Буклет для родителей Развиваем фонематический слух и восприятие
рабочие листы

Кирина Ольга Петровна

Буклет  для родителей "Развиваем фонематический слух и восприятие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха для детей

. 

  • Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

  • Что звучало?

Взрослый показывает ребенку музыкальные инструменты, демонстрируя их звучание. Затем ребенок закрывает глаза (можно одеть повязку). Взрослый издает звуки, а ребенок говорит, что звучало.

  • Какое слово отличается?

Взрослый произносит 4-ре слова, близких по своему звуковому составу. Ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных: «ком-ком-кот-ком, винт-винт-бинт-винт).

  • Отстучи.

Взрослый проговаривает слова, интонационно выделяя слоги. Вместе с ребенком произносит слова (ма-ма, мо-ло-ко) и отхлопывает слоги. Предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

  • Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

  • Сложи звук.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [п][а] - па; [п][о][л] - пол.

  • Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: лапа, кукла, стол - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

  • Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова камыш.

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы л, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком л.  

- Определи позицию звука в слове (начало, середина, конец)

    https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/q/qbjKIcuRO7CDHSnZ6Xe2GiLNYmo5E1A4rVhQvB/slide-12.jpg

ГАУСО НСО «Центр «Рассвет»

Подготовила логопед

Кирина О.П.

Новосибирск

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук - это то, что мы слышим и          произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

  • Гласные звуки - звуки, которые можно длительно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
  • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
  • Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
  • Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
  • Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

  • Согласные звуки - звуки, которые нельзя «петь», так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
  • Глухие согласные звуки (горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
  • Звонкие согласные звуки (горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
  • Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
  • Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
  • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
  • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей и родителей "Развитие фонематического слух и восприятия путём использования дидактических игр"

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия с поьощью дидактических игр...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОВЗ"

В материале представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОВЗ"

В материале представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия....

Развиваем фонематический слух и восприятие

Подборка рекомендаций родителям для развития фонематического слуха и восприятия...

Семинар-практикум для родителей «Формирование фонематического слуха и восприятия через игру»

Познакомить родителей детей с ОНР с понятием «Фонематическое восприятие, фонематический слух», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления...

Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»

laquo;Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»....

Консультация для родителей "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...