Воспитание чувства ответственности у детей
консультация

Николаева Анна Николаевна

«Воспитание чувства ответственности у детей»

Ответственность – прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, а также и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать взрослым. Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы – в установлении постоянных обязанностей для детей. На самом деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Наоборот, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В итоге ребенок будет слушаться, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

С чего начать воспитание ответственности в своих детях?

Нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных «заданий». При этом нужно четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.

Взрослым нужно научиться проявлять заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют. Но как понять, что дети думают и чувствуют?

Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. А наша задача – прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.

Если ребенок приходит из детского сада хмурый, не отвечает на вопросы – ясно, что у него какие-то неприятности.

И родители должны понимать, что нельзя делать ему замечания, которые вызывают у него досаду, нежелание общаться с вами.

Родители должны показать, что понимают его, говоря:

- Наверное, у тебя какие-то неприятности.

- У тебя был трудный день.

- Наверное, ты с кем-нибудь поссорился.

Такие утверждения лучше, чем вопросы типа«Что с тобой? Что случилось?» Вопросы – это признак любопытства, утверждения – признак сочувствия.

Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности.

Важный шаг в воспитание ответственности – завоевать доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у вас появились (если их нет) близкие отношения с ребёнком.

Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.

Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.

Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство ненависти.

Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены.

Используя эти принципы и приёмы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребёнка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их «зрелости».

Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть в

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание чувства ответственности у детей»

Ответственность – прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, а также и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать взрослым. Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы – в установлении постоянных обязанностей для детей. На самом деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Наоборот, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В итоге ребенок будет слушаться, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

С чего начать воспитание ответственности в своих детях?

Нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных «заданий». При этом нужно четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.

Взрослым нужно научиться проявлять заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют. Но как понять, что дети думают и чувствуют?

Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. А наша задача – прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.

Если ребенок приходит из детского сада хмурый, не отвечает на вопросы – ясно, что у него какие-то неприятности.

И родители должны понимать, что нельзя делать ему замечания, которые вызывают у него досаду, нежелание общаться с вами.

Родители должны показать, что понимают его, говоря:

- Наверное, у тебя какие-то неприятности.

- У тебя был трудный день.

- Наверное, ты с кем-нибудь поссорился.

Такие утверждения лучше, чем вопросы типа«Что с тобой? Что случилось?» Вопросы – это признак любопытства, утверждения – признак сочувствия.

Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности.

Важный шаг в воспитание ответственности – завоевать доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у вас появились (если их нет) близкие отношения с ребёнком.

Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.

Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.

Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство ненависти.

Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены.

Используя эти принципы и приёмы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребёнка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их «зрелости».

Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувства ответственности у ребёнка.

На протяжении многих лет смысл слова «ответственность» существенно изменился. Для того чтобы увидеть проявления чувства ответственности в широком смысле, достаточно пойти прогуляться по улицам, получи...

Консультация для родителей старших дошкольников "Воспитание чувства ответственности у детей"

Консультация в уголок для родителей "Воспитание чувства ответственности у детей"...

Рекомендации родителям по воспитанию чувства ответственности у ребенка.

Рекомендации родителям по воспитанию чувства ответственности у ребенка....

Консультация для родителей Воспитание чувства ответственности у детей дошкольного возраста.

   В первые годы жизни ребенок не в состоянии оценить правильность своего поведения. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» ему объясняют взрослые и эти объясн...

Воспитание чувств ответственности у детей дошкольников

воспитание ответственности у дошкольников...

Воспитание чувства ответственности у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей, которая раскрывает все нюансы темы по вопросам воспитания ответственности у дошкольников....