Консультация «Воздействие цвета на психическое здоровье детей дошкольного возраста»
консультация
Консультация «Воздействие цвета на психическое здоровье детей дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 117.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Воздействие цвета на психическое здоровье детей дошкольного возраста».
Подготовила: Нурумбетова Г.С.
Из всех органов чувств, первое место имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Познание мира малышом начинается с восприятия цветных предметов и явлений.
Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Психологи утверждают, что действие цвета способно успокоить или взбодрить, поднять настроение и снять напряжение. Кроме того, цвет может усиливать мозговую деятельность, влиять на интеллект и самооценку малыша. Именно поэтому стоит серьёзно подойти к выбору цветовой гаммы для детской комнаты или гардероба. Грамотно подобранное сочетание будет стимулировать развитие ребенка, создавать атмосферу гармонии, а также способствовать формированию хорошего вкуса. Дети интуитивно тянутся к тем цветам, которые им наиболее приятны и полезны на данном этапе развития.
Всем известно, что у новорожденных детей существует только два цвета восприятия – белый и черный. Но когда ребенку исполняется около двух месяцев, он начинает воспринимать и другие цвета. К белому и черному цвету присоединяется красный. Через некоторое время ребенок уже будет различать и желтый цвет, и все его оттенки. Дети начинают узнавать, как называются цвета примерно в возрасте от двух до пяти лет. Обычно девочкам запомнить все названия цветов легче, чем мальчикам. Но это не факт. Ведь развитие ребенка зависит от состояния его нервной системы.
Каждый цвет обладает своими особенностями. Какие же оттенки наиболее благоприятны для детей? Давайте разбираться.
Жёлтый цвет является цветом гармонии. Он способен вызвать у ребенка радостные ощущения. А также стимулирует детей к сосредоточенности. Дети, предпочитающие всем цветам "Желтый" более всего предрасположены к творчеству. На языке цветов желтый означает духовность (желтый нимб над головами святых на картинах и иконах, желто-золотые купола православных церквей, желто-оранжевые одежды буддийских монахов). Как правило, такие люди - свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и поэтому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть, для которых основной моральный принцип - не выделяться и не умничать. С другой стороны, люди, предпочитающие желтый цвет - мечтатели, фантазеры, сказочники. Они часто склонны в своих фантазиях отрываться от земли, выдавать желаемое за действительное, мистифицировать других. Такие дети могут быть как хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей, так и объектом для насмешек. В раннем детстве они любят играть в одиночку, свои игрушки превращают силой своего воображения в любые персонажи. Будучи уже взрослым, такой человек предпочитает интересную разнообразную работу. Он всегда во что-то верит, на что-то надеется, живет больше будущим, чем настоящим, а в настоящем он неприспособленный, непрактичный, "не от мира сего".
Зелёный цвет оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Побуждает интерес к учебе и изучению окружающего мира. Оттенки зелёного цвета формируют уверенность в себе, внушая ребенку смелость. Дети, предпочитающие всем цветам "Зеленый" чрезвычайно динамичны и настроены на получение материальной отдачи. Зеленый цвет - индикатор интенсивности и работоспособности человека. Такие дети большие прагматики, но добиваются всего за счёт собственных физических усилий и этим отличаются от "красных", предпочитающих "проехаться за чужой счёт" либо путем физического принуждения, либо манипулируя чувствами и отношениями окружающих людей. Дети, у которых любимый цвет зеленый открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место - слабая нервная система. Таких детей легко вывести из равновесия, спровоцировать на агрессию. Они очень обидчивы и ранимы, но не злопамятны. Если вы признаете свою вину и демонстрируете по отношению к такому ребёнку расположение и уступчивость, он быстро "отходит". По мере взросления такие характерные признаки детей, как уверенность, настойчивость, даже упрямство способствуют выработке в них хороших исполнительских качеств. Они очень трудолюбивы и неустанно работают для блага своих близких. Зеленый цвет - это цвет живой природы, цвет листьев, травы, незрелых плодов. Поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, часто любят копаться в земле, что-то выращивать, они умеют пользоваться дарами природы, но не обкрадывая ее, а путем умелого с ней обращения и бережности. Выражение "молодо-зелено" говорит о таких качествах "зеленых", как склонность к веселью, юмору, здоровой чувственности, задору, оптимизму, всех признаков человека, стоящего на пороге жизни и радующегося ей. Зеленый цвет – говорит о наличие хорошо развитых от природы чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания.
