Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет".
консультация (средняя группа)
Дети перешли из младшей группы в среднюю, и родителям думаю будет интересно узнать особенности среднего возраста детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей. Возрастные особенности детей 4 – 5 лет. Воспитатель: Стародумова И.Г.
Дошкольное детство коротко, но в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 4 – 5 лет справедливо называется среднем дошкольным. На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Дети играют небольшими группами от 2 – 5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми; объединение детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договариваться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Ближе к пяти годам у ребенка начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов. Рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности в свою очередь благотворно влияют на психику и поведение ребенка. В процессе воспитания, важная роль отводится становлению и развитию детских отношений, первоначальному сознанию нравственного смысла усеваемых правил поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы – заявления детей воспитателю о том, что кто–то делает что–то неправильно или кто-то не выполнил какое-то требование. «Заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя или родителей, дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Наряду с сотрудничеством в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за растениями), дети активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Доброжелательное , заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам помогает, с одной стороны, поддерживать и направлять детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укреплять доверие дошкольников к взрослому. Это способствует проявлению чувства уважения к старшим. Замечено, что дети, не получившие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы ( например, определить, влажный или сухой песок, годиться ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и т.д.). Пятый год жизни является важным этапом на пути ребенка к школе. Для подготовки детей этого возраста к школьному обучению рекомендуются мероприятия обеспечивающие, прежде всего, укрепление здоровья дошкольников, повышение их работоспособности, развитие устной речи и любознательности. Ребенок должен приобрести простейшие учебные умения и первоначальные знания по математике, родному языку, живой природе, искусству. Получить элементарные представления о труде людей и других явлениях общественной жизни. Это одно из звеньев дальнейшей специальной подготовке детей к школе. Так же ребенок пятого жизни испытывает потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Вместе с тем, отмечается высокая Эмоциональность, яркость и непосредственность в выражении своих чувств. Поэтому, увидев перевозбуждение ребенка, необходимо переключить его внимание на более спокойное занятие, что поможет ребенку восстановить силы и успокоиться. Четырехлетние дети обожают путешествовать. Совершайте с ними прогулки за пределы своего двора или знакомой площадки. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий ( в магазин, салон красоты, в сбербанк, на почту и т.д.). Водите его смотреть на здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Водите к водоемам, рассказывайте об обитателях. Расширяйте представления детей о труде взрослых, о значимости труда в жизни людей. К пяти годам ребенок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он уже должен уметь самостоятельно мыть руки, полоскать рот, умываться, переодеваться. Но ему ещё трудно, и он учится: чистить зубы, расчесывать свои волосы, полоскать горло. И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения. Таким образом, можно отметить возрастные особенности детей 4 – 5 лет: 1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию. 2. Усложняются волевые проявления ( умение подчинять свое поведение правилам в игре). 3. Повышенная познавательная активность. 4. Продолжает сохраняться ситуативно–деловая форма общения со сверстниками. 5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты, Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. 6. Усложнение сюжетно-ролевой игры. 7. Появление осознанности собственных действий. При взаимодействии с ребенком рекомендуется: - Создать условия для развития творческого воображения. - Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил. - Создавать условия для проявления познавательной активности. - Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. - Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности. « Воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо». ( В.А. Сухомлинский)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенные дети. Гиперактивный ребёнок"
Цель консультации: формирование здорового образа жизни. До сих пор медики и психологи ведут дискуссию о причинах возникновения синдрома гиперактивности. Пока учёные выяснили, что у гиперактивных детей...
Консультация для родителей «Особенные дети»
Консультация для родителей «Особенные дети»...

Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"
Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"...

Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»
Данная консультация может быть использована в методической работе по обучению педагогов планированию в контексте ФГОС ДО....

Консультация для родителей: "Особенности детей 5 летнего возраста".
Возростные особенности детей 5 летнего возроста и рекомендации родителям....

Консультация для родителей "особенности детей младшего возраста"
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверст...
Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"
Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"...
