Картотека сюжетно-ролевых игр "Играем дома"
картотека (младшая группа)
Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста, в помощь родителям ,для организации игр дома.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 204.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поиграй со мною, мама!»
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет в условиях дома.
Картотека сюжетно-ролевых игр в помощь родителям.
Разработала : педагог второй младшей группы «Б»
ГБДОУ №35 Колпинского района
Романчук Анна Владимировна
«Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра — это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности».
(Сухомлинский В. А)
Дошкольное детство – это самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок получает первоначальные знания об окружающей жизни, у него сформировываются определённые отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Первое, на что обратим Ваше внимание, что игра — это навык, и этому навыку нужно ребенка учить. Так как в 4-5-ти летнем возрасте основной способ обучения — это совместная игра, то для начала поиграйте вместе с малышом: пусть он понаблюдает за Вами и начнет потом действовать самостоятельно. Вы только будете руководить этой игрой.
Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
Сюжетно-ролевые игры позволяют ребёнку уточнить, углубить, расширить свои знания, развить себя как личность и приобрести первый опыт разнообразного взаимодействия с окружающими его людьми, как с взрослыми, так и со своими сверстниками. Совместный труд воспитателей и родителей закрепляет положительные основы для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.
С помощью ролевой игры ребенок познает мир человеческих отношений и то, как он их познает, зависит от родителей в целом. И особенную роль играет в этом отец, способный стать полноценным участником игры, умеющий передавать свой житейский опыт и воспитывать нравственность в простой форме. Уверены все они вам в тот или иной момент встречались, но вы возможно почему-то про них забыли. Ведь исторически ролевые игры были самыми первыми играми! Они появились, вероятно, еще в древнем мире, из-за необходимости общения и понимая детьми взрослых.
На вопрос, сколько времени стоит играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры, психологи ответят: «столько, сколько ему нужно». Не нужно думать, что над вами издеваются, психолог прав: каждый ребенок индивидуален. Нет готовых положений о том, сколько и в какое время, до или после еды играть с ребенком. Однако нетрудно понять в какой момент ребенок наигрался, а когда не доиграл и только потом уже делать вывод: стоит изменять ситуацию в игре или нет.
Задача родителей – обеспечить ребёнку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту детьми (очень часто таким детям легче подружиться с младшими и почувствовать в себе силу и уверенность на их фоне). А главное помните, эта проблема разрешима, начинайте раньше её решать, вам же легче будет в будущем.
Несколько советов родителям:
• Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, сообщайте ему не только что-то новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. (например, ребенок уже знает что в кастрюле варят суп, а новым для него станет, что его нужно помешивать, чтобы он не выкипел.)
• После прогулки, предложите малышу отразить в рисунке свои впечатления об увиденном, и Вы увидите с каким удовольствием ребенок будет рисовать.
• Интересуйтесь играми малыша. Если ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения. Помогите ребёнку, покажите новые игровые действия (нагрузить в машинку кубики, затем довезти их до места и разгрузить машину; как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками и т. д.)
• Во время игры спрашивайте ребенка, во что он играет, обращайте внимание, какие роли ему интересны: мамы, дочки, повара, шоферы и другие. Помогайте ему советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка.
• Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки, например, к зданию театра, к спорткомплексу, к различным памятникам, к реке и т. д. Все увиденное вокруг обогатит его впечатления, эмоции, знания.
• Как можно больше разговаривайте со своим ребенком. Помните, что возраст 3-4 года- это возраст «почемучек», поэтому очень важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь.
• Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Такой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.