Красный цвет наиболее открыты и активны. Красный цвет - цвет крови, здоровья, жизни, экспансии, энергии, сексуальности, агрессивности, силы, власти, войны, революции. Такие дети - обычно лидеры в своем окружении как формальные, так и неформальные. Подчиняться - не в их правилах. Такие дети скорее сделают что-то наоборот, "назло", когда их просят о чем-то или приказывают. Нужно разбудить и стимулировать собственное желание ребёнка или же идти от противного, тем самым провоцируя его выполнить то, что необходимо. Здесь родителям понадобятся большая гибкость, терпение и дипломатичность. Силовые методы только ожесточат такого ребенка. Ведь именно из детей такого плана при неправильном воспитании формируются взрослые с антиобщественными тенденциями, со склонностью к криминалу. С таким ребенком - драчуном, живым, непоседливым, ломающим игрушки и не слушающим никого - очень трудно воспитателям. Когда он вырастет, его высокая работоспособность, предприимчивость будут стимулироваться желанием сделать карьеру, добиться благосостояния, власти над вещами и людьми. Отсюда - превалирование интересов сегодняшнего дня, напористость и эгоизм. Самые яркие политики и руководители, военные и преступники - "красные". Ведь даже традиционной одеждой королей, генералов, кардиналов, палачей была именно красная. Такой же цвет имел флаг революции.
Синий цвет можно назвать цветом глубины и чистоты. Его оттенки способны вызвать интерес к чему - то новому, пробудить воображение. Дети, у которых любимый цвет "Синий" полная противоположность "красным". Психотерапевтам, невропатологам и педиатрам полезно знать, что у детей и взрослых, у которых красный любимый цвет, можно успокаивать синим цветом, а "синих" взбадривать красным. По характеру такие дети: спокойные, уравновешенные; любят все делать не торопясь, обстоятельно, стараются все проанализировать, поразмышлять, обдумать. Их можно с полной уверенностью отнести к людям, живущим преимущественно рассудком, а не сердцем. Недаром синий цвет олицетворяет спокойное ночное небо или море. Это - порядок, закон, мысль, разум. Дети, у которых синий любимый цвет редко бывают лидерами в кругу сверстников. Тем не менее, у окружающих они часто пользуются уважением за твёрдость характера, отсутствие капризности, заносчивости. Они не эгоисты по натуре, но приходят на помощь только тогда, когда их об этом попросят. Сами же не склонны даже в трудных ситуациях обращаться за поддержкой, стойко переносят любые невзгоды и лишения. Им редко присущ дух предприимчивости или авантюризма. В компаниях чаще всего держатся особняком. Их не тяготит одиночество. "Синие" всегда умеют занять себя каким-нибудь делом. Они не любят хвататься за несколько дел одновременно, а долго и тщательно занимаются одним и всегда стремятся доводить начатое до конца. Родители и педагоги часто отмечают в характере таких детей изрядную долю холодности и суровости. Если среда способствует развитию этих качеств, у взрослых впоследствии они проявляются в жестком обращении с окружающими, в особенности с теми, кто находится у них в зависимости. Из них получаются неплохие администраторы, особенно там, где ценятся дисциплинированность, иерархия, умение "не высовываться", подчинение своей индивидуальности мнению руководства или всего коллектива. "Синие" всегда хорошие специалисты и исполнители, но в одной узкой области или профессии. Такие дети в мышлении больше "технари", чем гуманитарии, хотя могут успевать по всем предметам одинаково. Они очень усидчивы, терпеливы и могут часами сидеть за учебниками, читать полезные книжки, возиться с конструкторами, помогать родителям по дому. Они очень рано усваивают, что можно, а что нельзя и склонны пребывать в узких рамках своих представлений и убеждений. Если такой ребёнок во что-то поверил, разубедить словами его практически невозможно. Только очевидные факты заставляют его изменить свое мнение.
