Мастер - класс для родителей "Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

познакомить и научить родителей применять предложенные игровые упражнения с предметми для развития мелкой моторики у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

на тему:

«Занимательные игровые упражнения с предметами

для развития мелкой моторики у детей»

Воспитатель: Горелкина А.В.

г. Челябинск

2025

Цель: познакомить и научить родителей применять предложенные игровые упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.

Задачи:

  1. повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук;
  2. привести примеры игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук;
  3. вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.

Оборудование и материалы: столы, атрибуты для игровых упражнений на развитие моторики (прищепки, канцелярские резинки, бусины, конструктор «Репейник», карандаши, шишки, шарики су-джок, массажные мячи)

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Я познакомлю вас с игровыми упражнениями, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук? (ответы родителей)

Воспитатель: С научной точки зрения мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.

Воспитатель: Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? (ответы родителей)

Воспитатель: в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Также развитие мелкой моторики – это важная часть подготовки руки ребенка к письму.

Воспитатель: Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук? (ответы родителей)

Воспитатель: Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. В детском саду мы с детьми занимаемся рисованием, раскрашиванием, выполняем аппликацию, лепим из пластилина, теста, делаем упражнения для развития мелкой моторики рук. На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук. Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.

Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, которые можно использовать как в детском саду, так и дома.

Упражнения включают не простые движения рук, а взаимодействие с различными предметами: шариками и валиками су-джок, резинками, эспандерами, прищепками, бусинами, карандашами, различных размеров мячами.

Действуя с предметами, ребенок непроизвольно выполняет тонкие движения, получает легкий массаж рук, на которых расположено множество биологических активных точек. Большое внимание стоит уделять кончикам пальцев рук, так как согласно теории су-джок терапии, именно кончики пальцев рук являются соответствием проекции коры головного мозга.

Таким образом, с помощью воздействия на определенные зоны мы можем опосредовано стимулировать мыслительные процессы, в том числе и речевые. Речь совершенствуется намного быстрее и лучше, когда при одновременном проговаривании работают пальцы рук.

Все упражнения выполняются с детьми в несколько этапов:

  1. Взрослый сам демонстрирует ребенку игру
  2. Затем помогает освоить игру, действуя пальцами и рукой ребенка.
  3. Ребенок самостоятельно играет, а взрослый произносит стихотворный текст
  4. Ребенок полностью проигрывает упражнение сам и повторяет текст

Кроме того, сами по себе рифмованные строчки задают положительный настрой на занятие, а ощущение предметов, мелких игрушек и взаимодействие с ними создают особые условия успешности в работе педагогов и родителей. Стихотворные тексты упражнений легко заучиваются детьми, движения выполняются с огромным удовольствием и находят большой эмоциональный отклик.

Игровые упражнения с резинкой

Цель: развитие статистической и динамической координации, речи с движением.

Материал: канцелярская резинка.

Осьминог

Вот забавный осьминог

Поставить растопыренные пальцы правой руки на стол,

натянув между ними резинку.

Ходит прямо и назад,

«ходить» по столу вперед и назад.

У него есть восемь ног,

Растянуть резинку и стучать тихонько пальчиками по столу

Осьминожка очень рад!

Динамично растягивать резинку в разные стороны

Тюльпан

По весне тюльпан проснулся,

Пальцами изобразить бутон цветка

Лепестки чуть-чуть раскрыл,

Натянуть немного пальцами резинку

Солнце стало греть сильнее,

Легкие динамичные растягивания резинки пальчиками в стороны

Весь бутончик распустил!

Натянуть резинку до предела

Игровые упражнения с мелкими предметами и игрушками

Цель: развитие статистической и динамической координации рук, речи с движением, выполнение самомассажа пальцев рук и ладоней, снятие эмоционального напряжения.

Репейник

Материал: конструктор «Репейник»

Ах, репейник у дороги!

Все собой заполонил!

Присоединить «колючки» (конструктор) друг к другу

Береги скорее ноги,

Чтобы брюк не зацепил!

Катать комок из «колючек» между ладонями

Ну а если вдруг заденет,

Прежде чем идти гулять,

Взять комок в одну руку,

Переложить комок в другую

Будешь долго из одежды

Все колючки отцеплять!

По одной «колючку» отцеплять друг от друга

Накачаем шину

Материал: эспандер

Это от КамАЗа шина

Надо нам насос достать

Эспандер лежит на ладони

Чтобы ехала машина,

Сжимать ритмично эспандер в ладони

Надо срочно подкачать!

Тоже самое повторить с другой рукой

Марусенька и бусинки

Материал: крупные бусы

Наша Марусенька

Ладошки сложены «лодочкой»,

Внутри пять крупных бусин,

Потрясти ими.