Дочки-матери
Пожалуй, самые распространенные — сюжетно-ролевые игры. Название «Дочки-матери» здесь — собирательное, на самом деле игр, связанных с домом, семьей, с отношениями между членами семьи, великое множество. В таких играх малыш учится прежде всего общению. Какие примерно сюжеты можно предложить ребенку:
• день рождения, праздник или просто «гости» (кукла и зайчик, например, приходят на день рождения к плюшевому мишке, он накрывает стол и угощает гостей; обыгрываются ситуации встречи, вручения подарков, благодарность, чаепитие, прощание после праздника);
• обычный день ребенка, или «нянчим малыша» (просыпаемся, умываемся, кушаем, одеваемся на прогулку и т. д.), когда в роли «малыша» выступает кукла, а ребенок становится «мамой»;
• «готовим обед» (особенно когда малыш вместе с мамой на кухне: можно доверить крохе почистить вареные яйца или пластиковым ножом порезать вареные овощи, разложить на тарелках кусочки сыра или колбасы — пусть малыш «играет» в шеф-повара ресторана, а заодно учится сервировать стол и помогает маме готовить);
• «занимаемся уборкой»;
• «учим» куклу какому-то занятию (стирать или гладить одежду, заплетать косички, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, чистить обувь и т. д. — любое домашнее дело малыш освоит с легкостью в игре, ведь это кукла - «неумеха»!).
Водитель и пассажиры
Малыш уже знаком с видами городского транспорта? Значит, он может сыграть роль водителя автобуса, троллейбуса или трамвая. Предложите ребенку сделать из подручных средств «автобус» и «остановку». Пригодятся любые коробки или кубики, из них можно соорудить сиденья (пассажирами будут игрушки). Для себя водитель-малыш готовит «водительское место»: небольшой стульчик — кресло шофера, нарисованные на крышке от обувной коробки или на плоской коробке из-под конфет «кнопочки» и «клавиши» — панель управления, а обычная одноразовая тарелка станет замечательным рулем. Водитель «подъезжает» к «остановке», комментируя каждое действие: «Осторожно, двери закрываются!», «Следующая остановка детский сад!» (Или почта, школа, магазин, поликлиника...) Обратите внимание малыша, что водители очень хорошо знают Правила дорожного движения, пусть ребенок «останавливается» на красный свет светофора, пропускает пешеходов на переходе и т. д. Вы можете «играть» и говорить за пассажиров, заодно на примере игрушек моделировать различные жизненные ситуации: как помочь пожилому человеку подняться в автобус, как уступить место, как оплатить проезд... Предлагайте «внештатные» сюжеты — автобус вдруг сломался, его надо починить. Водитель может взять инструменты (если нет игрушечных, это могут быть палочки, кубики, карандаши, детали конструкторов) и «повозиться с мотором». А может, малышу хочется побыть пассажиром? Тогда поменяйтесь ролями.
Подобные игры можно проводить, опираясь на личный опыт ребенка. Вы уже путешествовали на самолете, поезде или корабле? Значит, малыш сможет побыть:
• стюардом/стюардессой,
• машинистом,
• капитаном,
• проводником,
• кондуктором,
• контролером и т. д.
Используя игрушечные машинки, можно поиграть в «такси», перевозку грузов («Мишка переезжает в новую берлогу», «Кукла перевозит мебель из магазина в квартиру», «Грузовик везет материалы на стройку» и т. д.). Можно и в гонки поиграть, и в погоню полицейских за нарушителем Правил дорожного движения.
Врач и пациенты
Вариантов игры множество:
• врача вызывают на дом (он осматривает больного, выписывает рецепт — продолжить игру можно в «аптеке»);
• доктор лечит в больнице кукол/зверей;
• врач ведет прием в поликлинике...
Если нет игрушечного набора доктора, можно использовать карандаш вместо шприца или термометра, обычную чайную ложку, чтобы «осматривать» горло, любые пластиковые баночки и пузырьки «с лекарствами» (например, из-под питьевого йогурта), а бумажные прямоугольнички подходящего размера вполне заменят горчичники и рецепты. Малыши любят бинтовать и смазывать игрушкам «ранки», так что приготовьте небольшие полоски ткани или бинтик. Смочите чистой водой и отожмите ватный спонжик для косметики — это будет «целебная мазь» (слегка влажные протирания игрушкам-пациентам не повредят). В таких «медицинских» играх легко обучить ребенка различать части тела, правильно их называть. Это касается не только внешних, но и внутренних органов. Что до сюжетов — их великое множество. Зайка убегал от волка и повредил лапку... Кукла прыгала по лужам и простудилась, у нее поднялась температура ... Медвежонок полез в улей за медом и его ужалила пчела... Невнимательный Буратино перебегал дорогу и его сбила машина... Но, скорее всего, малыш сам подскажет «историю», которую он хочет «сыграть». Игры «в доктора» воспитывают у ребенка чувство сострадания, учат заботиться о близких и тех, кто нуждается в помощи.
