Консультация: "Роль музыкально - ритмического развития в жизни ребёнка"
консультация
Консультация для родителей, о важности музыкально - ритмического развития в жизни ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль музыкально-ритмического развития в жизни ребенка
«Какое счастье обладать чувством темпа и ритма, как важно смолоду позаботиться о его развитии». К.С. Станиславский.
Ритм – основа всей жизни человека, это сложная мозговая деятельность, по анализу, планированию и координации движений. А дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.
Почему ритм так важен в развитии ребенка? И почему особую роль играют именно музыкальные ритмические игры? Прежде всего, между музыкой и речью много общего. Музыка ритмична, а ритм заложен в основе всего, в том числе и в речевых звуках. Они распределяются по слогам и словам, и, когда мы слышим, как кто-то говорит, мы можем определять границы между слогами, словами, предложениями. Так мы понимаем услышанное, таким образом развитие чувства ритма является одной из предпосылок речевого развития.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Чтобы повторить последовательность и удерживать ее, от мозга ребенка требуется немалая концентрация и включенность в процесс. Через движения мы укрепляем нервную систему, прокачиваем мозг и помогаем ребенку развить навыки, которые необходимы ему для успешной учебы и гармоничного развития. Развитие чувства ритма помогает растормозить речь, развить подражание, способствует легкому запоминанию. В детском возрасте, причём в очень раннем, закладываются основы любви к музыке - этому величайшему из искусств. Через движение и музыку идёт активный процесс развития малыша. Музыкальные способности проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой. Поэтому необходимо как можно раньше начинать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику.
Музыкально-двигательные игры помогают детям улучшать общую моторику, формировать восприятие и внимание, формировать схему тела. Это очень важно для плохо говорящих детей, поскольку они хуже ощущают свои личные границы, границы своих частей тела, а также границы других детей, например. Содержание музыки помогает упорядочить характер и темп движения ребёнка. Помимо всего прочего музыка является одним из лучших средств эстетического воспитания детей. С помощью музыки можно воспроизводить окружающую нас действительность в звуковых образах. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, улучшает педагогический процесс, концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность.
Содержание музыкально-ритмических игр может быть самым разнообразным: игры
-стимулирующие запуск речи;
-развивающие фонематический слух;
-развивающие схему тела и пространственную ориентировку;
-улучшающие межполушарное взаимодействие;
-для разрядки умственного и психического напряжения, а также для развития двигательной активности детей;
-развивающие мелкую моторику, а также эмоциональный интеллект ребенка.
Правильно подобранные игры, в которых детям даются творческие задания, развивают в детях поисковую деятельность, заставляют мыслить и фантазировать. Поэтому на занятиях необходимо поддерживать в них игровое настроение, чтобы ребенок воспринимал все как интересную игру-задачу.
В процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям, решается целый ряд задач:
- обучаются танцевальным движениям;
-совершенствуют естественные движения (ходьбу, бег, прыжки);
- совершенствуют психомоторные способности (развивают музыкально-ритмическое чувство, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой, формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений);
- развивают творческие и созидательные способности (мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, навыки самостоятельного выражения движений под музыку, трудолюбие, лидерство, инициативу);
- развивают коммуникативные качества (чувство партнёрства, взаимопомощи).
Ребенок должен научиться согласовывать свои движения с ритмом музыки. Музыкальный ритм, с его сменой скорости движения, остановками по сигналу и изменениями силы движения, облегчает работу мышц, вносит большую долю эмоциональности, которая разнообразит и оживляет все задания на участие волевых центров, позволяя придавать большей части работы вид игры. Так как вся двигательная проработка исходит из законов музыкального ритма. Здесь полезным музыкальным материалом может служить хорошо знакомая детям песня, ее самый короткий отрезок с повторяющимся ритмической темой. Хорошо подобранный музыкальный материал - хороший помощник в работе.
В сюжетно-образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности. Ритм способствует формирование пространственных ориентировок, развитие пространственного мышления и воображения. При помощи ритма происходит совершенствование навыков основных движений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, боковой галоп). Музыкально - ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринимать музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений.
Занятия музыкально - ритмическими играми направлены на повышение физических возможностей ребенка путем равномерного развития всей мышечной системы, а также на профилактику и коррекцию некоторых физических недостатков (сутулость, искривление позвоночника и плоскостопие).
Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения,
сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Красивые движения, разученные на занятии, ребенок с радостью, интересом будет выполнять и дома.
Музыкально-ритмические игры помогают интересно, а главное с пользой проводить время с ребенком, они являются хорошей профилактикой неврозов и сердечно– сосудистых заболеваний, прекрасным фундаментом для дальнейшего обучения ребенка:
-улучшают общее физическое состояние, формируют осанку;
- формируют навыки вербального и невербального общения;
-развивают слух, ритм, музыкальную память;
-учат принимать решения, добиваться взаимопонимания, работать в коллективе;
-развивают мелкую и крупную моторику, слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Основная цель на занятиях ритмическим развитием - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмическими движениями.
Задачи музыкально – ритмических движений на музыкальных занятиях:
Развитие музыкальности, способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание, развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству, развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства и самовыражения через танец.
Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления и чувства ритма.
Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлений природы.
Каждое музыкально-ритмическое задание нужно осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музыкально- ритмические игры в жизни ребенка".(информационный выпуск для родителей дошкольников).
Данная призентация поможет родителям интересно, а главное с пользой проводить свободное время с ребенкм....

Публичная лекция для родителей дошкольников "Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни ребенка".
Данная лекция применяется на родительском собрании, С помощью теоретического и практического материала родители узнают о пользе музыкально- ритмической деятельности в жизни ребенка,Лекция сопров...

Буклет "Роль музыкально-ритмических игр в жизни ребенка".
Данный буклет используется в качестве памятки после родительског собрания. В него включены описания некоторых ритмических игр....

Консультация "Музыкально-ритмические движения в жизни детей"
laquo;Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним» А.И.Буренина...

лекция для родителей "Роль музыкально- ритмических игр в жизни ребенка".
Данный материал раскрывает неоценимую роль музыкально- ритмических игр в жизни дошкольника....

«Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка»
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека....

«Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка»
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека....
