Дидактическая игра «Круги Луллия», как средство развития речи младших дошкольника.
консультация (средняя группа)

Жалнина Анна Борисовна

 Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra._kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Круги Луллия», как средство развития речи младших дошкольника.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. При нормальном развитии у детей 3 – 4 лет идет непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря. Круги Луллия – одна из дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста, средство развития интеллектуально – творческих способностей детей.

 Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей.

На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов. На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга.  Для детей 3-4 лет использую только два круга с 4-6 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

 «Круги Луллия» делятся на два вида. Бывают вертикальными и горизонтальными.

 Суть этой головоломки заключается в поиске логических пар и их соединении путем прокручивания колец. Занятия с кругами Луллия полезны тем, что обогащают словарь ребенка, развивают познавательную активность, расширяют представления о мире и помогают устроить проверку уже имеющихся знаний.  

Игры с «Кругами Луллия» условно можно разделить на  3 типа.

1-й тип: «Найди реальное сочетание». Подбор пары. Под стрелкой объединяю картинки, формирующие реальную картину мира. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.                                                                                              

Дидактическая игра: «Чей малыш?»
Задачи: 
упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.

2-й тип: «Объясни необычное сочетание». Игры с элементами случайности в установке колец. Раскручиваются оба круга,  рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить.  Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.                                                                                               

Дидактическая игра: «Чей малыш?»
Задачи: объяснить почему одно животное совпало с другим, по каким признакам.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Игры на развитие творческого воображения. Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагаю сочинить фантастический рассказ или сказку.      

Дидактическая игра: «Новая сказка».
Задачи: закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов

                                                                                 

Заниматься с этими кругами можно как индивидуально с каждым ребенком в свободной деятельности,  а можно использовать в образовательной деятельности при работе с группой детей. Эти круги применяют в разных образовательных областях.

Нами были подобраны игры по образовательной области «Развитие речи».

«Найди одинаковые картинки»

«Ассоциации»

«Найди по тени»

«Что сделал человек?»

«Чей клюв?»

«Кто, что дает»

«Кто где живет»

«Что сделала природа»

Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП.

«Шар - куб»

«Большой - маленький»

«Одинаковые по форме»

«Один - много»

«День - ночь»

«Широкий - узкий»

«Найди правильную фигуру»

«На что похоже?»

Образовательная область «Познавательное развитие».

Ознакомление с социальным миром.

«Чей малыш?»

«Найди заплатку»

«Из чего сделано?»

«Кто что ест?»

«Профессии»

«Транспорт»

«Найди птенца»

«Кто живет в воде?»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

«Какого цвета овощ?»

«Какого цвета фрукт?»

«Подбери половинку»

«Музыкальные инструменты»

«Кто на чем играет?»

«Подбери росписи»

В итоге хочется отметить, что в результате работы с кругами Луллия дети научатся группировать предметы по общим признакам, находят причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематизация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. Активно развивается речь, дети пытаются вступать в диалог, а также учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать.

В дальнейшем мы будем продолжать работу с этими играми.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Круги Луллия» как средство развития речевых компетентностей дошкольников

Развитие речи  с помощью ТРИЗ-технологии "Круги Луллия" - презентация...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»...

Круги Луллия как средство развития речи у детей с ОВЗ

Главный вид деятельности  дошкольников это - игра. Между игрой и речью существует крепкая связь: речь ребѐнка развивается, активизируется, обогащается в игре, а игра прогрессирует под влиянием и ...

методическая разработка ""Круги Луллий - как средство развития музыкальных способностей дошкольников".

данное методическое пособие содержит в себе актуальность данного пособия, ее изготовление и приминения в образовательном процессе....

Мастер-класс «Игровая технология «Круги Луллия как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию образовательной игровой технологии «Круги Луллия» в процессе образовательной деятельности с детьми с...