Продавец и покупатель
И в этих играх бесчисленное множество сюжетов. Магазин может быть продовольственным или промтоварным, а малыш по желанию станет продавцом или покупателем. Витрины и прилавок легко сделать из подручных коробок разного размера, товарами послужат игрушки ребенка или настоящие вещи, продукты (если игра проходит на кухне, когда мама занята приготовлением обеда/ужина). Интересно ведь «продать» маме для борща морковку и картошку, взвешивая их на кухонных или игрушечных весах. В играх такого типа можно познакомить ребенка с различными ситуациями, которые часто возникают во время реальных походов в магазин, обучить малыша правильному поведению: здороваться и прощаться с продавцом/кассиром, вежливо обратиться, попросить показать нужную вещь, правильно сформулировать вопрос. Ведь если покупатель попросит дать ему «вон ту красненькую кофточку» или «те теплые ботинки», продавец обязательно поинтересуется размером. Малышу следует понимать, что вещи бывают разные: детские и взрослые, зимние и летние, спортивные и для торжественных случаев... В игре легко научить ребенка различать и виды продуктов: бакалея, хлебобулочные изделия, мясные и молочные товары, овощи, фрукты, кондитерские изделия и т. д. Да и магазины отличаются друг от друга: супермаркет не похож на спорттовары или автосалон, а в строительном или мебельном магазине не продают галантерейные товары... Кроме того, «магазинные» игры дают прекрасную возможность научить малыша основам счета, ведь ребенок должен уметь «оплатить» покупку и «правильно дать сдачу» (если он играет продавца). Сюжеты легко придумает даже сам малыш, ведь он уже давно ходит с вами за покупками.
Парикмахерская (+ другие профессии)
В такие игры, где можно сделать прически куклам, обычно любят играть девочки, но и мальчикам можно предложить побыть «известным мастером». Игра особенно хороша для тех малышек, которым необходимо самим научиться заплетать косы, завязывать банты, пользоваться заколками и резинками. Но так как мы играем в «парикмахерскую», важно научиться вежливо общаться с клиентами, пользоваться расческой и ножницами (если, конечно, не жалко поэкспериментировать со стрижками кукольных волос). И, безусловно, попробовать «вымыть голову» клиенту — такое умение пригодится как сыну, так и дочери.
Парикмахерская здесь взята для примера, а профессий-то множество. Вот и играйте с малышом в пожарных или садовников, пограничников или поваров, артистов или рыбаков... В таких играх легко познакомить ребенка с различными видами профессиональной деятельности людей.
Зоопарк + превращения в зверей
Если вы играете в «поездку в зоопарк», у вас есть замечательная возможность в игре познакомить малыша с различными животными, рассказать об их жизни в природе, «покормить» зверей (заодно узнав, кто чем питается). Если поиграть в «работников зоопарка», можно «почистить клетки», приготовить «корм», раздать животным «обед», повторив при этом, какие звери хищные, к кому надо подходить с осторожностью, а к кому лучше вообще не приближаться. Эта игра направлена на воспитание у ребенка не только любви к животным, но и разумной осторожности.
Кроме того, можно поиграть в «жизнь животных». Малыши с удовольствием обычно «превращаются» в зайчиков или львят (или других «звериных детенышей»). Так что можно и норки рыть, и корм добывать, и на охоту ходить, и от охотников прятаться... А еще можно поиграть в «лес», «джунгли», «ферму» и т. д., используя игрушечные фигурки животных.
Строительство
Тоже бесконечная игра. Она позволяет познакомить малыша с различными строительными профессиями, строительной техникой, зданиями разного назначения. Строить можно что угодно, от простых гаражей, мостов и башенок до средневековых замков и космических портов. Пригодятся не только строительный материал в виде кубиков и конструкторов, но и подручные средства: коробки, палочки, баночки, пластиковые лоточки. Помнится, мой сын «с боем» отобрал у папы новую тапочку с закрытой передней частью и устроил из нее «бульдозер». Так как играл сын долго и увлеченно, папе пришлось покупать еще одну пару домашней обуви, но оно того стоило! «Бульдозер» служил верой и правдой несколько месяцев, превращаясь время от времени то в «ракетный катер», то в «голодного крокодила», то в «пещеру» для мелких игрушек, они там «жили» и «спасались от врагов»...
