Консультация для родителей Развитие музыкеальных способностей дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)

Кондратюк Наталья Станиславовна

Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка. Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида: 1) Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий; 2) Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха; 3) Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки. Средства развития музыкальных способностей Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты. Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации. Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач: - повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях; - развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке; - улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти; - воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации. Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция педагога. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей. Способы развития ладового чувства Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть). Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения. Упражнения для тренировки слухового представления Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков. Примерами упражнений на слуховое представление являются: - узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух; - определение направления звука и местонахождения его источника; - различение голосов; - повторение простых мелодий на слух. Развитие чувства ритма Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его. В качестве примера можно привести следующие упражнения: - дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития; - декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей; - упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма; - простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока; - любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма, с детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению. Для качественного комплексного развития музыкальных способностей у детей родителям необходимо не оставлять данный вопрос на самотек. Помимо занятий с опытными преподавателями, дети должны получать необходимые знания и оттачивать свои умения в домашней обстановке в кругу семьи. Это позволит музыкальным способностям ребенка постоянно находиться в динамичном развитии. Главной задачей родителей в этом процессе является помощь ребенку в формировании основных предпочтений. При этом следует помнить, что насильно привить любовь к тому или иному виду искусства невозможно. Это может негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка в будущем. Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте. Однако только правильный старт в обучении способен обеспечить положительную динамику не только в том, что касается музыки, но и во всех творческих начинаниях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная с родителями и детьми

« С музыкой дружить – веселее жить

Picture background

СОСТАВИТЕЛЬ: Кондратюк Н.С.

– музыкальный руководитель МДОУ«ДЕТСКИЙ САД №144» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Ведущий: Здравствуйте уважаемые друзья и дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в  музыкальной гостиной. Наша встреча пройдёт  в форме весёлого конкурса «С музыкой дружить – веселее жить!»

Я думаю, что мы получим заряд бодрости и хорошего настроения. Итак, представляем семьи – участники нашего конкурса.  А ещё для того, чтобы всё было как в настоящем конкурсе, у нас должно быть жюри. Оно у нас есть. Прошу приветствовать: (представление членов жюри).

 У нас в гостях несколько семей. Каждая придумала название своей команды и эмблему.

Все мы: мама, мама, мама, мама - я – музыкальная семья.

   Предлагаю музыкальную разминку для детей и родителей.

Вспомним название нот, у каждой команды по 2 карточки с изображением нот.

И по мере чтения стиха участники должны поднимать карточки с нотами.

Вот пятиэтажный дом,
Жили-были ноты в нём.

Нота «До» живёт в подвале,
Очень-очень низком,
Вы бывали в нём? Едва ли.
Там гуляют киски.
Нота «До», как на скамейке,
На добавочной линейке.

«До» одной не интересно,
Не с кем спеть и поиграть,
И тогда решила «До»
Ноту «
Ре» к себе позвать.
«До» пониже – на скамейке,
«Ре» — под первою линейкой.
Так в подвальчике своём,
И живут они вдвоём.

Их соседка нота «Ми»
Радушная хозяйка,
Всегда приветлива с людьми,
Ты спой нам и сыграй-ка,
И на этаж твой первый,
Заглянем мы наверно.

У «Фа» квартирка странная,
Как будто иностранная,
Она – междуэтажная,
И «Фа» — персона важная.
Нота «
Соль» — второй этаж,
Самый главный персонаж,
Открывает дом ключом,
В честь неё был назван он.
Нота «Соль» и ключик «Соль»,
Ты запомнить их изволь.
А над «Соль» её подружка –
Хохотушка, веселушка,
Распевает «тра-ля-ля»,
А зовётся 
просто «Ля».
«Си» тоже хорошо поёт,
Но домоседкою слывёт.
Её нельзя нам не заметить,
Этаж её по счёту – третий.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
«Что же дальше?» — ты спроси,
А я тебе отвечу,
И между тем замечу:
Заполнен нотами весь дом,
Итак: По порядку быстро мы ноты мы построим звукоряд.

Дети выходят со своими карточками.

        Впереди всех нота – ДО!                                              

        А за нею на горе – машет ручкой нота – РЕ!

                                Третья нота из семи – безусловно, нота – МИ

        Нарисована графа – а под нею нота - ФА!

        В огороде есть фасоль. Здесь же в нотах только - СОЛЬ!

        Быстро пальцем, шевеля поиграем ноту – ЛЯ!

        У ребят у всех спроси: «Как закончить гамму? – СИ!

