Руководящий контроль - фундамент отношений с ребенком с расстройством аутистического спектра.
консультация по коррекционной педагогике

Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. 
Более того, ребенок не позволяет нам его обучить - показать, рассказать, объяснить... Он хочет делать только то, что ему интересно, и криками добивается, чтобы от него отстали и оставили в покое. Поэтому нам необходим прочный контроль над поведением ребенка или «Руководящий контроль».

Многие проблемы, которые мешают родителям и окружающим ребенка наладить с ним отношения и обучать его, накладываются именно на платформу «Руководящего контроля". Поэтому, достижение «Руководящего контроля» является самой важной частью обучения особого ребенка.  Без него мы бессильны, и не можем ничем помочь ребенку. Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukovodyashchiy_kontrol_konsultatsiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Руководящий   контроль - фундамент отношений с ребенком с РАС.

Руководящий контроль – умение педагога/родителя управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации.

Достижение «Руководящего контроля» является самой важной частью обучения особого ребенка.  Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу.

Первый шаг для достижения «Руководящего контроля» состоит в следующем - Покажите ребенку, что только вы контролируете те предметы, которые он хочет держать или с ними играть, и только вы решаете, когда ребенок может получить к ним доступ.

Все, что ребенок предпочитает делать или играть, когда он находится в одиночестве, является потенциальным усилителем - поощрением его позитивного поведения. Контроль этих предметов является необходимой частью для достижения «Руководящего контроля». Это не говорит о том, что нужно лишить ребенка всех радостей жизни и всех любимых занятий. Скорее, это говорит о том, что ребенок научится рассчитывать получить доступ к этим предметам, если он хорошо себя ведет и выполняет простые требования.

Затем покажите ребенку, что вам можно доверять. Научитесь «не бросать слова на ветер», а говорить то, что вы конкретно имеете в виду. Если вы сказали ребенку выполнить что-либо, не позволяйте ему получить то, что он хочет, пока он не выполнит ваше требование. Если это необходимо - помогите ребенку выполнить ваше требование и используйте подсказки.

Каждое слово, с которым вы обращаетесь к ребенку в процессе установления и достижения «Руководящего контроля» должно быть тщательно взвешенным. Если вы просите ребенка выполнить то или иное требование - вы не можете позволить ему, не выполнив требования, пойти дальше и получить то, что он хочет. Поэтому «взвешивайте» ваши слова тщательно.

Скажите ребенку точно, что вы хотите чтобы он сделал  - дайте четкую инструкцию..

  • Не «Пойдем заниматься?»  - а «Пойдем заниматься!»
  • Не «Поздороваешься с тетей Юлей?» - а «Поздоровайся с тетей Юлей!

Покажите ребенку, что ему выгодно выполнять ваши инструкции и это наилучший способ для него получить то, что он хочет.

Но...

Ни в коем случае не спрашивайте ребенка перед тем, как вы даете ему задание.

Например, ребенок смотрит мультики по телевизору, а вы подходите к нему и сунув ему под нос конфету спрашиваете: «Хочешь конфетку? Тогда выключай телевизор!». Или, «Хочешь конфетку? Идем заниматься!».

Всегда лучше удивить ребенка предметом или действием уже после того, как он принял решение сотрудничать. В обиходе можно использовать сотни ситуаций в день, для этого просто нужно быть внимательными.

Поначалу, не дайте ни одной хорошей реакции остаться незамеченной и не подкрепленной хоть каким-либо видом поощрения. Позже, когда ваш ребенок хочет и может следовать вашим инструкциям вам следует постепенно снижать частоту использования поощрений.

Другими словами, постоянное поощрение правильных реакций и выполненных инструкций - это временный процесс. И именно таким его нужно воспринимать. Как только мы видим, что ребенок начинает выполнять инструкции быстро и постоянно - пришло время продвигаться вперед.

Постоянство - это один из наиболее важных компонентов в обучении и воспитании ребенка. Благодаря вашим последовательным действиям ребенок учится, что выбрав сотрудничество, он получит то, что хочет  - быстрее и легче.

