Консультация для родителей «Характеристика речи детей 5-6 года жизни»
консультация (старшая группа)
Консультация направлена на знакомство родителей с основными особенностями и нормами речевого развития детей 5-6 года жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Характеристика речи детей 5-6 года жизни»
Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребёнка 5 лет к школе. У родителей ещё есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада до совершенства. Ведь чем лучше развитие речи, тем проще первокласснику будет учиться писать и читать, усваивать школьную грамоту.
Начиная с пяти лет дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребёнка: многие функции уже сформированы, и в то же время ещё не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. В этом возрасте все дети трудолюбивы: охотно дежурят, накрывают на стол, поливают цветы, подметают дорожки. А какие они стали разговорчивые! И про мультфильм расскажут, и о поездке с мамой на дачу, и о гостях, которые приходили к ним на праздник.
В этом возрасте характерны следующие особенности:
Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.
Нормы речевого развития детей 5 - 6 лет
Фонетика: произношение звуков
Ребёнок 5 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но некоторым детям все ещё не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причём изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.
Характерная особенность развития речи ребёнка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.
Словарный запас дошкольников
Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.
Ещё одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.
Причём они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.
Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.
Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.
Грамматический строй речи
В большинстве случаев дети говорят распространёнными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.
Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).
Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).
Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошёл, зашёл, вошёл). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.
Связность речи
Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объёмом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.
Развитие связной речи 5 – 6 лет.
Занимайтесь с ребёнком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете
Отклонения в развитии речи у детей 5 – 6 лет
Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят, если речь ребёнка 5- 6 лет сильно отстаёт от возрастных норм. Вот по каким критериям можно предположить, что у дошкольника имеются нарушения развития речи:
Скудный словарный запас: менее 2500 слов;
Не может составить рассказ по картинке или пересказать историю;
Не может выделить главное в рассказе;
Недостаточное развитие связной речи в 5 – 6 лет;
Не выговаривает звуки;
Голос невнятный, нечёткий, монотонный, «глотаются» окончания;
Не может оценить действия героя, сравнить героев сказки, фильма, мультика.
Если имеются нарушения развития речи у детей 5 – 6 лет, обратитесь к логопеду. Не ждите, пока ваш малыш выговорится сам — этого не произойдёт.
Поэтому скорее консультируйтесь с логопедом и приступайте к коррекции. Ведь при нарушениях развития речи детям намного тяжелее даётся школьная программа, им сложно социализироваться, заводить друзей, со временем снижается самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.Развитие речи детей 4-5 года жизни
Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации....
Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-ого года жизни".
"Развитие речи детей 2-ого года жизни"....
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...
Консультация для родителей. Развитие речи детей 4-5 года жизни.
Консультация для родителей. Развитие речи детей 4-5 года жизни....

Консультация для родителей Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни»
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании граммати...

