План – конспект консультации для родителей «Дети с затруднением в общении»
консультация

Анастасия Владимировна Смокачева

План – конспект консультации для родителей «Дети с затруднением в общении»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с затруднением в общении

Слайд 2

СДВГ(Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью ) -это нарушение развития неврологическо -поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания .

Слайд 3

Проявления СДВГ гиперактивность ; дефицит внимания; импульсивность ; слабая успеваемость; трудности в общении; повышенная утомляемость; нарушения памяти; низкая умственная работоспособность.

Слайд 4

Активный и гиперактивный . Разница Активный ребенок любит бегать, прыгать, играть в подвижные игры, петь и танцевать, задает множество вопросов, разбрасывает игрушки и т.д. Он ведет себя так не всегда и не везде. Гиперактивный ребенок ведет себя одинаково активно в любых ситуациях, причем навязчивая подвижность не имеет под собой какой-либо цели. На гиперактивного ребенка не действуют уговоры, просьбы, наказания и другие воспитательные меры, так как гиперактивный малыш просто не может контролировать свое поведение. Важно, что СДВГ может поставить только врач!

Слайд 5

Помощь родителей Планировать четкий режим дня и соблюдать его всей семьей. Предоставлять выбор. Нельзя проявлять грубость, если что-то не получилось, винить ребенка за его поведение. Выслушивать ребенка, поддерживать и показывать свою любовь к нему. Избегать перевозбуждения. Выполнять задания с перерывом. Разговаривать с ребенком в спокойном тоне, можно ответить ребенку необычных образом и заставить ребенка врасплох. Разработать свод правил и обговорить их с ребенком.

Слайд 6

Педагогическая ситуация Мальчику Коле 5 лет и у него СДВГ. Вместе с мамой они решили, что пойдут в гости к друзьям. Находясь дома у друзей, Коля стал проявлять ярко выраженную активность – сначала рассматривал вещи гостей и разбрасывал не интересующие его предметы по комнате, после ходил кругами, и наконец, встав на стул, громко запел песню. Мама спустила его со стула, накричала, взяла за руку и посадила рядом с собой. Коле это не понравилось – он вырвался от мамы и начал капризничать – хотел ударить маму, кричал, плакал, швырял вещи. Мама сказала: «Ты ужасно себя ведешь, такие плохие дети никому не нравятся». Коля убежал в другую комнату и еще долго плакал.

Слайд 7

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Слайд 8

Игры для снижения агрессивности ребёнка «Игрушка в кулаке » Игра способствует снятию напряжения и переключает на положительные эмоции. «Мешочек гнева » Н ужно использовать каждый раз, когда ребёнок на кого-то злится «Час «можно», «Час тишины » Эта игра дает возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми «час тишины ».

Слайд 9

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать, наиболее, распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей.

Слайд 10

Причины наследственность ; о собенности темперамента; чрезмерная опека; неуверенность ребенка в себе; пример значимого человека; в оспитание; ж естокое обращение; и золяция; о тсутствие внимания со стороны родителей. Дошкольник не может преодолеть застенчивость самостоятельно!

Слайд 11

Рекомендации для родителей р азвивайте у ребенка позитивное восприятие себя; ф ормируйте адекватную самооценку; б удьте примером для ребенка; с нижайте тревожность; о бучайте навыкам общения; у чите принимать себя и формируйте у малыша чувство собственного достоинства.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Образовательный комплекс им. Владимира Храброго»

План – конспект консультации для родителей

Тема: «Дети с затруднением в общении»

Воспитатель: Смокачева Анастасия Владимировна

г.о.Серпухов,2025

План – конспект консультации для родителей

Тема: «Дети с затруднением в общении»

Место проведения: музыкальный зал

Цель консультации: повышение педагогической компетентности родителей

Задачи консультации:

-cформировать представление о проблемах, возникающих в ходе общения детей, о причинах их возникновения, способах преодоления

-обогатить знания родителей о таких поведенческих реакциях, как застенчивость, агрессивность и СДВГ

-способствовать формированию у родителей желания помочь своему ребенку в преодолении трудностей в общении

Методы и приёмы (направленные на решение поставленных задач): беседа, рассказ воспитателя.

