«Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные формы работы с родителями
по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
Подготовил: Разумова Е.П.
“Любовь к Родине начинается с семьи”. Ф. Бекон
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.
Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями по патриотическому воспитанию детей?
- повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
- вовлечь родителей в деятельность детского сада по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста;
- изучить положительный семейный опыт воспитания и обучения детей патриотизму, а также положительный опыт совместной работы педагогов с семьями воспитанников.
Традиционные и инновационные формы взаимодействия с родителями.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями.
- Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
а) Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как групповые родительские собрания.
Однако проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится воспитателям группы, в то время как основная задача взаимодействия с родителями на современном этапе — это создание сотрудничества, где родитель и педагог – равноправные участники процесса формирования личности ребенка.
Таким образом, родительские собрания необходимо построить на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Собрания проходят интересно и продуктивно, в форме круглого стола, деловой игры, где обсуждаем проблемы, родители представляют свой опыт в воспитании ребенка, делятся им, советуют и дают рекомендации. Всегда итогом родительских собраний является продукт совместно детско-родительского творчества (продуктивная творческая деятельность, театрализованная деятельность родителей и воспитанников).
Родители посещают: «День открытых дверей», участвуют в традициях группы: «Встречи с интересными людьми», «Гость группы», «А, что у вас?» и др…, а также тренинги и деловые игры, семейные спортивные встречи, совместные прогулки и экскурсии. Принимают участие в творческих тематических выставках, фотовыставках.
б) Одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование в своей работе методов активизации родительского потенциала- реализация театрализованных совместных проектов, где родители совместно с детьми исполняют роли в разных театрализованных сказках. Принимая участие в реализации театрализованных проектов, родители проходят все этапы проекта: знакомятся с ролью, обсуждают и придумывают костюмы, репетируют добиваясь выразительности образа, презентуют свой результат. Активно взаимодействуют с педагогами, музыкальным руководителем ДОУ, родителями и воспитанниками группы.
Важно отметить, что театрализованные игры близки и понятны как детям, так и взрослым. Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность детям выплеснуть свои эмоции и настроение. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок и взрослый проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Они могут удовлетворить разносторонние интересы детей и взрослых, являются эффективным средством для всестороннего развития и воспитания ребенка.
в) «Мастер – класс», на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно предлагается тема нескольким родителям и даётся возможность каждому провести маленький урок, поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».
2. Наглядно-информационные формы организации взаимодействия воспитателей и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить специалистов ДОУ, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
родительские уголки, папки-передвижки «Звездочка недели», «По Совету всему свету», семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти», портфолио воспитанников, портфолио детского проекта, библиотека,
фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «Папа, мама, я – дружная семья», «Дети – цветы жизни» семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел». Организация национального «Мини-музея»
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
На сайте ДОУ родители имеют возможность читать информацию, и быть в курсе всех событий.
- Досуговое формы при взаимодействии с родителями.
Досуговые направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «Долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Презентация "Формы работы с родителями по полоролевому воспитанию дошкольников в семье"
Презентация освещает формы работы по полоролевому воспитатнию дошкольников во взаимодействии с семьей (с целями, задачами и примерами)....

Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания. апрель 2022
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян....
Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Консультация для воспитателей...

консультация «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспита...

Консультация для родителей на тему: "Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ ".
. Несмотря на то, что дети проводят очень много времени в детском саду, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физ...

