Возрастные и психологические особенности детей 2-3 лет.
консультация

Силкина Екатерина Александровна

В возрасте 2-3 лет происходит бурный психологический рост ребенка: активно развивается речь, мышление и самостоятельность, но вместе с тем проявляются эгоцентризм и негативизм. В этот период активно развивается игровая, конструктивная и изобразительная деятельность, а также мелкая моторика пальцев рук. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, запоминать детали, строить простые предложения и осознавать себя как личность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Возрастные и психологические особенности детей 2–3 лет»

  • СОЦИАЛЬНО – ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим, подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. В этот период начинает складываться произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

ОБЩАЯ МОТОРИКА.

  • МОТОРИКА РУК

Учится бегать, ходить на носках, удерживать равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем, нанизывает крупные бусы.

  • ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ

Может пальцем крутить диск телефона. Рисует черточки, воспроизводит простые формы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

  • ВОСПИЯТИЕ

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:

осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

  • МЫШЛЕНИЕ

Основной формой мышления является наглядно - действенное. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Ребенок складывает пирамидку, выделяет парную картинку по образцу, понимает некоторые абстрактные выражения (например: мокрый - сухой, развивается начальное представление о количестве (много – мало, полный – пустой).

  • РЕЧЬ

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

  • ИГРА

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами – заместителями.

В два года игра ребенка характеризуется переходом от предметных действий к первым сюжетно - отобразительным играм, где дети начинают имитировать действия взрослых и использовать воображаемые ситуации с предметами-заменителями. На этом этапе развиваются физические навыки (бег, прыжки, координация), речь, социальные умения (через параллельные игры рядом с другими детьми), а также формируется интерес к конструктивным играм со строительным материалом. 

Основные характеристики игр ребенка 2 лет

Сюжетно-ролевые элементы:

Начинают появляться простые сюжеты из жизни, например, укладывание куклы спать или кормление, что помогает усваивать социальные нормы и формы общения. 

Воображаемые действия и предметы-заменители:

Дети используют игрушки или предметы не по назначению (например, палка как ложка), что развивает воображение. 

Параллельные игры:

Дети играют рядом друг с другом, имитируя действия сверстников, но еще не взаимодействуя вместе. 

Физическое развитие:

Активно совершенствуются навыки бега, прыжков, лазания, что способствует лучшей координации и равновесию. 

Конструктивная деятельность:

Появляется интерес к строительству из крупных деталей, где создаются простые постройки (дорожки, заборчики), которые затем обыгрываются. 

Усвоение правил:

В играх, как правило, появляются простые правила, которые регулируют ход игры. 

Примеры развивающих игр

Подвижные игры:

"Лесные звери" (прыгать как зайчик, ходить как медведь), "Прыг-скок" (преодоление небольших преград), игры с мячом (бросать, ловить, пинать). 

Конструктивные игры:

Составление простых построек из кубиков, которые затем обыгрываются (например, забор для животных). 

Обучающие игры:

Рамки-вкладыши, пазлы, изучение цветов и форм, чтение книг, что способствует развитию умственных способностей. 

Игры для развития речи:

Кукольный театр, разучивание простых стихов и песен. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

В чем особенности детей старшего дошкольного возраста...

Возрастные и психологические особенности детей 5-6 лет

Возрастные и психологические особенности детей 5-6 летДошкольный возраст 5 – 6 лет.Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении;творческая активность.Ведущая деятельность – сюжетно-роле...

Консультация для родителей «Возрастные и психологические особенности детей 2-3 лет»

Публикуемый материалбудет полезен при подготовке и проведению консультации для  родителей на тему «Возрастные и психологические особенности детей 2-3 лет», постольку, посколько, содер...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Возрастные и психологические особенности детей 4 -5-летнего возраста».

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.Возросли   физические возможности: движения ста...

Возрастные и психологические особенности детей 4-5 лет. "Любознательные почемучки".

Возрастные и психологические особенности детей 4-5 лет: особенности психомоторного развития; пик страхов в 4-5 лет; развитие в игре; новые взаимоотношения со сверстниками; особенности взаимоотношений ...