Оборудование: ИКТ-презентация, анкеты для родителей

Краткий тезисный план консультации

1.Организация, мотивация, целеполагание

Здравствуйте, уважаемые родители! Наблюдая за детьми в группе, мы видели частые случаи возникновения затруднений в их общении. Это связано с проявлением агрессии, застенчивости и повышенной активностью некоторых детей. Сегодня мы с Вами разберем, откуда появляются данные проблемы и как с ними бороться.  

2.Актуализация знаний

-Встречались ли вам люди, которым тяжело общаться?

Да у каждого возникают проблемы с общением! Именно они порождают большинство конфликтных ситуаций, ведут к зарождению вражды между людьми. Психологи утверждают, что источники проблем в общении, в том числе и низкой коммуникативности, находятся в нашем детстве.

-Как Вы думаете, в чем заключаются проблемы общения детей со сверстниками и в семье?

-Какие ошибки делают родители при общении с детьми?

-Как это сказывается на ребенке?

3.Сообщение новой информации

4.Закрепление материала.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Рассмотрим несколько возможных вариантов поведения ребенка, препятствующих нормальному установлению общения с другими.

I. СДВГ

СДВГ (Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью) – повышенная активность ребенка. Это нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания.

Причины:

1.        Перенатальные патологии – все, что связано с развитием плода (токсикоз, обострение хронических заболеваний матери, инфекционные заболевания, зависимости и пр.)

2.        Осложнения при родах – все, что связано с родовым процессом (неправильное положение плода, внутренние кровоизлияния и пр.)

3.        Психосоциальные причины – все, что идет от среды и психических особенностей (неадекватный стиль воспитания в семье, психотравмы и пр.)

Проявления СДВГ:

-гиперактивность;

-дефицит внимания;

-импульсивность;

-слабая успеваемость;

-трудности в общении;

-повышенная утомляемость;

-нарушения памяти;

-низкая умственная работоспособность.

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Активный и гиперактивный. Разница

Здоровый малыш дошкольного возраста – это активный ребенок. Он любит бегать, прыгать, играть в подвижные игры, петь и танцевать, задает множество вопросов обо всем на свете, разбрасывает игрушки и так далее. Активный ребенок ведет себя так не всегда и не везде. Если малыш заинтересовался чем-то, он может спокойно заниматься своими делами. В присутствии малознакомых людей или в новой обстановке ребенок обычно не такой непоседливый, как дома. Чрезмерная активность может быть также следствием стресса, переутомления или скуки, а также желанием привлечь к себе внимание, поэтому, когда раздражитель исчезает, уровень активности вскоре нормализуется. Гиперактивный ребенок ведет себя одинаково активно в любых ситуациях: дома, в детском саду, в гостях, и даже на приеме у врача. Причем навязчивая подвижность не имеет под собой какой-либо цели. На гиперактивного ребенка не действуют уговоры, просьбы, наказания и другие воспитательные меры, так как гиперактивный малыш просто не может контролировать свое поведение. Важно, что такой диагноз может поставить только врач (невролог, психоневролог)! 

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Помощь родителей:

1.        Планировать четкий режим дня и соблюдать его всей семьей.

2.        Предоставлять выбор.

3.        Нельзя проявлять грубость, если что-то не получилось, винить ребенка за его поведение.

4.        Выслушивать ребенка, поддерживать и показывать свою любовь к нему.

5.        Избегать перевозбуждения. Выполнять задания с перерывом.

6.        Разговаривать с ребенком в спокойном тоне, можно ответить ребенку необычных образом и заставить ребенка врасплох.

7.        Разработать свод правил и обговорить их с ребенком.

Положительные качества гиперактивных детей

              -гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

              -гиперактивные дети обычно энтузиасты.

               -ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Педагогическая ситуация

-Сейчас я предлагаю вам разобрать педагогическую ситуацию по теме «Гиперактинвый ребенок». Вам нужно вникнуть в ситуацию, оценить действия мамы в данной ситуации и предложить возможные действия по устранению проблемы. Приветствуется коллективная работа. Рядом с вами лежат лист и ручка, вы можете записать свои мысли. По истечении 5 минут мы обсудим ваши варианты действий.