Цирк
Веселое представление, особенно если вы с малышом недавно посещали цирк, будет чудесной игрой. Кукла может «ходить по канату», или станет ассистенткой фокусника, или будет дрессировать плюшевого медвежонка и собачку. На лошадке наездник-тигрёнок покажет чудеса ловкости, а деревянный Буратино или пластмассовый робот станут акробатами или иллюзионистами. В зависимости от тех цирковых номеров, которые вам запомнились, игра может надолго увлечь ребенка.
Спортивные соревнования
Это и игры на ловкость (малыш может соревноваться и сам с собой, и с игрушками, и с друзьями), и «тренировки», и спортивные представления. Здесь прекрасно используются спортивные игрушки: мячи, скакалки, кегли и т. д. Но и с обычными игрушками игра будет не менее занимательной. Например, выступает медвежонок-гимнаст, а кукла — «известная фигуристка». Даже в ванной при купании поиграть в соревнование по плаванию будет интересно для малыша: кто быстрее доберется до бортика ванной: резиновая утка или пластмассовый кораблик, если ребенок подгоняет их «волной»?
Солдатики
Испокон веков любимой игрой мальчиков были солдатики. «Войнушки», «враги и наши», «наступление и бой» — эти слова из «военных» игр. Самый элементарный сюжет: «наши наступают, враги убегают». В этих играх можно рассказать малышу о реальных военных подвигах наших солдат: и во времена Дмитрия Донского или Александра Невского, и в войне 1812 года, и в Великой Отечественной войне. Сюжеты, взятые «из жизни», помогут малышу узнать самые первые исторические военные факты, познакомят с подвигами наших дедов и прадедов, позволят гордиться славными военными победами предков. Большую помощь в организации «боевых» игр окажут детские книги на подходящие темы, их можно прочитать вместе с малышом, а потом поиграть в «героев».
Из этой же серии игры в разведчиков, летчиков, моряков, танкистов и т. д. В основном играют мальчики, но и девочек берут на роли санитарок или поваров. Конечно, группой играть интереснее, но если вы устроили «войнушку» дома, малыш может быть главным героем, а зайцы, мишки, куклы — рядовыми. Обычно с удовольствием принимают участие в таких играх папы, здесь дело может дойти и до постройки «крепости» из стульев и кресел, и до «обстрела врага» какими-нибудь мягкими снарядами вроде диванных подушек... Главное, чтобы мама не стала реальной медсестрой, когда в пылу битвы мужчины заработают настоящие синяки, а некоторые герои-воины расплачутся...
«Литературные» сюжеты
Раз уж мы затронули тему книг, подскажем: очень много сюжетно-ролевых игр можно взять из книг, которые вы читаете ребенку. Интересуется малыш динозаврами, просит почитать про птеродактилей и диплодоков — поиграйте в «доисторические времена». Нет под рукой игрушек-динозавров — не беда, их можно нарисовать, вырезать, склеить. «Древний лес» легко изготовить из трубочек от туалетной бумаги или из-под фольги, пищевой пленки, это готовые «стволы». Покрасьте их в коричневый цвет, приклейте сверху и сбоку зеленые бумажные «листья», пусть в этой «чаще» прячутся и живут динозавры.
Если малыш увлечен акулами, китами и осьминогами и каждый вечер просит перед сном «почитать про море», сделайте вместе «подводный мир» из обувной коробки, раскрасив внутренние стенки в подходящие морские цвета и нарисовав водоросли, кораллы и песок с камнями. Ребенку не важно, что мама совсем не художник, он дополнит ваши рисунки своей неуемной фантазией. И неудачная, на ваш взгляд, буро-коричневая клякса превратится в подводную скалу. А может, это вход в жилище-пещеру гигантского кальмара или злой мурены? Заселите «подводный мир» обитателями и играйте. Сюжеты самые разные: акула охотится на рыбок, или осьминог борется с кальмаром, или дельфин спасает водолаза... Малыш может играть разные роли и разговаривать за различных персонажей, а ваша задача — рассказывать о жизни морских обитателей, подсказывать, что может произойти, ненавязчиво направлять сюжет, если ребенок затрудняется.
