Мастер-класс «О пользе логоритмики»
консультация (старшая группа)

Ломанова Ирина

«Что такое Логопедическая ритмика?»
 Она представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_o_polze_logoritmiki.docx349.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой» Структурное подразделение «Росинка»

Мастер-класс «О пользе логоритмики»

Учитель-логопед: Ломанова И.Н.

Picture background

г.Стрежевой

Мастер-класс «О пользе логоритмики»

 Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности родителей по использованию  логоритмических упражнений в домашних условиях.
Задачи:
• Познакомить участников семинара с методами и приёмами логопедической ритмики в домашних условиях.
• Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
• Создать условия для обретения родителями опыта для занятий с детьми в домашних условиях.

План проведения семинара:
1. Обоснование проблемы, понятие «Что такое-логопедическая ритмика». 
2. Практикум «Логоритмические упражнения для занятий с детьми в домашних условиях».  
3. Рефлексия.   
Часть I.
Ведущий: учитель-логопед Ломанова И.Н.
«Что такое Логопедическая ритмика?»
Она представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь - не врожденная способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. К сожалению с каждым годом растёт число детей с нарушениями речи.

Так что же такое логоритмика? Основополагающий принцип проведения логоритмических занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.
Логоритмические упражнения направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Логоритмические занятия включает следующие элементы:
- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления артикуляционного аппарата;
- Чистоговорки, для автоматизации и дифференциации звуков;
-пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнение на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
-фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
-вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
-песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы.
Главная задача педагога – создание на занятиях атмосферы праздника, радости. 
Ведущий: учитель-логопед Ломанова И.Н.
Занятия логоритмикой способствуют:
• формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;
• развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;
• развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, 
• способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
• умению расслабляться, снять напряжение;
• воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе.
Также используются речевые упражнения без музыкального сопровождения, которые представляют интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, режимных моментах, на прогулке, в качестве физкультминутки.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна произносит текст, а другая – выполняет движения, затем они меняются ролями.
«Рассказывание» стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения.
Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения.
Логоритмические занятия имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям. Логопедические стихотворные упражнения представлены в книге Алябьевой Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»:
Часть II.
Ведущая: Учитель-логопед Ломанова И.Н.
Практикум «Логоритмические упражнения в домашних условиях».
Форма организации родителей – группа по 10-12 человек.
 
Логоритмическое упражнение: «Мы листочки»

Мы листики осенние

Стоя, машут руками,

На ветках мы сидели

(присели)

Ветер дунул - полетели

Поднялись, бег по кругу

Мы летели, мы летели

Бегут, кружатся

И на землю тихо сели

приседают

Ветер снова побежал

поднялись

И листочки все поднял

покружились

Логоритмическое упражнение: «Теплоход»

 

От зелёного причала оттолкнулся теплоход

Шаг вперёд, руки опущены

Он назад шагнул сначала -  раз, два

2 шага назад

А потом шагнул вперёд – раз, два

2 шага вперёд

И поплыл, поплыл по речке . набирая полный ход

Руки вперёд, ладони сомкнуты «нос» теплохода.

 

Движения по кругу мелкими шагами

 

Упражнение «Насекомые над лугом» 

- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
- Зу-зу-зу, - комар пищит.
- Уф-уф-уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед.
Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши. 

Игра «Массаж спины» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой) 

(Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг)

Дождик бегает по крыше

Похлопывают ладонями по спинкам друг друга.

Бом! Бом! Бом!

По весёлой, звонкой крыше

постукивают пальчиками

Бом! Бом! Бом!

- Дома, дома посидите,

поколачивают кулачками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите,

растирают рёбрами ладоней.

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте,

 кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.                                   

Бом! Бом! Бом!

Я уйду – тогда играйте,

поглаживают ладонями.

Бом! Бом! Бом!

Дети поворачиваются вокруг себя.

Упражнение «Солнышко»

 Утром солнышко встает выше, выше, выше            

(руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже, ниже            

(руки вниз).

Хорошо, хорошо солнышко смеётся                        

(делаем ручками фонарики)

И нам всем с солнышком весело живется                

(хлопаем в ладоши) 


Часть III.    Рефлексия.
 Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …

Используемая литература:

  1. Н. Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики», СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019
  2. Я. Л. Юдина, И. С. Захарова «Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2011
  3. Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»:

Журнал «Музыкальная палитра» №2-2002 год под редакцией Бурениной А.И.

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: «Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»

Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, ...

Мастер-класс на тему: «Роль логоритмики в развитии музыкальных способностей ребёнка с кохлеарным имплантом»

В связи с модернизацией российского образования в пространстве дошкольных учреждений всё актуальнее становится проблема перехода к инклюзивному образованию. В инклюзивном образовании заложена необходи...

Мастер- класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.              З...

Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов по логоритмике.

Цель: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей. Форма проведения: мастер-класс с использованием информац...

Мастер -класс для педагогов ДОУ "Логоритмика" 2019г.

В рамках семинара-практикума "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" воспитатель нашего детского сада, Шишова Юлия Анатольевна, предста...