Следующий шаг в процессе достижения «Руководящего контроля» является самым сложным, но и незаменимым. Вся суть заключается в том, что если ребенок не выполняет то требование или инструкцию, которые вы ему даете, то он не может получить доступа к тому, что он хочет.  Ребенок не получит желаемый предмет ни при каких условиях, если он не выполняет то, что от него требуют. Его выбор просто не поощряется. Если во время игры с ребенком, или во время занятий ребенок убегает - отреагируйте спокойно. Не следует хватать ребенка, удерживать или силой тащить обратно заниматься. Наоборот, отвернитесь и даже не смотрите в его сторону, и продолжайте делать то, что делали раньше. Заранее побеспокойтесь о том, что ребенок не сможет в это время начать играть с любимыми игрушками, или съесть любимое лакомство, или заняться любимым делом. Все самые интересные и любимые предметы ребенка в это время находятся под вашим контролем, и единственная возможность для ребенка получить их - это вернуться на место и продолжать сотрудничать с вами.

Возможно, в начале, тот промежуток времени, который вы ожидаете возвращения ребенка, будет долгим, но не стоит жалеть времени - в дальнейшем, это окупится.

Это не даром упущенное время - в это время идет обучение. Ребенок учится сотрудничать с вами и делать правильный выбор. И, постепенно, эти промежутки времени будут сокращаться, и вы сможете прийти к тому, что ребенок не только не будет избегать занятий, а даже будет проявлять инициативу и требовать заниматься.

На самом деле «непоощрение» нежелательного поведения представляется легким только в теории. На практике, каждый раз, когда ранее подкрепляемое поведение прекращает подкрепляться, происходит так называемый «поведенческий взрыв», и нежелательное поведение может усилиться на краткий период времени, стать более интенсивным, и даже поменять форму. 

Другими словами, для эффективного применения данного этапа необходимо подготовиться к «взрыву», и морально, и физически, и всегда действовать последовательно и не уступать. Результаты не заставят себя ждать. Если в первый день истерика ребенка будет продолжаться 40 минут, на следующий день она будет длиться намного меньше, а на третий-четвертый день может и вовсе не возникнуть. Конечно, при последовательном применении.

Многие родители предпочитают не пытаться справиться с «взрывом», т.к. на ранних этапах поведение становится чересчур невыносимым, и они боятся навредить ребенку своим отказом.  Но, на самом деле, если нет медицинских противопоказаний к такому поведению, усиление более тяжелой формы поведения наносит гораздо больший вред ребенку, чем возможная «психологическая» травма. Ведь ребенок, который не умеет сотрудничать с окружающими, не сможет обучиться необходимым навыкам, стать самостоятельным и интегрироваться в обществе. И кроме этого, существует очень большая вероятность того, что со временем нежелательное поведение станет настолько проблематичным, что возникнет необходимость использовать более неприятные методы коррекции и психотропные лекарства.

Установление «Руководящего контроля» - это тяжелый повседневный труд, причем не только одного конкретного человека, а всех окружающих ребенка. Но, в основном благодаря этому труду, вы можете помочь ребенку проявить себя в полной мере.

Но, как и другие поведенческие методы - это не волшебная палочка, это - процесс обучения, труд, который требует концентрации, усилий и применения всех без исключения инструментов и этапов.

                                                                                       

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

"В семье ребенок с расстройствами аутистического спектра. Учимся понимать и взаимодействовать"

В материале раскрывается проблема развития и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра....

Четыре вербальных операнта для успешного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС)

Очень часто общими проявлениями у всех безречевых детей, как правило, является неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемос...

Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.

Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...

«Руководящий контроль – основа сотрудничества с ребенком в спектре аутизма»

описывается необходимость и решающее значение руководящего контроля  для поддержания сотрудничества с ребенком в спектре аутизма...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Детско-родительские отношения в семье, имеющей ребенка с РАС (расстройствами аутистического спектра)

Для понимания особенностей структуры семей, имеющих ребенка с РАС, важно уделить серьезное внимание явлению созависимости.Созависимость – это форма симбиотических отношений, патологическое ...