Мастер-класс «О пользе логоритмики»
консультация (старшая группа)
«Что такое Логопедическая ритмика?»
Она представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 349.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой» Структурное подразделение «Росинка»
Мастер-класс «О пользе логоритмики»
Учитель-логопед: Ломанова И.Н.
г.Стрежевой
Мастер-класс «О пользе логоритмики»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности родителей по использованию логоритмических упражнений в домашних условиях.
Задачи:
• Познакомить участников семинара с методами и приёмами логопедической ритмики в домашних условиях.
• Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
• Создать условия для обретения родителями опыта для занятий с детьми в домашних условиях.
План проведения семинара:
1. Обоснование проблемы, понятие «Что такое-логопедическая ритмика».
2. Практикум «Логоритмические упражнения для занятий с детьми в домашних условиях».
3. Рефлексия.
Часть I.
Ведущий: учитель-логопед Ломанова И.Н.
«Что такое Логопедическая ритмика?»
Она представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь - не врожденная способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. К сожалению с каждым годом растёт число детей с нарушениями речи.
Так что же такое логоритмика? Основополагающий принцип проведения логоритмических занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.
Логоритмические упражнения направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Логоритмические занятия включает следующие элементы:
- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления артикуляционного аппарата;
- Чистоговорки, для автоматизации и дифференциации звуков;
-пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнение на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
-фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
-вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
-песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы.
Главная задача педагога – создание на занятиях атмосферы праздника, радости.
Ведущий: учитель-логопед Ломанова И.Н.
Занятия логоритмикой способствуют:
• формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;
• развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;
• развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха,
• способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
• умению расслабляться, снять напряжение;
• воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе.
Также используются речевые упражнения без музыкального сопровождения, которые представляют интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, режимных моментах, на прогулке, в качестве физкультминутки.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна произносит текст, а другая – выполняет движения, затем они меняются ролями.
«Рассказывание» стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения.
Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения.
Логоритмические занятия имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям. Логопедические стихотворные упражнения представлены в книге Алябьевой Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»:
Часть II.
Ведущая: Учитель-логопед Ломанова И.Н.
Практикум «Логоритмические упражнения в домашних условиях».
Форма организации родителей – группа по 10-12 человек.
Логоритмическое упражнение: «Мы листочки»
Мы листики осенние | Стоя, машут руками, |
На ветках мы сидели | (присели) |
Ветер дунул - полетели | Поднялись, бег по кругу |
Мы летели, мы летели | Бегут, кружатся |
И на землю тихо сели | приседают |
Ветер снова побежал | поднялись |
И листочки все поднял | покружились |
Логоритмическое упражнение: «Теплоход»
От зелёного причала оттолкнулся теплоход | Шаг вперёд, руки опущены |
Он назад шагнул сначала - раз, два | 2 шага назад |
А потом шагнул вперёд – раз, два | 2 шага вперёд |
И поплыл, поплыл по речке . набирая полный ход | Руки вперёд, ладони сомкнуты «нос» теплохода. |
Движения по кругу мелкими шагами | |
| |
Упражнение «Насекомые над лугом»
- Жу-жу-жу, - жужжит пчела: | Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками. |
Игра «Массаж спины» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой)
(Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг)
Дождик бегает по крыше | Похлопывают ладонями по спинкам друг друга. |
Бом! Бом! Бом! По весёлой, звонкой крыше | постукивают пальчиками |
Бом! Бом! Бом! - Дома, дома посидите, | поколачивают кулачками. |
Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите, | растирают рёбрами ладоней. |
Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте, | кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями. |
Бом! Бом! Бом! Я уйду – тогда играйте, | поглаживают ладонями. |
Бом! Бом! Бом! | Дети поворачиваются вокруг себя. |
Упражнение «Солнышко»
Утром солнышко встает выше, выше, выше | (руки высоко вверх). |
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже, ниже | (руки вниз). |
Хорошо, хорошо солнышко смеётся | (делаем ручками фонарики) |
И нам всем с солнышком весело живется | (хлопаем в ладоши) |
Часть III. Рефлексия.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …
Используемая литература:
- Н. Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики», СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019
- Я. Л. Юдина, И. С. Захарова «Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2011
- Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»:
Журнал «Музыкальная палитра» №2-2002 год под редакцией Бурениной А.И.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме: «Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»
Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, ...

Мастер-класс на тему: «Роль логоритмики в развитии музыкальных способностей ребёнка с кохлеарным имплантом»
В связи с модернизацией российского образования в пространстве дошкольных учреждений всё актуальнее становится проблема перехода к инклюзивному образованию. В инклюзивном образовании заложена необходи...

Мастер-класс для педагогов "Музыкальная логоритмика, как средство развития дошкольника"
Мастер-класс...

Мастер- класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях. З...

Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов по логоритмике.
Цель: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей. Форма проведения: мастер-класс с использованием информац...

Мастер -класс для педагогов ДОУ "Логоритмика" 2019г.
В рамках семинара-практикума "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" воспитатель нашего детского сада, Шишова Юлия Анатольевна, предста...