Мальчику Коле 5 лет и у него СДВГ. Вместе с мамой они решили, что пойдут в гости к друзьям. Находясь дома у друзей, Коля стал проявлять ярко выраженную активность – сначала рассматривал вещи гостей и разбрасывал не интересующие его предметы по комнате, после ходил кругами, и наконец, встав на стул, громко запел песню. Мама спустила его со стула, накричала, взяла за руку и посадила рядом с собой. Коле это не понравилось – он вырвался от мамы и начал капризничать – хотел ударить маму, кричал, плакал, швырял вещи. Мама сказала: «Ты ужасно себя ведешь, такие плохие дети никому не нравятся». Коля убежал в другую комнату и еще долго плакал.

Оцените действия мамы в данной ситуации, предложите другие возможные действия родителя.

Мои действия: на месте мамы, для начала, я бы отвела ребенка в другую комнату, поговорила бы с ним в спокойном тоне и предложила бы извиниться перед друзьями за разбросанные вещи. Похвалила бы за то, что он красиво спел песню, но уточнила бы, что, скорее всего, остальным это не очень понравилось – все разговаривали и были заняты своими делам. «Если в следующий раз захочешь спеть всем песенку, спроси, не отвлечешь ли ты друзей и можно ли тебе спеть?». Я бы не проявляла агрессию по отношению к ребенку и не читала нотаций, а уж тем более не произносила бы фразу «Ты ужасно себя ведешь, такие плохие дети никому не нравятся». Предложила бы ребенку выбор, можем остаться в гостях или сходить немного погулять на площадке. Так же возможно проведение игры на выплеск эмоций. Поподробнее с такими играми вы можете ознакомиться в папке-передвижке.

II.ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

Сперва я попрошу Вас ознакомиться с данными анкетами и заполнить их.

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать, наиболее, распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей.

Причинами застенчивости ребенка могут выступать следующие:

- Наследственность;

- Особенности темперамента (чаще всего застенчивыми становятся меланхолики, флегматики);

- Чрезмерная опека

- Неуверенность ребенка в себе. Дети с низкой самооценкой часто страшатся присоединяться к новым компаниям, боясь быть не принятыми или отвергнутыми

- Пример значимого человека (если кто-то в окружении малыша застенчив, ребенок может брать с него пример);

- Воспитание (частые наказания и запреты формируют у крохи неуверенность в своих силах и, как следствие, застенчивость).

- Жестокое обращение;

- Изоляция (ограничение контактов с другими людьми).

- Ребенок может замкнуться, если не чувствует внимания родителей, не считает себя нужным и важным в своей семье.

Дошкольник не может преодолеть застенчивость самостоятельно. Задача взрослых – помочь малышу справиться с проблемой. Добиться этого можно, следуя следующим правилам:

- Развивайте у ребенка позитивное восприятие себя. Застенчивые дети считают, что окружающие люди негативно настроены по отношению к ним, поэтому боятся раскрыться и быть осмеянным. Чтобы противостоять этому ощущению, нужно развивать у малыша позитивную Я-концепцию, любовь к себе и чувство своей уникальности. Постарайтесь создать и поддерживать дома атмосферу доверия и взаимопонимания. Принимайте ребенка таким, какой он есть, не критикуйте его личности и ни в коем случае не сравнивайте его с другими.

- Формируйте адекватную самооценку. Низкая самооценка – одна из причин застенчивости. Чтобы поднять самооценку малыша, хвалите его. Ставьте перед ребенком достижимые цели, чтобы он как можно чаще оказывался в ситуации успеха.

- Будьте примером для ребенка. Малыши учатся во многом через наблюдение за взрослыми. Ненавязчиво показывайте ребенку пример, как вести себя в той или иной ситуации.

- Снижайте тревожность. Очень важно поддерживать ребенка эмоционально и помогать ему там, где это необходимо.

- Обучайте навыкам общения. Почаще приглашайте в гости детей. На своей территории ребенок чувствует себя увереннее и ему будет легче пойти на контакт. Лучше если малыш будет тренировать навыки общения с детьми младше его самого. Также полезно играть с ребенком в такие сюжетные игры, как «У доктора», «В магазине», «Детский сад» и так далее. Разыгрывая различные сюжеты, Вы можете показать крохе, как вести себя в тех или иных ситуациях.

