Формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
методическая разработка
Традиционные и инновационные формы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
Цель работы с семьей: Создание благоприятного климата взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями через разные формы совместного взаимодействия.
Задачи взаимодействия с родителями:
#1056;аботать в тесном контакте с семьями воспитанников.
#1040;ктивизировать и обогатить воспитательные умения родителей в гражданско-патриотическом направлении.
Актуальность: Дошкольные годы – самые важные в жизни ребенка.
И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического содержания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. п. п. 9.)
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. п. п. 5, 6.)
Таким образом, воспитатели совместно с родителями должны сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Анализ «включенности» родителей воспитанников в образовательный процесс и его результативность.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Работа с родителями в нашей группе «Улыбка» планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому вначале начинаю работу с изучения семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провожу анкетирование, личные беседы, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Совместно с родительским комитетом группы ежегодно составляем и реализуем годовой план по организации взаимодействия с семьями воспитанников. Родители нашей группы непосредственно участвуют в вопросах создания комфортной и безопасной среды для детей, вносят предложения в работу детского сада.
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Мы разработали для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
• Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
• Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
• Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
• активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
• заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
• равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Таким образом, было решено искать новые направления и формы работы с родителями.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашей группе решается в 3 направлениях:
#1055;ознавательное направление работы с родителями.
#1053;аглядно-информационное направление работы с родителями.
#1044;осуговое направление работы с родителями.
Наименование | Цели | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение анкетирования, социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, «Маршрут выходного дня». |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Совместные проекты |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Традиционные и инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников группы «Улыбка».
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями.
1.Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как групповые родительские собрания.
Однако проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится воспитателям группы, в то время как основная задача взаимодействия с родителями на современном этапе -это создание сотрудничества, где родитель и педагог – равноправные участники процесса формирования личности ребенка.
Таким образом, в нашей группе родительские собрания построены на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Собрания проходят интересно и продуктивно, в форме круглого стола, деловой игры, где обсуждаем проблемы, родители представляют свой опыт в воспитании ребенка, делятся им, советуют и дают рекомендации. Всегда итогом родительских собраний является продукт совместно детско-родительского творчества (продуктивная творческая деятельность, театрализованная деятельность родителей и воспитанников).
Родители нашей группы посещают: «день открытых дверей», участвуют в традициях группы: «Встречи с интересными людьми», «Гость группы», «А, что у вас?» и др…, а также тренинги и деловые игры, семейные спортивные встречи, совместные прогулки и экскурсии. Принимают участие в творческих тематических выставках, фотовыставках.
2. Наглядно-информационные формы организации взаимодействия воспитателей и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить специалистов ДОУ, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем мы сегодня занимались», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
На сайте ДОУ и на странице группы «Улыбка» родители имеют возможность читать информацию и быть в курсе всех событий.
#1044;осуговое формы при взаимодействии с родителями.
Досуговые направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В нашей группе проходят:
• праздники «День Матери», «Мама, папа и Я- лучшая семья».
• развлечения «Новогодние чудеса», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встречи с интересными людьми).
• спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»
Формирование у детей любви к природе родного края, желание беречь ее и защищать, осуществляется в таких видах деятельности, как озеленение территории детского сада, участие в конкурсах на лучшую кормушку для птиц. Родители проявляют заинтересованность к таким мероприятиям и демонстрируют свои творческие способности. Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Мы стараемся формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью малой Родины.
Благоустройство детского участка для прогулок.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм отнесены проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования воспитанников и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Участие родителей - неотъемлемая часть в воспитании наших воспитанников, и хотелось бы взаимопомощи от всех родителей нашего детского сада. Ребята очень гордятся семейными работами, участием их родителей.
Спасибо всем нашим активным родителям за сотрудничество!
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Результативность нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Для определения эффективности усилий, утраченных на взаимодействие с родителями, я использую опрос, книгу отзывов, оценочные листы, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. А также собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п
Не менее важным для меня является самоанализ.
Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность.
Видны такие результаты, как повышение уровня родительской компетентности; гармонизация семейных и родительско-детских отношений; повышение ответственности родителей за образование ребенка и его активности в отношениях с воспитателями.
Отметила, что совместные театрализованные проекты изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, в проектной деятельности. По итоговым результатам в группе нет родителей-наблюдателей; увеличилось число родителей-лидеров; выросло количество родителей-исполнителей.
Таким образом, какая же наблюдается результативность?
Отметили повышение активности родителей:
• в мероприятиях, проектах, конкурсах, выставках, в оформлении групп, игрового участка;
• на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;
• более восприимчивы к советам и рекомендациям воспитателей, специалистов ДОУ;
• увеличилось количество желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;
Пусть мы не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. В нашей группе «Улыбка» сформировался дружный коллектив педагогов, воспитанников и родителей.
Мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути и формы сотрудничества с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»
Тема моей презентации: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли ...

«Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»
Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста....

"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
Создание благоприятного климата взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....

"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
Создание благоприятного климата взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....

Презентация опыта работы на ГМО Разнообразные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Проблема нравственного и патриотического воспитания детей является одной из старейших проблем педагогики. Существуют многочисленные современные и классические труды по данной проблематике. Однако при ...

«Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников»
Дошкольные годы – самые важные в жизни ребенка.И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь...

«Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взро...