Рассыпала бусинки

Раскрыть ладошки (бусины оказываются на столе)

Пока собирала

Звонко считала:

«Одна, две, три, четыре, пять»

Буду бусы собирать»

По одной захватывать бусины пальчиками правой руки и выкладывать на ладонь левой

Змея

Материал: тесьма, лента, веревочка

Змея по лиане тихонько ползла,

Хвост длинный она за собою везла

Накручивать тесьму на указательный палец

Вдруг закрутилась, как только смогла,

И к новой лиане потом поползла

Снять тесьму, и продолжить упражнение с другим пальцем

Игровые упражнения с прищепками

Цель: развитие динамической координации, речи с движением, выполнение самомассажа кончиков пальцев.

Материал: прищепки.

Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем).

Акула

Вот зубастая акула

Раз нырнула, два нырнула:

Раскрыть прищепку двумя пальцами руки

«Рыбок мелких проглочу,

Очень кушать я хочу»

«Хватать» поочередно пальчики другой руки

Птички

Птички в гнездышке сидели,

Клювы открывали,

Кушать пташечки хотели,

Маму птицу ждали

Выполнять нажатия на прищепки одновременно двумя руками

Упражнения в технике Су-джок

Цель: развитие динамической координации, речи с движением, выполнение самомассажа кончиков пальцев рук и ладоней.

Материал: шишки, шарик су-джок.

Шишки

Шишки под сосной лежали

Мимо мы тропой шагали

И сухими шишками

Весело играли

Выполнять круговые движения шишкой между ладоней

Вверх подкидываем ловко

А ловить нужна сноровка

Подкидывать шишку вверх

И ловить одной рукой

Гришка и шишка

Гриша шел, шел, шел

Выполнять продольные движения шишкой между ладоней

Гриша шишку нашел

Производить тычки шишкой в центр левой ладони

Круглую, колючую

Выполнять круговые движения шишкой в одну сторону

И сосной пахучую

Выполнять круговые движения шишкой в другую сторону

Колет пальцы шишка

Нашему мальчишке

Выполнять покалывания кончиков пальцев левой руки

Он катает меж ладошек

Вот какой массаж хороший!

Катать шишку между ладоней

Ловим шишку

Шишки под сосной лежали,

Мимо мы тропой шагали

И сухими шишками

Весело играли.

Выполнять круговые движения шишкой между ладоней.

Вверх подкидываем ловко,

А ловить нужна сноровка!

Подкидывать шишку вверх и ловить одной рукой

Упражнения с карандашом

Цель: развитие статической и динамической координации пальце рук, речи с движением, выполнение самомассажа пальцев.

Материал: шестигранный карандаш.

Попугай

Попугай томился в клетке,

В жердочку вцепился крепко,

Коготки перебирал,

Лапки славно разминал

Перебирать одновременно всеми пальцами рук по горизонтально расположенному карандашу

Канатоходец

Вот канатоходец

В цирке выступает!

Равновесье на канате

Строго соблюдает!

«Идти» указательным и средним пальцами руки по лежащему на столе карандашу

Муравей

Вот с утра мурашка в деле,

Тащит в дом хвою от ели.

Ах, трудяга! Молодец!

Хоть совсем еще малец!

Карандаш зажат между указательным и средним пальцами руки

Самолет

На борту у самолета за штурвалами пилоты.

Боинг быстро разогнался

И над городом поднялся

Карандаш зажат большим пальце руки к низу ладони.

Воспитатель: Дорогие родители! Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье. Все эти игровые упражнения требуют совсем немного времени. Однако, любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Выполняя эти задания с ребёнком, будьте спокойны, не спешите делать все за малыша, дайте ему шанс проявить себя, но при необходимости поддержите ребенка и окажите ему помощь. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую нотку, например: «Как интересно!», «Какой ты молодец, у тебя все получается!».

Предлагаю Вашему вниманию картотеку занимательных игровых упражнений с различными предметами для развития мелкой моторики детей. Большое спасибо за активное в нашем мероприятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения с предметами для развития мелкой моторики.

Комплекс упражнений с предметами для развития мелкой моторики...

Мастер-класс для родителей в детском саду на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Мастер-класс для родителей в детском саду на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет» Автор: Андреева Оксана Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №20, Московского района, города Санкт-П...

Мастер-класс "Изготовление поделок из природного материала, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Для педагогов и родителей представлен фотоматериал по изготовлению работ из кварцевого песка,раскрашивание камней. Используется для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста...

«Использование игровых упражнений с предметами для развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет

Давно доказано, что кора головного мозга ребенка состоит из двух центров, отвечающих за речь, мышление и мелкую моторику пальцев рук, которые находятся очень близко и взаимодействуют друг с другом. Че...

Мастер – класс по теме: Использования игр с прищепками для развития мелкой моторики у детей с РАС.

Мастер – класс  по теме: Использования игр с прищепками для развития мелкой моторики у детей с РАС....

Мастер-класс для родителей в детском саду на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Мастер-класс для родителей в детском садуна тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»...