«Сотрудничество и руководящий контроль: как выстроить гармоничные отношения с ребенком с РАС»
консультация
Воспитание ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) — это уникальный путь, наполненный как особыми проблемами, так и особыми радостями. Одной из самых частых трудностей, с которой сталкиваются семьи, является вопрос управления поведением и налаживания сотрудничества. Ключ к решению этой задачи — установление руководящего контроля.
Что это такое? Руководящий контроль — это не про авторитарность и подавление воли. Это про доверительные отношения, в которых вы являетесь для ребенка понятным, предсказуемым и главным источником всего хорошего и интересного. Когда вы имеете руководящий контроль, ребенок охотнее идет с вами на контакт, слушает указания и учится новому, потому что уверен: с вами безопасно, а сотрудничество с вами ведет к приятным последствиям.
Установление контроля основывается на четырех главных принципах:
- Эмоциональная связь и присоединение: ребенок должен хотеть быть с вами.
- Предсказуемость и структура: мир должен быть понятным и безопасным.
- Эффективное использование поощрений: мотивация — двигатель обучения.
- Последовательность и ясность требований: правила должны быть постоянными и четкими.
Становимся самым лучшим «объектом» в мире ребенка
Ваша первоочередная задача — сформировать у ребенка позитивную ассоциацию с вашим присутствием.
1. Присоединяйтесь, а не перехватывайте инициативу. Наблюдайте за тем, что делает ребенок. Если он выстраивает машинки в ряд, не ломайте его конструкцию. Сядьте рядом и поставьте свою машинку в конец ряда, прокомментировав: «Машинка поехала в гараж. Вжжжж!». Ваша цель — не переделать игру, а стать ее частью.
2. Будьте «подавателем» всех благ. Контролируйте доступ к самым желанным для ребенка вещам: любимая еда (печенье, яблочко), игрушка (поезд, юла), деятельность (качели, прыжки на батуте). Не оставляйте их в свободном доступе. Коротко давайте их после того, как ребенок посмотрел на вас, откликнулся на имя или выполнил простую просьбу. Так он поймет: мама/папа — это тот, кто дает все хорошее.
3. Играйте эмоционально и весело. Будьте тем взрослым, с которым не скучно. Используйте простые, но заряженные эмоциями игры: щекотка, прятки («Ку-ку!»), подкидывания, мыльные пузыри, дутье на перышко. Ваша улыбка, заразительный смех и живая интонация — мощнейший магнит.
Создаем структуру и предсказуемость
Тревога часто рождается из-за непонимания происходящего. Ваша задача — сделать мир предсказуемым.
1. Четкий режим дня. Старайтесь соблюдать постоянное время для еды, прогулок, игр и сна. Ритуалы (например, колыбельная перед сном, определенная последовательность действий при одевании) успокаивают и помогают ребенку чувствовать себя в безопасности.
2. Визуальное расписание. Это ваш главный помощник! Используйте картинки, фотографии или предметы, чтобы показать ребенку последовательность событий на день или на часть дня (например: «туалет -> завтрак -> чистка зубов -> прогулка»). Подходя к расписанию и переворачивая карточку «прогулка», вы даете четкий сигнал о смене деятельности. Это резко снижает сопротивление и истерики на этапах перехода.
3. Правило «Сначала — потом». Эта простая фраза, подкрепленная визуально (картинка «уборка» -> картинка «мультик»), творит чудеса. Она помогает ребенку принять необходимость не очень приятного занятия, зная, что вслед за ним последует желанное. Важно: всегда выполняйте обещание. «Сначала уберем игрушки, потом посмотрим мультик». Сначала — вы выполнили, ПОТОМ — я выполняю.
Говорим на одном языке: инструкции и поощрения
- Давайте четкие и короткие инструкции.
Вместо обширной фразы: «Собери, пожалуйста, все свои кубики и сложи их в эту коробку, а то тут такой беспорядок» используйте простую формулу:
- Привлеките внимание (назовите по имени, легкое прикосновение).
- Короткая команда (1-2 слова): «Положи кубик».
- Показ (продемонстрируйте действие рукой ребенка).
- Похвала и поощрение следуют немедленно после выполнения (даже с вашей помощью)!
2. Работайте с мотивацией.
Определите мотиваторы: что ребенок любит больше всего? Это может быть еда, сенсорные ощущения, деятельность. У каждого свой список.
