

В течение года

14.

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май

2022-2023 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

3.

Изучить литературу «Сказки на кончиках пальцев» Александрова Т. В.

Сентябрь-октябрь

4.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

5.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

6.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

7.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

Январь

8.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

9.

Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

В течение года

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

11.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

12.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

Май

2023-2024 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения.

декабрь

3.

Размещение своих работ на веб-сайте https://nsportal.ru/muhametzyanovaalinaandreevna

В течение года

4.

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течение года

5.

Пройти курсы повышения квалификации.

Декабрь

6.

Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.

1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

Сентябрь - январь

7.

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет.

В течение года

8.

Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года

9.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

Ноябрь, март

10.

Разработка пособия дидактических игр по интеллектуальному   развитию.

В течение года

11.

Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ

По плану образовательного учреждения

12.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме  самообразования: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

По плану старшего воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развива...

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Широкое использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающем процессе позволяет не только повысить эффективность решения основных образовательных задач, но и п...

"Дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы  Консультация для педагоговна тему:"Дидактические игры ка...

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взро...