Такие же игры можно проводить, когда читаете малышу о машинах, о принцессах, о розовых пони или роботах-трансформерах — о чем угодно. Главное, что сюжет практически у вас есть, ведь вы только что прочитали подходящую книгу, и ребенок с удовольствием проиграет этот сюжет с игрушками или сам станет героем игры. Но самое интересное происходит дальше, когда малыш начинает играть «в продолжение» истории. Поверьте, фантазии вашего ребенка безграничны!
Домик
Вспомните себя в детстве, как иногда хотелось забраться в свой собственный домик. Предлагаю варианты «жилища», в котором ваш малыш будет играть куколками или солдатиками, устраивать «темноту» (подсознательно самого себя избавляя от многих страхов), да и просто сможет минуточку побыть наедине со своими мыслями, отдохнуть, помечтать и даже поспать, если утомился. Для такого отдыха в «домике» постелите на пол старенькое одеяло или толстый плед, покрывало.
Самый простой вариант детского «жилища» — набросить старую простынку или плед на стол, чтобы ткань доставала до пола. Но это не всегда удобно, так как стол обычно часто используется.
Другой вариант — картонная коробка из-под какого-то крупного бытового прибора, техники. В ней можно прорезать «окошки», сделать «дверь», задекорировать стены рисунками. Не забудьте только укрепить углы и стыки коробки, чтобы она не сложилась нечаянно и не упала на ребенка.
Если нет коробки подходящего размера, домик можно сделать из кусков картона, прочно закрепив их скотчем и клеем ПВА. А согнув большой лист картона пополам и поставив на пол сгибом вверх, можно получить уютный «шалаш». Только укрепите стенки, чтобы они не разъехались.
Еще один «бюджетный» вариант — накинуть покрывало одним краем на спинку стула, а вторым, например, на подлокотник дивана. Для малыша даже самое узкое пространство будет казаться уютным, ведь это его «настоящий домик».
Можно использовать обычную стремянку, поставив ее в рабочее состояние и накрыв любой тканью, той же простынкой. Стремянка хороша тем, что в ней есть уже готовые полочки для игрушек — ступеньки.
«Мягкий» вариант — домик из большого куска прямоугольного поролона или пропиленового туристического коврика. Только поролон желательно обшить тканевым чехлом. Согните поролон в виде дуги — вот и «домик». Чтобы «жилище» не распрямилось, прикрепите «стенки» к «полу».
Если папа сделает каркас из четырех легких алюминиевых трубок достаточной длины, скрепит все четыре верхушки вместе, а ножки прочно установит на полу или на основании из таких же алюминиевых трубок, получится «скелет» индейского вигвама или северной яранги. Маме останется лишь с помощью ткани сделать стенки. Кстати, каркас можно изготовить из туго скрученных и проклеенных старых газет! Впрочем, если папа — мастер, он может сделать деревянный каркас из обработанных брусочков или досочек.
Старый детский манеж можно накрыть покрывалом и вырезать в одной из узких боковых стенок «дверцу» — прекрасный «домик». Но этот вариант возможен, если вы не планируете больше заводить малышей и использовать манеж по его прямому назначению.
Даже простынка, повешенная на протянутой веревке, сможет побыть шалашом. Для этого просто оттяните в стороны и закрепите края простыни, чтобы они не «схлопывались».
Ваш малыш с радостью будет прятаться и играть в своем «домике», а иногда и вас приглашать «в гости»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Сюжетно-ролевая игра "Когда дома мы одни".
Конспект совместной деятельности детей подготовительной группы. Сюжетно-ролевая игра «Когда дома мы одни».Цели: учить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни; содействовать ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....

Рекомендации для родителей в формате #сидим дома с пользой. Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию (27.04.20 — 30.04.20)
Цель: закрепление знаний детей о военных профессиях, знакомство с распорядком дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитание смелости, ловкости, умения четко выполнять приказы командира, ...

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

