Мастер - класс для родителей "Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
познакомить и научить родителей применять предложенные игровые упражнения с предметми для развития мелкой моторики у детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
на тему:
«Занимательные игровые упражнения с предметами
для развития мелкой моторики у детей»
Воспитатель: Горелкина А.В.
г. Челябинск
2025
Цель: познакомить и научить родителей применять предложенные игровые упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.
Задачи:
- повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук;
- привести примеры игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук;
- вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.
Оборудование и материалы: столы, атрибуты для игровых упражнений на развитие моторики (прищепки, канцелярские резинки, бусины, конструктор «Репейник», карандаши, шишки, шарики су-джок, массажные мячи)
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Я познакомлю вас с игровыми упражнениями, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук? (ответы родителей)
Воспитатель: С научной точки зрения мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.
Воспитатель: Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? (ответы родителей)
Воспитатель: в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Также развитие мелкой моторики – это важная часть подготовки руки ребенка к письму.
Воспитатель: Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук? (ответы родителей)
Воспитатель: Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. В детском саду мы с детьми занимаемся рисованием, раскрашиванием, выполняем аппликацию, лепим из пластилина, теста, делаем упражнения для развития мелкой моторики рук. На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук. Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.
Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, которые можно использовать как в детском саду, так и дома.
Упражнения включают не простые движения рук, а взаимодействие с различными предметами: шариками и валиками су-джок, резинками, эспандерами, прищепками, бусинами, карандашами, различных размеров мячами.
Действуя с предметами, ребенок непроизвольно выполняет тонкие движения, получает легкий массаж рук, на которых расположено множество биологических активных точек. Большое внимание стоит уделять кончикам пальцев рук, так как согласно теории су-джок терапии, именно кончики пальцев рук являются соответствием проекции коры головного мозга.
Таким образом, с помощью воздействия на определенные зоны мы можем опосредовано стимулировать мыслительные процессы, в том числе и речевые. Речь совершенствуется намного быстрее и лучше, когда при одновременном проговаривании работают пальцы рук.
Все упражнения выполняются с детьми в несколько этапов:
- Взрослый сам демонстрирует ребенку игру
- Затем помогает освоить игру, действуя пальцами и рукой ребенка.
- Ребенок самостоятельно играет, а взрослый произносит стихотворный текст
- Ребенок полностью проигрывает упражнение сам и повторяет текст
Кроме того, сами по себе рифмованные строчки задают положительный настрой на занятие, а ощущение предметов, мелких игрушек и взаимодействие с ними создают особые условия успешности в работе педагогов и родителей. Стихотворные тексты упражнений легко заучиваются детьми, движения выполняются с огромным удовольствием и находят большой эмоциональный отклик.
Игровые упражнения с резинкой
Цель: развитие статистической и динамической координации, речи с движением.
Материал: канцелярская резинка.
Осьминог
Вот забавный осьминог | Поставить растопыренные пальцы правой руки на стол, натянув между ними резинку. |
Ходит прямо и назад, | «ходить» по столу вперед и назад. |
У него есть восемь ног, | Растянуть резинку и стучать тихонько пальчиками по столу |
Осьминожка очень рад! | Динамично растягивать резинку в разные стороны |
Тюльпан
По весне тюльпан проснулся, | Пальцами изобразить бутон цветка |
Лепестки чуть-чуть раскрыл, | Натянуть немного пальцами резинку |
Солнце стало греть сильнее, | Легкие динамичные растягивания резинки пальчиками в стороны |
Весь бутончик распустил! | Натянуть резинку до предела |
Игровые упражнения с мелкими предметами и игрушками
Цель: развитие статистической и динамической координации рук, речи с движением, выполнение самомассажа пальцев рук и ладоней, снятие эмоционального напряжения.
Репейник
Материал: конструктор «Репейник»
Ах, репейник у дороги! Все собой заполонил! | Присоединить «колючки» (конструктор) друг к другу |
Береги скорее ноги, Чтобы брюк не зацепил! | Катать комок из «колючек» между ладонями |
Ну а если вдруг заденет, Прежде чем идти гулять, | Взять комок в одну руку, Переложить комок в другую |
Будешь долго из одежды Все колючки отцеплять! | По одной «колючку» отцеплять друг от друга |
Накачаем шину
Материал: эспандер
Это от КамАЗа шина Надо нам насос достать | Эспандер лежит на ладони |
Чтобы ехала машина, | Сжимать ритмично эспандер в ладони |
Надо срочно подкачать! | Тоже самое повторить с другой рукой |
Марусенька и бусинки
Материал: крупные бусы
Наша Марусенька | Ладошки сложены «лодочкой», Внутри пять крупных бусин, Потрясти ими. |
Рассыпала бусинки | Раскрыть ладошки (бусины оказываются на столе) |