Коричневый цвет символизирует уверенность и спокойствие. Но он не способен вызвать ярких эмоций. В большом количестве он отягощает. Дети, у которых "Коричневый" любимый цвет часто находятся в противоречии с собой. Оно вызвано, с одной стороны, желанием действовать, приносить пользу, вступать в контакты с окружающими, а с другой - замыкаться в себе, проявлять мелкий эгоизм и капризность, впадать в меланхолию и депрессивные состояния. Склонные к резким перепадам настроения, такие дети часто необщительны, в среде сверстников слывут гордецами и зазнайками. Обособленность таких детей часто вызывается их нежеланием растворяться в толпе, быть "шестерками" или исполнителями воли "красных" детей - лидеров и заводил в классе и на улице. Другая причина обособления "коричневых" в среде сверстников - их интеллектуальность. Они очень эрудированны, испытывают постоянный информативный голод, удовлетворяемый за счёт проглатывания огромного количества газет, журналов, книг, даже просто справочников, энциклопедий и …объявлений на улицах. В школе и во дворе "шибко грамотных" не очень любят, а частенько элементарно бьют, "чтоб не зазнавался". По этой причине у таких детей может действительно развиться чувство превосходства над другими либо его противоположность - комплекс неполноценности. При неблагоприятных условиях в семье и школе у подростков, предпочитающих коричневый цвет, развиваются и довольно прочно закрепляются такие качества, как: негативизм, постоянное чувство неудовлетворённости собой и окружающими, неадекватное восприятие отношения к себе со стороны других, апатия, внутреннее беспокойство, уход от проблем, боязнь и избежание стрессов, мнительность, подавление сексуальности и т.д. Наоборот, при благоприятных жизненных обстоятельствах из таких детей вырастают достаточно инициативные и предприимчивые личности. Они думают не только о своем, но и об общественном благе, являются надёжными партнёрами с развитым чувством взаимопомощи. Они - отличные консультанты и эксперты в широком спектре сфер деятельности - производственных и непроизводственных. Прагматизм, чувство здравого смысла подсказывают им наиболее оптимальные способы решения житейских проблем и вырабатывают философски-критическое мировоззрение. Коричневый цвет как отражение стремления к целесообразности поступков, стабильности в делах и отношениях.
Розовый цвет способен вызвать яркие эмоции, активные действия. В тоже время, мягкий оттенок способен успокаивать малыша. Дети, у которых любимый цвет «Розовый» самые мягкие. Розовый цвет в наибольшей степени соответствует младенческому периоду развития человека. Это цвет инфантильности, наивности, нежности, слабости, сентиментальности, стыдливости, приятности. Если провести дифференциацию по половому признаку, розовый цвет считается "девчоночьим" цветом. Склонность же мальчиков к нему является признаком женственности их характера. Такие мальчики в детстве могут играть с куклами, любят наряжаться, вертеться перед зеркалом, кокетничать. Взрослея, они чаще всего занимают в различных ситуациях - бытовых или производственных - пассивную позицию. Люди, предпочитающие всем цветам розовый - ведомые, а не ведущие в семье и на работе, независимо от пола. В детстве это самые миловидные дети и мальчиков часто путают с девочками. В кругу сверстников их любят за неизменное дружелюбие, незлобивость, уступчивость. Такие дети уменьшают агрессивность "красных" и делают более податливыми "синих". Они большие конформисты по натуре и часто действуют по принципу "и нашим и вашим". Практически всегда соглашаясь с другими или обещая что-либо сделать - дети, у которых любимый цвет розовый могут тут же поменять свое мнение на противоположное и "забыть" выполнить чужую просьбу. Они довольно ленивы и созерцание предпочитают делу. Внутренне они довольно ранимы и чувствительны, но свои обиды стараются скрывать. Такие дети очень хорошо чувствуют настроение окружающих и стараются изменить его в лучшую сторону. Такие люди - хорошие гармонизаторы и дипломаты, гибки и умелы в отношениях, тонко и ненавязчиво снимают отрицательные эмоции и создают положительные, улучшая общий психологический комфорт. Они сами довольно легко впадают в меланхолию, но также легко и быстро из неё выходят, если при этом чувствуют, что это негативно отражается на их отношениях с другими. Такие дети подсознательно тянутся к более сильным и интересным сверстникам. Часто можно заметить "розового" мальчика среди отчаянных, "крутых" ребят, драчливых и неуправляемых, которые, несмотря на "чужеродный" цвет, принимают его в свою среду. При таком контрасте лучше выделяется мужественность "красных", а "розовые" смягчают климат в таких агрессивных группах.
Фиолетовый цвет выбирают дети с богатым внутренним миром. В своем поведении часто отличаются артистизмом. Фиолетовый цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, игру, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость (по отношению к себе и к другим), эстетичность и не эстетичность, скромность и желание шокировать других, воздержанность и тяготение к всевозможным порокам, мученичество и мессианские тенденции. Таких детей (взрослые не исключение) почти постоянно раздирают противоречия в чувствах, желаниях, отношениях, занятиях и т.д. Такие люди чувствительны, внушаемы, стремятся производить впечатление на окружающих и при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании. Их легко загипнотизировать и возбудить. Наиболее близкая фиолетовому цвету функция - интуиция времени, самая загадочная и не совсем ещё понятная функция. Наиболее ярко она проявляется у социотипов «наставник» и «экспериментатор».