Разминка для родителей   Нужно придумать слова, где есть название нот

С нотой – ДО ( добро, дом, дочка, дорога, дождь, доска, доктор)

С нотой – РЕ (репка, редиска, реклама, решётка)

С нотой – МИ (минута, миска, мимоза, микрофон, мишень, мизинец)

С нотой – ФА (фабрика, фартук, фамилия, фарш, фантик, фарфор)

С нотой – СОЛЬ (фасоль, сольфеджио, соль, антресоль)

С нотой ЛЯ (лягушка, пляска, поляна, слякоть)

С нотой СИ (синица, симфония, сирень, сирена, синьор) на этом наша разминка закончилась.                                                                                                                                                

 Приступаем к первому заданию. «Доскажи пословицу»

1. Без песен мир….. (тесен)

2. С песней дружить и в бою…… (не тужить)

3.Всякая птица свои песни……..(поёт)

4.Песни петь – надо……………..(уметь)

5. Хорошему делу – хорошая ….(песня)

6. Песня строить и жить ……….(помогает)

7.Песня поможет в труде и ….....( в бою)

8. Соловей берёт пением, а человек……(умением)

9. Начал песню – пой во весь………….(голос)

10. Из песни слова не ………….(выкинешь)

Молодцы, вы много знаете пословиц.

Ведущий: Переходим ко второму конкурсу.
Второе задание называется «Угадай мелодию»
Сначала вы должны отгадать песню по её мелодии.
В третьем конкурсе вам предстоит узнать песню по краткому  содержанию.
1.Песня о празднике, который бывает у каждого только раз в году.
(Песенка крокодила Гены)
2.Песня о том, что если быть весёлым и приветливым, то переменится всё вокруг (Улыбка).
3. Песня о том, чему научатся дети, когда закончат детский сад.
(Чему учат в школе).
4. Песня о том, как хорошо путешествовать в весёлой компании.
(Весёлые путешественники).
5. Песня странного, зверька - игрушки (Чебурашка).
6. Песня о хвойном дереве, которое родилось и росло в лесу
(В лесу родилась ёлочка).
7. Песня о голубом транспортном средстве, которое катится навстречу новым приключениям (Голубой вагон).

8. Песня о дереве – символе России. (Во поле берёза стояла)

9.Песня о самой тёплой обуви в зимнее время (Валенки)

Справились отлично.

Ведущий: В четвёртом конкурсе нам нужно проявить выдумку и умение. Попрошу вас отгадать, на чём вы будете играть.
Объявляю четвёртый конкурс «Музыкальная пантомима». Предлагаю командам выбрать по две картинки, на которых изображены музыкальные инструменты. Вы будете изображать игру на этих инструментах, а зрители должны отгадать, на чём вы играете. (После ответа зрителям показывают картинку).

Объявляется следующий конкурс. Каждой команде нужно спеть  по одному куплету из известной песенки(выбирают)

 Спели вы отлично, молодцы.

Объявляем пятый конкурс «музыкальные загадки»(зачитываются отдельно для каждой команды).
1. У какого инструмента,               2.   Приложил к губам я трубку,
Есть и струны, и педаль?                     Поднялась по лесу трель,
Что же это? Несомненно,                     Инструмент тот очень хрупкий,
Это славный наш…(рояль).                 Называется………. (свирель)
3.Треугольная доска,                      4.  В руки ты её возьмёшь,
 А на ней три волоска.                        То растянешь, то сожмёшь.
 Волосок - тонкий,                              Звонкая, нарядная,
 Голосок – звонкий..(балалайка)       Русская, двухрядная….(гармонь)
 5.Со мной в поход легко идти,     6. Он по виду брат баяну,
 Со мною весело в пути,                     Где веселье, там и он.
 Я не  крикун, я не  буян,                    Я подсказывать не стану,
 Я звонкий, круглый…..(барабан)      Это наш……. (аккордеон)
7. На листочке, на страничке,            8. Первые марши играют военные,
То ли точки, то ли птички,                    Дяденьки дуют в них лишь здоровенные.
Все сидят на лесенке,                             А вот вторые на крышах стоят,
Все щебечут песенки. (Ноты)                Дружно зимою все сильно дымят..(труба)

9.Если текст соединить с мелодией,       10. Звенит струна, поёт она,
И потом исполнить это вместе,                    И песня всем её слышна,
То, что вы услышите, конечно же,               Шесть струн играют что угодно
Называется легко и просто — ... (песня)     А инструмент тот вечно модный.