- Давайте поощрение сразу. Мгновенная связь между действием и наградой — залог успеха.
- Хвалите конкретно. Вместо «молодец» скажите: «Как здорово ты положил кубик!», «Супер, что сел на стульчик!». Ваш радостный голос — тоже поощрение.
- Меняйте поощрения, чтобы они не приедались.
Что делать, если поведение изменилось?
Истерики, протесты, агрессия — это характерный вид поведения. Ребенок что-то хочет сказать или избежать.
- Сохраняйте спокойствие. Ваша тревога — это горючее для истерики. Говорите тихо и медленно.
- Обеспечьте безопасность. Уберите предметы, о которые можно удариться.
- Попробуйте понять причину. Он устал? Перегружен сенсорно? Не понимает, что от него хотят? Хочет получить внимание или вещь?
- Не подкрепляйте нежелательное поведение. Если ребенок криком добился конфеты перед обедом, он поймет, что крик работает.
- Перенаправляйте и учите альтернативе. Если ребенок бьет, чтобы поздороваться, научите его альтернативе — «дай пять» или помахать рукой.
Важно помнить: Выбирайте свои «битвы». Бороться со всем сразу невозможно. Определите 1-2 самые важные цели на данный момент (например, сидеть за столом во время еды или спокойно мыть голову) и сфокусируйтесь на них.
Установление руководящего контроля — это марафон доверия и последовательности. Это не быстрый процесс, но каждый маленький шаг — это огромная победа. Будьте терпеливы к себе и своему ребенку. Вы — его проводник и самый главный эксперт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сотрудничество и руководящий контроль: как выстроить гармоничные отношения с ребенком с РАС»
Воспитание ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) — это уникальный путь, наполненный как особыми проблемами, так и особыми радостями. Одной из самых частых трудностей, с которой сталкиваются семьи, является вопрос управления поведением и налаживания сотрудничества. Ключ к решению этой задачи — установление руководящего контроля.
Что это такое? Руководящий контроль — это не про авторитарность и подавление воли. Это про доверительные отношения, в которых вы являетесь для ребенка понятным, предсказуемым и главным источником всего хорошего и интересного. Когда вы имеете руководящий контроль, ребенок охотнее идет с вами на контакт, слушает указания и учится новому, потому что уверен: с вами безопасно, а сотрудничество с вами ведет к приятным последствиям.
Установление контроля основывается на четырех главных принципах:
- Эмоциональная связь и присоединение: ребенок должен хотеть быть с вами.
- Предсказуемость и структура: мир должен быть понятным и безопасным.
- Эффективное использование поощрений: мотивация — двигатель обучения.
- Последовательность и ясность требований: правила должны быть постоянными и четкими.
Становимся самым лучшим «объектом» в мире ребенка
Ваша первоочередная задача — сформировать у ребенка позитивную ассоциацию с вашим присутствием.
1. Присоединяйтесь, а не перехватывайте инициативу. Наблюдайте за тем, что делает ребенок. Если он выстраивает машинки в ряд, не ломайте его конструкцию. Сядьте рядом и поставьте свою машинку в конец ряда, прокомментировав: «Машинка поехала в гараж. Вжжжж!». Ваша цель — не переделать игру, а стать ее частью.
2. Будьте «подавателем» всех благ. Контролируйте доступ к самым желанным для ребенка вещам: любимая еда (печенье, яблочко), игрушка (поезд, юла), деятельность (качели, прыжки на батуте). Не оставляйте их в свободном доступе. Коротко давайте их после того, как ребенок посмотрел на вас, откликнулся на имя или выполнил простую просьбу. Так он поймет: мама/папа — это тот, кто дает все хорошее.
3. Играйте эмоционально и весело. Будьте тем взрослым, с которым не скучно. Используйте простые, но заряженные эмоциями игры: щекотка, прятки («Ку-ку!»), подкидывания, мыльные пузыри, дутье на перышко. Ваша улыбка, заразительный смех и живая интонация — мощнейший магнит.
Создаем структуру и предсказуемость
Тревога часто рождается из-за непонимания происходящего. Ваша задача — сделать мир предсказуемым.
1. Четкий режим дня. Старайтесь соблюдать постоянное время для еды, прогулок, игр и сна. Ритуалы (например, колыбельная перед сном, определенная последовательность действий при одевании) успокаивают и помогают ребенку чувствовать себя в безопасности.