- Учите принимать себя и формируйте у малыша чувство собственного достоинства. Как правило, застенчивые дети акцентируют внимание на своих недостатках и слабостях. Помогите ребенку увидеть и свои сильные стороны. Например, можно отдать малыша в кружок или секцию, которая ему интересна и в которой он будет иметь потенциал.

Упражнения для застенчивых детей:

1.Расскажи стихи руками. Ребенок старается без слов с помощью рук и пантомимы рассказать известное стихотворение или сказку. Остальные пытаются угадать, что он рассказывает.

2.Сказка. Ребенку предлагается придумывать сказку о человеке, которого зовут также как его, опираясь на значение имени. Например: «Марина-морская», сказка о девочке, которая живет в море.

3.Рисунок «Какой я есть, и каким бы хотел быть». Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хотел бы быть. После рисования проводится обсуждение. В заключении ребенок сам должен сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

III. АГРЕССИВНОСТЬ

Для начала, я предлагаю пройти тестирование на уровень агрессивности вашего ребёнка.

Агрессия – это физическое или вербальное  (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного возраста?

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:

1. Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т. е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.

2. Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.

Что означает такое поведение ребёнка и откуда оно берётся?

Причины агрессивного поведения:

- Заболевание центральной нервной системы.

- Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка.

- Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей.

- Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.

Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев?

Рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением:

  - Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов ,,мести,,.

- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

- Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.

- Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.

- Направьте его энергию в положительное русло: в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег).

- Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

- На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

- Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ваш ребёнок.

Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые играют дети.

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию игры которые помогут вам снять напряжение у вашего ребёнка.

Игры для снижения агрессивности ребенка:

«Игрушка в кулаке».

(Игра способствует снятию напряжения и переключает на положительные эмоции).

Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.

«Мешочек гнева»

(«Мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда ребёнок на кого-то злится)

Заведите дома «мешочек гнева», чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана). После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.

 «Час «можно», «Час тишины»

(Эта игра дает возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми «час тишины»).

Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет «час тишины». В это время ребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно», лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

5.Рефлексия.

Воспитатель организует обратную связь, дает рекомендации родителям.

-Была ли для вас полезна данная консультация?

-Узнали ли вы для себя что-то новое?

-Остались ли у Вас какие-то вопросы по данной консультации?

Главное, о чем стоит всегда помнить родителям - нельзя проявлять невнимание и запускать проблему ребёнка, в надежде что все "само образуется". Чем раньше мама и папа возьмут ситуацию под контроль - тем легче и быстрее придут результаты коррекционной работы. Любовь и поддержка самых близких людей и помощь профессионалов - залог успеха в решении проблем общения. Спасибо за внимание!

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Московской области

«Губернский колледж»

Конспект

Вид деятельности: консультация для родителей

Тема: «Дети с затруднением в общении»

ДОУ: ГАПОУ МО «Губернский колледж» школа-сад

Наименование группы: средняя

Возраст детей: 4-5 лет

ФИО воспитателей: Попович Светлана Евгеньевна, Трохинина Надежда Игоревна

ФИО студента ДО-31о группы: Смокачева Анастасия Владимировна

Подпись воспитателя: __________ /  ___________

Подпись методиста:    __________  / ___________

Оценка за подготовку:__________  / ___________

Оценка за проведение:_________  /  ___________

Серпухов, 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей с затруднениями в общении

Игры для детей с затруднениями в общении...

План-конспект консультации для родителей 1 младшей группы "Живи играя"

Цель: дать родителям представление о важности игрушек в жизни детей, познакомить с различными видами игрушек для детей от 1,5 до 3 лет, научить родителей играть со совими детеми в различных условиях....

Рекомендации для родителей: "Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении 5 - 6 лет"

Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К таким воспитанникам чаще всего относятся суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся кор...

План конспект консультации для родителей

План конспект консультации для родителей...

План - конспект консультации для родителей "Как помочь ребенку преодолеть застенчивость"

План-конспект консультации для родителей  Тема  консультации: ««Как помочь ребенку преодолеть застенчивость»»Цель консультации: повышение компетентности родителе...

План - конспект консультации для родителей

В данном конспекте вы можете найти материал о том, как воспитать самостоятельность у ребёнка 3-4 лет....

План-конспект консультации для родителей "Как бороться с плохим аппетитом?"

Представлено краткое содержание консультации для родителей....