Пока собирала Звонко считала: «Одна, две, три, четыре, пять» Буду бусы собирать» | По одной захватывать бусины пальчиками правой руки и выкладывать на ладонь левой |
Змея
Материал: тесьма, лента, веревочка
Змея по лиане тихонько ползла, Хвост длинный она за собою везла | Накручивать тесьму на указательный палец |
Вдруг закрутилась, как только смогла, И к новой лиане потом поползла | Снять тесьму, и продолжить упражнение с другим пальцем |
Игровые упражнения с прищепками
Цель: развитие динамической координации, речи с движением, выполнение самомассажа кончиков пальцев.
Материал: прищепки.
Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем).
Акула
Вот зубастая акула Раз нырнула, два нырнула: | Раскрыть прищепку двумя пальцами руки |
«Рыбок мелких проглочу, Очень кушать я хочу» | «Хватать» поочередно пальчики другой руки |
Птички
Птички в гнездышке сидели, Клювы открывали, Кушать пташечки хотели, Маму птицу ждали | Выполнять нажатия на прищепки одновременно двумя руками |
Упражнения в технике Су-джок
Цель: развитие динамической координации, речи с движением, выполнение самомассажа кончиков пальцев рук и ладоней.
Материал: шишки, шарик су-джок.
Шишки
Шишки под сосной лежали Мимо мы тропой шагали И сухими шишками Весело играли | Выполнять круговые движения шишкой между ладоней |
Вверх подкидываем ловко А ловить нужна сноровка | Подкидывать шишку вверх И ловить одной рукой |
Гришка и шишка
Гриша шел, шел, шел | Выполнять продольные движения шишкой между ладоней |
Гриша шишку нашел | Производить тычки шишкой в центр левой ладони |
Круглую, колючую | Выполнять круговые движения шишкой в одну сторону |
И сосной пахучую | Выполнять круговые движения шишкой в другую сторону |
Колет пальцы шишка Нашему мальчишке | Выполнять покалывания кончиков пальцев левой руки |
Он катает меж ладошек Вот какой массаж хороший! | Катать шишку между ладоней |
Ловим шишку
Шишки под сосной лежали, Мимо мы тропой шагали И сухими шишками Весело играли. | Выполнять круговые движения шишкой между ладоней. |
Вверх подкидываем ловко, А ловить нужна сноровка! | Подкидывать шишку вверх и ловить одной рукой |
Упражнения с карандашом
Цель: развитие статической и динамической координации пальце рук, речи с движением, выполнение самомассажа пальцев.
Материал: шестигранный карандаш.
Попугай
Попугай томился в клетке, В жердочку вцепился крепко, Коготки перебирал, Лапки славно разминал | Перебирать одновременно всеми пальцами рук по горизонтально расположенному карандашу |
Канатоходец
Вот канатоходец В цирке выступает! Равновесье на канате Строго соблюдает! | «Идти» указательным и средним пальцами руки по лежащему на столе карандашу |
Муравей
Вот с утра мурашка в деле, Тащит в дом хвою от ели. Ах, трудяга! Молодец! Хоть совсем еще малец! | Карандаш зажат между указательным и средним пальцами руки |
Самолет
На борту у самолета за штурвалами пилоты. Боинг быстро разогнался И над городом поднялся | Карандаш зажат большим пальце руки к низу ладони. |
Воспитатель: Дорогие родители! Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье. Все эти игровые упражнения требуют совсем немного времени. Однако, любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Выполняя эти задания с ребёнком, будьте спокойны, не спешите делать все за малыша, дайте ему шанс проявить себя, но при необходимости поддержите ребенка и окажите ему помощь. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую нотку, например: «Как интересно!», «Какой ты молодец, у тебя все получается!».
Предлагаю Вашему вниманию картотеку занимательных игровых упражнений с различными предметами для развития мелкой моторики детей. Большое спасибо за активное в нашем мероприятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения с предметами для развития мелкой моторики.
Комплекс упражнений с предметами для развития мелкой моторики...
Мастер – класс для родителей «Игры своими руками - Игрушки для развития мелкой моторики у детей» Средняя группа
мастер- класс для родителей "Игры своими руками"...

Мастер-класс для родителей в детском саду на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»
Мастер-класс для родителей в детском саду на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет» Автор: Андреева Оксана Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №20, Московского района, города Санкт-П...

Мастер-класс "Изготовление поделок из природного материала, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Для педагогов и родителей представлен фотоматериал по изготовлению работ из кварцевого песка,раскрашивание камней. Используется для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста...

«Использование игровых упражнений с предметами для развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет
Давно доказано, что кора головного мозга ребенка состоит из двух центров, отвечающих за речь, мышление и мелкую моторику пальцев рук, которые находятся очень близко и взаимодействуют друг с другом. Че...

Мастер – класс по теме: Использования игр с прищепками для развития мелкой моторики у детей с РАС.
Мастер – класс по теме: Использования игр с прищепками для развития мелкой моторики у детей с РАС....

Мастер-класс для родителей в детском саду на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»
Мастер-класс для родителей в детском садуна тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»...