2. Визуальное расписание. Это ваш главный помощник! Используйте картинки, фотографии или предметы, чтобы показать ребенку последовательность событий на день или на часть дня (например: «туалет -> завтрак -> чистка зубов -> прогулка»). Подходя к расписанию и переворачивая карточку «прогулка», вы даете четкий сигнал о смене деятельности. Это резко снижает сопротивление и истерики на этапах перехода.
3. Правило «Сначала — потом». Эта простая фраза, подкрепленная визуально (картинка «уборка» -> картинка «мультик»), творит чудеса. Она помогает ребенку принять необходимость не очень приятного занятия, зная, что вслед за ним последует желанное. Важно: всегда выполняйте обещание. «Сначала уберем игрушки, потом посмотрим мультик». Сначала — вы выполнили, ПОТОМ — я выполняю.
Говорим на одном языке: инструкции и поощрения
- Давайте четкие и короткие инструкции.
Вместо обширной фразы: «Собери, пожалуйста, все свои кубики и сложи их в эту коробку, а то тут такой беспорядок» используйте простую формулу:
- Привлеките внимание (назовите по имени, легкое прикосновение).
- Короткая команда (1-2 слова): «Положи кубик».
- Показ (продемонстрируйте действие рукой ребенка).
- Похвала и поощрение следуют немедленно после выполнения (даже с вашей помощью)!
2. Работайте с мотивацией.
Определите мотиваторы: что ребенок любит больше всего? Это может быть еда, сенсорные ощущения, деятельность. У каждого свой список.
- Давайте поощрение сразу. Мгновенная связь между действием и наградой — залог успеха.
- Хвалите конкретно. Вместо «молодец» скажите: «Как здорово ты положил кубик!», «Супер, что сел на стульчик!». Ваш радостный голос — тоже поощрение.
- Меняйте поощрения, чтобы они не приедались.
Что делать, если поведение изменилось?
Истерики, протесты, агрессия — это характерный вид поведения. Ребенок что-то хочет сказать или избежать.
- Сохраняйте спокойствие. Ваша тревога — это горючее для истерики. Говорите тихо и медленно.
- Обеспечьте безопасность. Уберите предметы, о которые можно удариться.
- Попробуйте понять причину. Он устал? Перегружен сенсорно? Не понимает, что от него хотят? Хочет получить внимание или вещь?
- Не подкрепляйте нежелательное поведение. Если ребенок криком добился конфеты перед обедом, он поймет, что крик работает.
- Перенаправляйте и учите альтернативе. Если ребенок бьет, чтобы поздороваться, научите его альтернативе — «дай пять» или помахать рукой.
Важно помнить: Выбирайте свои «битвы». Бороться со всем сразу невозможно. Определите 1-2 самые важные цели на данный момент (например, сидеть за столом во время еды или спокойно мыть голову) и сфокусируйтесь на них.
Установление руководящего контроля — это марафон доверия и последовательности. Это не быстрый процесс, но каждый маленький шаг — это огромная победа. Будьте терпеливы к себе и своему ребенку. Вы — его проводник и самый главный эксперт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Воспитание гармоничных отношений с ребенком"
даны рекомендации для родителей по психологии взаимоотношений сребенком....

Консультация "Гармоничные отношения между ребенком и родителями"
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ...
Правила гармоничных отношений с ребенком
дошкольный возраст...

Как выстроить гармоничные отношения с ребенком: несколько советов
Быть родителем – нелегкая работа. К такой работе нужно быть готовым заранее. Поэтому читайте специализированные книги, не исключайте психологических тренингов и семейных терапий. Тол...

«Руководящий контроль – основа сотрудничества с ребенком в спектре аутизма»
описывается необходимость и решающее значение руководящего контроля для поддержания сотрудничества с ребенком в спектре аутизма...
Руководящий контроль - фундамент отношений с ребенком с расстройством аутистического спектра.
Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его ...

Родителям о важности сотрудничества и об руководящем контроле в жизни ребёнка с РАС
Для установления сотрудничества с ребенком с РАС, вы должны стать для него не раздражителем, а приятным и подкрепляющим стимулом, источником положительных эмоций и взаимодействий. Не "надзи...