                                                                         Он никогда не станет старым

                                                                         Тот инструмент зовём …(гитарой)

11. Ими друг о друга бьют,                            12.  Балы, балы и музыка играет

А они в ответ поют,                                               На танец дамы кавалеры приглашают

И блестят, как две копейки, —                             Французский танец движет силуэт,

Музыкальные... (тарелки)                                 А танец называем……. (минуэт)
Ведущий: Итак, объявляем шестой конкурс  « Весёлый оркестр».
Команды готовились дома и принесли с собой сделанные ими инструменты. Жюри будет оценивать не только качество исполнения, но и оригинальность инструментов.
Конкурсанты  под любую музыку играют, аккомпанируя себе на самодельных музыкальных инструментах.
Ведущий: Большое спасибо вам за вашу выдумку и талант.

Ведущий: Объявляется седьмой, последний конкурс «Догадайся и ответь».
Я задаю вопросы, надо быстро на них ответить. Кто первый дал ответ, тому присуждается 1 бал. Итак, начинаем:
1.Какой полевой цветок носит музыкальное название? (Колокольчик).
2.Кто помог волку из сказки «Волк и семеро козлят» изменить голос? (Кузнец)
3. О ком пела песню Золушка из кинофильма-сказки «Золушка»? (Жук)
4. Какой персонаж мультфильма пел песню «Я играю на гармошке…»?
(Крокодил Гена).
5. Как зовут самого доброго, а главное поющего кота, который призывал жить в дружбе и согласии? (Леопольд).
6.Сколько струн у балалайки? (3).
7.Как называется песня, которую поёт мама засыпающему ребёнку? (Колыбельная).
8.Кто из персонажей мультфильма любил петь на пляже, загорая под лучами яркого солнца? (Львёнок и черепаха.)
9. Какой инструмент можно получить из тростинки, если просверлить в ней дырочки? (Дудочка.)
10.Самая большая скрипка. (Контрабас.)
11.Как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор.)
12.Спектакль, в котором говорят языком танца. (Балет.)
13.Любимый инструмент Карабаса-Барабаса. (Труба.)
14.В каком мультфильме медвежонок и зайчонок поют песню об облаках? (Трям-трям, здравствуй.)
15.Человек, руководящий оркестром. (Дирижёр.)
16.Из какого дерева делают трубу? (Не из какого. Из металла.)
17. Кто пел песню «Если долго, долго, долго…». (Красная шапочка.)
18.Как называется ансамбль из трёх исполнителей? ( Трио.)
19.Какую песню поёт петух? (Кукареку.)
20.Музыкальный инструмент – геометрическая фигура. (Треугольник.)
21.Сколько всего нот? (7: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.).
22. Какое насекомое играет на скрипке? (Кузнечик).
23. Из какого инструмента едят? (Тарелки).
24. В какой передаче звучит песня «Спят усталые игрушки»? (Спокойной ночи, малыши)
25.Кто написал песни про кузнечика, Чебурашку, голубой вагон, Антошку? (Шаинский).
26.Какой ключ открывает музыку? (Скрипичный).
27.В каком мультфильме звучит песня «Кабы не было зимы»? («Зима в Простоквашино).
28.Чем играют на скрипке? (Смычком).
29.Первый шумовой музыкальный инструмент каждого ребёнка. (Погремушка).
30.На каком инструменте играли Бабки-Ёжки из мультфильма «Летучий корабль»? (Гармошка).
31.Кто лишает музыкального слуха? (Медведь).
32.С чего начинается река? (С голубого ручейка).
33.О, чём жалеет Крокодил Гена? (К сожаленью день рожденья только раз в году).
34.Сколько педалей у аккордеона? (Ни одной).
Ведущий: Это был наш последний конкурс. Пока жюри подводит окончательный итог нашего конкурса, я приглашаю всех на весёлый танец.
Все скорее в круг вставайте,
Дружно танец начинайте.
Все дети исполняют общий танец по выбору музыкального руководителя.
Ведущий: А теперь - внимание: слово жюри.
Подведение итогов. Награждение участников конкурса.
Ведущий: Всем спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорю всем: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с использованием природного материала".

Материал содержит информацию для родителей о возможности развития творчества у детей при помощи природного материала....

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников».

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает неч...

Консультация для родителей. Развитие музыкальных способностей дошкольников в семье.

Многие родители могут подумать следующим образом: “Наша семья не музыкальна, никто не поет и не танцует, просто нет способностей к музыке". А вот и зря....

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников».

Консультация для родителей«Развитие творческих способностей дошкольников»....

Консультация для родителей "Развитие математических способностей дошкольников, используя ЭОР".

Педагог раскрывает пользу и вред компьютерных игр для развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей Развитие музыкеальных способностей дошкольников

Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на э...