Консультация для родителей «Роль дошкольного образовательного учреждения и детской библиотеки в воспитании патриотизма у подрастающего поколения»
консультация (старшая группа)

Лариса Викторовна Колосова

         9 Мая 2025 года наша страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. День Победы – это праздник, который с годами занимает всё более важное место в нашей жизни. Подвиги Героев живут в памяти поколений, становясь символом мужества, горячей любви к Родине, готовности к её защите. Чем дальше в историю уходят годы Великой Отечественной войны, тем полнее и ярче проявляется величие героического подвига фронтового поколения, одержавшего всемирно-историческую Победу над фашизмом. Память об этих событиях неподвластна времени. Она, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, переживёт века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль дошкольного образовательного учреждения и детской библиотеки в воспитании патриотизма у подрастающего поколения»

Подготовила: Колосова Л.В., воспитатель

 МБДОУ ДС №71 »Почемучка»

         9 Мая 2025 года наша страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. День Победы – это праздник, который с годами занимает всё более важное место в нашей жизни. Подвиги Героев живут в памяти поколений, становясь символом мужества, горячей любви к Родине, готовности к её защите. Чем дальше в историю уходят годы Великой Отечественной войны, тем полнее и ярче проявляется величие героического подвига фронтового поколения, одержавшего всемирно-историческую Победу над фашизмом. Память об этих событиях неподвластна времени. Она, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, переживёт века. Основным направлением деятельности библиотеки всегда являлось патриотическое воспитание детей и подростков. В ДОО это направление работы с детьми также считается одним из ведущих.  Любовь к Родине, к своему Отечеству, нужно воспитывать с детства, поэтому объединившись вместе, мы создаем   благоприятную патриотическую среду, которая закладывает в юные души детей священные основы для каждого русского человека - патриотизм и гражданственность.    Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Город Старый Оскол, в котором живет ребенок для него особый.  Это родной город, со своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Именно с него начинается великая Родина, великая Россия в которой он живет. Поэтому, при реализации плана – программы совместной работы по патриотическому воспитанию дошкольников, педагоги воспитывают у детей любовь к малой Родине, к своему Отечеству, гордость за свою страну.

 В настоящее время существует серьезная проблема: падение интереса детей к книге. Её место постепенно занимает телевизор, компьютер, игровая приставка и другие технические средства. Если раньше дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книге пришел компьютер.

Ни в коем случае не умаляя достижений современных технологий, педагогический коллектив нашего детского сада пришел к необходимости модернизации работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Изменения в системе образования требуют от нас использования новых форм организации образовательной деятельности, осуществления тесного сотрудничества с социальными партнёрами, взаимодействия с родителями воспитанников, основываясь на принципе интеграции.

Одним из наиболее эффективных методов интегрированного обучения на практике, является проектная технология, обеспечивающая сотрудничество взрослых и детей, а также интеграцию различных образовательных областей и различных видов детской деятельности.

Один из таких проектов реализуется в нашем детском саду, и участвуют в нем педагоги нашего ДОО, дети, их родители, сотрудники детской библиотеки. Своё сотрудничество с библиотекой мы начали с заключения договора о взаимодействии, определения цели и задач этого сотрудничества.

Приобщение к чтению детей и их родителей. 

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- Создавать условия для воспитания и поддержания у детей интереса и потребности к чтению художественной литературы.

- Воспитывать интерес к различным жанрам детской литературы.

- Формировать желание быть читателем библиотеки.

- Воспитывать уважительное отношение к книгам.

Следующим этапом было - разработка плана совместных мероприятий. Мы знакомимся с планом работы библиотеки и подбираем мероприятия, значимые для дошкольников, вносим свои предложения и коррективы, опираясь на возрастные особенности детей, определяем формы работы, это чтение-слушание, экскурсия, литературный досуг, викторина, конкурсы чтецов и другие.

Знакомство дошкольников с библиотекой мы начали с экскурсии «Дом, в котором живут книги». Ребят встречает библиотекарь, рассказывает о правилах поведения в библиотеке, о многообразии книг, их расположении на полках и в зале. Визит в библиотеку производит на ребят очень яркое впечатление и способствует возникновению желания прийти снова.

