Четыре вербальных операнта для успешного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС)
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Суворова Варвара Андреевна

Очень часто общими проявлениями у всех безречевых детей, как правило, является неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость.

В процессе коррекционной деятельности среди безречевых детей встречаются «особенные» воспитанники. В работе с ними не срабатывают обычные, всеми принятые логопедические приёмы и методы работы, дети не справляются с общепринятыми темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_ras.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ   ДОУ, ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОУ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Четыре вербальных операнта для успешного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС)

педагог-психолог

Суворова В.А.

Гусев, 2016г.

Очень часто общими проявлениями у всех безречевых детей, как правило, является неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость.

В процессе коррекционной деятельности среди безречевых детей встречаются «особенные» воспитанники. В работе с ними не срабатывают обычные, всеми принятые логопедические приёмы и методы работы, дети не справляются с общепринятыми темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения.

        Одним из информативных методов в работе с безречевыми детьми является наблюдение. Очень важно учитывать то, как проходит процесс адаптации у ребенка к ДОУ. Наблюдая за ребенком в игровой, специально организованной и бытовой деятельности, можно отметить, насколько, в зависимости от ситуации и места, изменяется поведение воспитанника.

        Также важно развивать владение практическими навыками: самообслуживание (бытовые действия), предметно-практическая деятельность.

        В организованной деятельности способствуем развитию социального взаимодействия ребенка: наличие зрительного контакта, мимических выражений, использование жестовой речи, присутствие интереса к предложенным играм и заданиям, возможность озвучивания ребенком своих действий (звукоподражания, лепет), стереотипность в деятельности.

В работе с ребенком с РАС необходимо выработать 4 вербальных операнта:

Навык выражения просьбы – составляющая вербально-поведенческого подхода, который основывается на удовлетворении потребностей и мотивации. Ребенок должен быть хорошо мотивирован, чтобы попросить о чем-то. Мотивом может быть: голод, жажда, желание получить понравившуюся игрушку. Выражение просьбы немедленно приносит свои плоды, поскольку во время занятия просьба подкрепляется сразу же – ребенок получает то, о чем сам и попросил. Научить ребенка выражать просьбу – значит научить его необходимому для общения навыку. Сначала нужно учить ребенка просить конкретные предметы, находящиеся у него на виду, а затем те, что находятся вне поля его зрения. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он выражал просьбу предложением. Достаточно одного слова (например, ребенок хочет печенье и произносит слово «печенье» этого уже достаточно). К складыванию слов во фразы, в предложения можно переходить позднее, когда он не будет испытывать проблем с выражением просьб в отношении большого количества предметов. При обучении данному навыку нужно использовать «подкрепители» (любимые угощения или игрушки, предметы ребенка). Когда ребенок получает выбранный подкрепитель, воспитатель проговаривает его название с перерывом в 1–2 секунды 3 раза. Когда интерес к подкрепителю ослабевает, педагог произносит слово еще 3 раза. Важно знать, что вначале требования должны быть легковыполнимыми и очень мягкими. Нельзя использовать слишком длинные фразы. Задача педагога заключается в том, чтобы предоставлять воспитаннику больше возможностей учиться выражать просьбу в течение дня, как можно больше просить о чем-то. Важно помнить, что ребенку с задержкой развития могут потребоваться сотни проб.

Навык обозначения предмета – как только ребенок научится выражать просьбу в отношении нескольких предметов, можно научить его обозначать (называть) эти предметы. Одним из наилучших способов познакомить ребенка с обозначением предметов – сфотографировать его любимые под- крепители, показать фотографии ребенку и попросить его назвать предметы на фото. Начинать обучение нужно с обозначения того, что можно увидеть, затем переходить к звукам окружающей среды (сюда же входят звукоподражания животных). Обозначение цветов, деталей предметов (носик чайника), признаков предметов (холодный, горячий) и предлогов можно начинать тогда, когда ребенок научится обозначать сотни предметов.

 Эхоический навык – повторение услышанных слов, напоминающих эхо. Он играет ключевую роль. Ребенок с РАС не может повторить услышанные слова сразу (обладает задержанной эхолалией). Играя с ребенком, педагог несколько раз называет демонстрируемый предмет, затем его прячет на несколько секунд, а потом, показав этот предмет, снова повторяет название предмета и ждет, чтобы ребенок повторил это слово. Навык повторения чужих слов улучшит артикуляцию, особенно когда будет возможность усадить ребенка так, чтобы он полностью видел лицо взрослого, работающего с ним, и мог наблюдать за движениями рта. Надо говорить медленно, произносить слово по слогам, акцентируя при этом работу мышц лица, – это положительно скажется на артикуляции. Сначала надо учить повторять простые слоги («ма», «па»), затем переходить к словам одно- сложным («кот», «бай-бай»), и к словам, состоящим из нескольких слогов (баба, мама). К предложениям рекомендуется переходить в последнюю очередь.

Следующим очень важным навыком является интравербальный навык – способность отвечать на вопросы. Над умением воспроизводить пропущенные слова можно  работать в процессе игры. Обучение базовым интравербальным навыкам часто проходит легко, потому что включает в себя простое заполнение пропусков, например, в знакомой сказке. Педагог медленно и четко, с интонацией проговаривает первую строчку из сказки: «Жили-были дед и …», делает небольшую паузу перед последним словом. Если ребенок не реагирует, заполняет пропуск сам и как можно сильнее выделяет голосом последнее слово, сделав на нем акцент. Потом пробует начать сначала. Будет очень хорошо, если выбранные слова встречаются часто. Не нужно ждать больше двух-трех секунд, когда ребенок договорит фразу. Такую же схему можно использовать при работе с детскими стишками, во время игры и в повседневных делах.

Задержка развития речи – не единственная проблема у ребенка с РАС. Как правило, большинство из них не владеют навыками самообслуживания. Для формирования этих навыков, кроме вербальных подсказок, используются специальные картинки, расположенные в туалете, на дверке кабинки для одежды.

Для ребенка с РАС очень важно, чтобы он находился в социуме (среди своих сверстников). Задача педагогов научить ребенка взаимодействовать с другими детьми, сначала в паре, затем в микрогруппе, а потом уже и со всей группой детей.

Поэтапная социализация ребенка с РАС возможна именно в условиях детского сада. Для безболезненного входа ребенка в социум, достижения более высоких результатов социализации желательно начинать такую деятельность именно в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

Работа с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в детском саду.

Данная статья содержит рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать работу с ребенком с РАС в группах, не специализирующихся на работе с детьми с аутизмом....