Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
консультация (подготовительная группа)

Гусева Ксения Андреевна

В статье описаны критерии психологической готовности ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду через овладение имеющимися социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и компетенциями.

Произвольность поведения – способность осознавать и управлять своим поведением, преодоление побудительной силы ситуативных воздействий и стереотипных реакций в становлении способности определять свои действия и управлять ими.

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Внутренняя позиция школьника – возрастная форма самоопределения детей 6-7 лет, связанного с их осознанным желанием принять статус школьника (Л.И. Божович).

Школьная зрелость – особая степень морфофункционального развития детей, которая способна обеспечить комплексное приспособление организма без ущерба для здоровья к систематическим учебным занятиям.

Дети учебного типа – дети, которые принимают позицию ученика с вытекающими отсюда последствиями (что делать, как себя вести и т.д.) и вступают с учителем в учебные отношения, предполагающие содержательную учебную деятельность.

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Психологическая готовность к школе определяет успешную адаптацию ребенка к школе и считается необходимым и достаточным уровнем психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Основным показателем психологической готовности к школе является степень сформированности регуляторных механизмов поведения. Насколько ребенок может соответствовать нормам и правилам, существующим в школе, и насколько может проявить и развивать свою индивидуальность и личность в новых условиях. Часто готовность к школе рассматривается с позиции школьной зрелости лишь как совокупность умений, знаний, способностей. Но кроме определенного набора знаний и умений, готовность к школе предполагает физиологическую, личностную, интеллектуальную, волевую, социальную зрелость ребенка.

Ребенок может уметь читать, считать и много знать, но при этом столкнуться с трудностями в процессе адаптации к школе, так как не сформирована мотивационная, эмоциональная, коммуникативная или регуляторная сфера психики.

Портрет будущего школьника

Личностная или, как ее еще обозначают, мотивационная готовность к школе предполагает положительное отношение ребенка к школе, к деятельности, к социальному взрослому (воспитателю, учителю), положительное отношение к себе, а также наличие сформированных социальных и познавательных мотивов.

Волевая готовность к школе предполагает сформированность у ребенка умения действовать по правилу, умение удерживать инструкцию, действовать согласно инструкции и оценивать свой результат.

Показатели мотивационно-волевой готовности ребенка:

  • проявляет положительное отношение к школе, к воспитателю,

к учебной деятельности, к себе;

  • проявляет устойчивый интерес к новым знаниям и умениям;
  • проявляет потребность в оценке и одобрении взрослого;
  • умеет сознательно подчинять свои действия правилу;
  • умеет ориентироваться на заданную систему требований;
  • умеет внимательно слушать говорящего;
  • умеет выполнять действие по образцу;
  • «надо» (социально значимые мотивы) могут управлять «хочу»

(непосредственные желания);

  • присутствует соподчинение мотивов.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие выраженной познавательной активности, обучаемости, развитие памяти, мышления, воображения, речи, способности к рассуждениям, знаний об окружающем мире и самом себе, а также развитие зрительно-моторной координации.

Показатели интеллектуальной готовности ребенка:

  • справляется с программой детского сада;
  • проявляет стойкий интерес к новым знаниям, способен длительное время заниматься познавательной деятельностью (слушать познавательную информацию, учиться чему-то);
  • способен пересказать сказку, определить причинно-следственные связи, классифицировать, запоминать стихи;
  • компетентен в продуктивных видах деятельности (умеет рисовать, лепить, конструировать) и может играть, стремится к творчеству (созданию нового);
  • может ясно и последовательно излагать свои мысли, способен к рассуждениям;
  • легко обучается (способен переносить полученный опыт в новые ситуации);
  • развита мелкая моторика.

Социальная готовность к школе включает умение общаться со взрослыми и сверстниками и определяется тем, насколько поведение ребенка соответствует задачам и требованиям обстановки, ситуации, как он может варьировать деловые, познавательные и личностные контакты с другим человеком.

При определении готовности ребенка к школе, можно ориентироваться на следующие показатели.

Факторы риска

– отрицательное отношение к детскому саду, воспитателю, к занятиям, низкая самооценка;

– сниженный познавательный интерес;

– не выраженная потребность в достижениях;

– трудности выполнения правил в повседневной жизни, в игре;

– трудности с доведением начатого дела до конца без организующей помощи;

– трудности удержания инструкции, ее выполнения;

– трудности интеллектуального развития;

– трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

Психологическая готовность к школе определяется всей историей психического развития ребенка, начиная с внутриутробного развития. Важно использовать методы и приемы формирования позитивных представлений у ребенка о школе, знать сильные и слабые стороны развития ребенка,опираясь на сильные стороны развития, целенаправленно сопровождать слабые стороны развития ребенка, формировать положительный образ школы

и учителя. Учитывать аспекты физиологической зрелости ребенка, работоспособность его нервной системы, не допускать интеллектуальных или эмоциональных перегрузок.

Игра с правилами и творческие виды деятельности являются основными средствами формирования психологической готовности к школе, познавательной мотивации, произвольности поведения, уверенности и чувства умелости, развития коммуникативных навыков, понимания правил общения и формирования положительной самооценки. Именно эти интересные для ребенка виды деятельности тренируют способность ребенка ставить цель, достигать ее, контролировать себя и оценивать свои возможности.

Нужно помнить, что физиологическая цена адаптации и обучения в школе у детей 6 и 7 лет отличается. У детей 6 лет она выше и требует большего включения со стороны родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Готовность ребнка к обучению в школе рассмтривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками дл...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация дляродителей будущих первоклассников.«Готовность ребёнка к школе» Школьные программы сильно изменились. Учиться становится труднее. Умение читать, писать и считать ...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

как помочь ребенку подготовиться к школе...

консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей в подготовительной группе, раскрывающая особенности подготовки ребенка к будущей школьной жизни....

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация содержит полезную информацию для родителей при подготовке детей к школьному обучению....

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

В консультация подборка тестов, помогающих родителям определить готовность ребенка к школе....