Серый цвет любят дети самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм. Серый цвет в колористике иногда трактуется как отсутствие цвета либо его нейтральность. По восьми цветовому ряду Люшера серому цвету приписываются следующие качества: обособленность, отгороженность, свобода от обязательств. Они, как правило, очень добросердечны, им очень свойственно чувство сопереживания. Они не могут отказать другим в просьбах. Помощь "серых" всегда носит альтруистический деятельный характер и этим часто злоупотребляют другие, перекладывая на них свои проблемы. Взрослые, предпочитающие серый цвет - это самые честные и исполнительные работники, на которых всегда можно положиться. И в детстве, и в зрелом возрасте они скромно трудятся, а плодами их трудов чаще пользуются другие, более выразительные цвета. Тихий, несмелый характер и замкнутость не позволяют им бороться за место под солнцем. Хотя, что касается их внутреннего мира и личного пространства, такие люди могут проявлять неуступчивость и бескомпромиссность. Они принципиальны в отстаивании своих взглядов, не любят кривить душой, обманывать. Такие дети очень серьёзны, послушны, хорошие помощники в бытовых делах. Очень любят заниматься ручным трудом, тщательны и аккуратны в работе. Они менее других детей доставляют проблемы своим родителям и учителям. Такие дети могут не "хватать" звезд с неба", но и не ходят в отстающих. У них проявляются такие качества, как: постоянный самоконтроль, склонность к угнетенным состояниям, уход в себя, повышенная обидчивость и ранимость, подавление своих естественных потребностей. В зрелом возрасте указанные тенденции часто проявляются в пассивной жизненной позиции, стереотипности мышления, самоизоляции. Будучи чувствительными по натуре, такие дети переживают по поводу различных конфликтов и неурядиц в своем окружении. Мир и благополучие в семье - главный их жизненный стимул. Ссоры и разводы родителей больше всего ранят таких детей и отражаются на их самочувствии и здоровье.
Черный цвет - символ тайны, скрытого знания и оккультизма. Цвет созидания и серьезных намерений, который содержит в себе огромный нереализованный потенциал. Власть высшего знания и желание ее сохранить окрашена в черный цвет. Человек, предпочитающий различные оттенки черного, чаще всего владеет информацией, знаниями и ситуацией, умеет подчинить себе обстоятельства, но иногда нуждается в контроле со стороны. Черный цвет отрицает другие цвета и поглощает свет. Символизирует печаль и скрытность.
Психологам из Норвегии удалось установить, что дети, которые находятся на учете в органах внутренних дел или попросту малолетние преступники, в тестах выбирали черный цвет. Этот же оттенок чаще всего выбирают люди, склонные к суициду.
Что же касается психологии влияния цвета на развитие и становление личности ребенка, то стоит запомнить НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ:
- В повседневной жизни ребенка должно окружать большое количество цветов, однако важно умеренно их сочетать.
- Стены и потолок в комнате ребенка должны быть белого цвета или светлых тонов. Темные оттенки могут вызвать депрессию, ухудшение памяти и мыслительных процессов.
- Голубой цвет спасет вас и вашего ребенка от стрессов, снизить кровяное давление и избавить от головной боли.
- Зеленый оттенок и бело-голубая гамма будут держать в стабильном состоянии нервную систему. А сам по себе зеленый цвет способен стабилизировать давление и помочь в борьбе с усталостью.
- Цвета можно активно использовать в развитии речи и изучении окружающего мира. С 1-3 лет можно играть с ребенком, например, в ассоциации: яблоко-зеленое, банан желтый и т.п.
- Если ваш ребенок вялый, плохо питается, апатичный и не в настроении, то привести его в чувства помогут красный, желтый и оранжевый цвета.
Зная влияние цвета на состояние вашего подрастающего человека, вы можете регулировать его настроение, успокоить его, развеселить или заинтересовать. Важным вопросом в выборе цвета для детской является его насыщенность. Психологи советуют в этом вопросе ориентироваться на возраст ребёнка. Для раннего возраста пёстрая комната не подходит. Лучше всего подобрать пастельные успокаивающие оттенки. Естественными яркими цветами нужно окружать детей с трёх-четырёх лет до подросткового возраста. Добавление к любому из спектральных цветов белого уменьшает его воздействие на человека. Поэтому, если Вы сомневаетесь, можно ли в Вашем случае использовать цвет, очень любимый Вашим чадом, используйте его самый светлый оттенок.
https://nacedu.by/assets/files/11-2015.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима»
Почему с детства необходимо воспитывать у детей потребность в активных физических упражнениях и физической культуре? Ответ прост. Общеизвестно решающее значение двигательной активности в ...

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
Педагогичекий совет...

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни
В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...

Консультация для родителей Тема: "Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста"
С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия ребенка. Он щурится от солнечного света, яркие игрушки вызывают у него восторг, и он тянется к ним руками...

Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»
Педагогический совет Тема:«Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом о...

Сохраниение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни
Материал для выступление на педагогическом совете. Подготовительная группа...

Консультация для родителей "Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста"...