В рамках каждого нашего визита сотрудники библиотеки организуют выставки книг, соответствующей тематики. Одна из главных задач выставочной работы – пробудить у детей интерес к книге. Книги, размещенные на таких выставках, яркие, красочные, привлекающие внимание. Благодаря этому они производят очень яркое впечатление, а тот факт, что любую книгу можно взять, полистать, поделиться впечатлениями с друзьями только усиливает эмоциональное воздействие на ребенка.

Органично вплетается в ознакомление с художественной литературой продуктивная деятельность, выставки рисунков, организованные в библиотеке. Дети с удовольствием рисуют иллюстрации к прочитанным произведениям. В эту работу вовлечены родители воспитанников, это усиливает их интерес к проблеме приобщения детей к чтению.

Изготовление коллективных работ по содержанию прочитанных произведений также позволяет решать ряд важных задач социально-нравственного характера. Каждая выставка творческих работ – это не только возможность полюбоваться результатами творческой деятельности, но и повод для общения детей, родителей, педагогов.

Темы мероприятий, организованных сотрудниками библиотеки и педагогами ДОУ связаны с календарной датой или творчеством детских поэтов, писателей. Дню детской книги был посвящен литературный досуг «Книжкины именины». Такие литературные досуги включает в себя самые разнообразные виды детской деятельности.

Путешествие в Лукоморье – это литературный досуг, посвященный творчеству А. С. Пушкина, организован для воспитанников детского сада. Дошколята с интересом читают стихотворения, отгадывают загадки по произведениям А. С. Пушкина.

Одна из наиболее интересных тем для дошкольников – это знакомство с подвигом народа в годы Великой Отечественной войны. Наше поколение не принимало участие в войне, но говорить об этом без слез мало у кого получается. Эта тема обязательно затрагивает чувства ребёнка и художественная литература способна оказать нам неоценимую помощь. Выразительное чтение-слушание, восприятие музыки, картин художников, непосредственное общение с ветеранами – все это позволяет решать и задачи нравственно-патриотического воспитания.

Конкурсы чтецов стали традиционными в нашем детском саду и сотрудники библиотеки неизменные гости этих мероприятий. А в конкурсе «Широка страна моя родная» была реализована тема нравственно-патриотического воспитания. Наша работа находит отклик у родителей воспитанников, которые так же, как и мы понимают всю важность этого.

Мы стараемся освещать опыт этой работы на официальном сайте нашего детского сада. Педагоги публикуют свои разработки в специализированных изданиях. Говорить о том, что этот проект полностью реализован, нам кажется преждевременным, но с полной уверенностью можно сказать, что ознакомление с художественной литературой, приобщение дошкольников к чтению, основанное на принципе интеграции, сотрудничестве с родителями воспитанников, с детской библиотекой позволяет решать гораздо более широкий спектр воспитательно-образовательных задач.

Кроме непосредственной образовательной деятельности, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра по знакомым сказкам и рассказам.

 Художественная литература является действенным способом воспитание патриотизма у детей, так как она не только сообщает ребенку о данной моральной норме, а благодаря художественному слову воздействует на чувства и сознание ребенка, в том числе и на воспитание патриотизма.

       Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо регулярно проводить в дошкольном учреждении, поскольку в результате мы можем получить патриотически настроенных детей, которые будут любить свою страну и оберегать ее.

                                   

                                                 Литература:

  1. Бугаева О.Б. Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 11 (48). С. 10–13.
  2. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова. М: Просвещение, 1989.
  3. О подвигах, о доблести, о славе: патриотическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста: методическое пособие / сост. О.А. Аленкина, М.А. Дворецкая, Е.А. Лапп (отв. ред.), М.Н. Серенко. Волгоград: ВолГУ, 2018. 118 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.

Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства,которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям ...

Консультация для родителей "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно - эстетического развития ребёнка."

Эстетическое развитие ребёнка имеет важное значение для его подготовки к школе. Но такого рода развитие не осуществляется само по себе. Для этого требуется большая, напряжённая и кропотливая работа по...

Консультация для родителей «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Консультация для родителей о необходимости слаженной работы педагогов и родителей в воспитании детей....

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.

Цель  данного  взаимодействия - развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством  совместной  де...

Консультация для родителей воспитанников дошкольно образовательных учреждений "Лечение ЗРР у детей"

Если своевременно выявить задержку речевого развития и подойти к лечению комплексно с привлечением квапифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успеш...

Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"

Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...