Применение технологии "Кроссенс" в работе с детьми дошкольного возраста
материал

Антонова Татьяна Константиновна

Происходящие изменения в современной системе образования подводят педагогов к пересмотру своих методов, форм и содержания работы с дошкольниками в пользу инновационных технологий. В настоящее время существует достаточное количество инноваций, позволяющих перестроить образовательный процесс и сделать его  наиболее интересным для детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_krossens_v_rabote_s_detmi.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии «Кроссенс» в работе с детьми

дошкольного возраста

        Происходящие изменения в современной системе образования подводят педагогов к пересмотру своих методов, форм и содержания работы с дошкольниками в пользу инновационных технологий. В настоящее время существует достаточное количество инноваций, позволяющих перестроить образовательный процесс и сделать его  наиболее интересным для детей.

Внедрение инновационных методов и технологий в работу педагога-психолога позволяет отмечать повышение мотивации к познавательной деятельности у обучающихся. Также можно заметить положительное влияние на развитие коммуникативных навыков и речи. Одной из таких технологий выступает развивающая технология «Кроссенс», своего рода головоломка нового поколения, объединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений – головоломки, загадки и ребуса. Название «кроссенс» было выбрано по аналогии со словом «кроссворд». Ведь когда мы отгадываем кроссворд, то видим пересечение слов, а  в переводе с английского «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Другими словами, идея технологии заключается в объединении понятий, слов и образов в одно целое. Приятно отметить, что авторами технологии «Кроссенс» выступили  наши соотечественники  - Сергей Федин - писатель, педагог, математик и Владимир Бусленко - доктор технических наук, художник и философ.

К основным принципам технологии кроссенс можно отнести:

1) ассоциативное мышление: дети учатся находить связи между, казалось бы, несвязанными предметами или идеями, что способствует развитию воображения и креативности;

2) игровая форма: кроссенс часто применяется в игровой форме, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным для детей;

3) групповая работа: работа в группах помогает детям учиться сотрудничать, делиться идеями и уважать мнения других;

4) развитие критического мышления: дети учатся анализировать свои идеи и идеи сверстников, что способствует развитию критического мышления [1].

 Применение данной технологии развивает у детей:

- умение классифицировать и обобщать предметы, явления;

- связную речь, умение составлять рассказ;

- умение выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- зрительное восприятие;

- умение ориентироваться на листе бумаги;

- логику, образное мышление и внимание.

Обычно кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы. Задача педагога-психолога - объяснить кроссенс, составить рассказ - ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития речи, логического и творческого мышления.

Существует три способа решения кроссенса.

Первый способ - это чтение кроссенса слева направо, двигаясь только вперёд по часовой стрелке и заканчивая на центральном квадрате. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Во втором варианте центральное изображение связано со всеми картинками.

В третьем случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Дошкольникам 5-6 лет сложно расшифровать кроссенс из девяти смысловых картинок. Поэтому, основываясь на идее метода, можно предложить детям кроссенс, состоящий из четырёх-пяти квадратиков, для дошкольников 4-5 лет – можно начать с двух. Сути метода и его педагогическое значение это не меняет. Использование таких игр служит хорошим способом тренировки памяти у детей.

Технология «Кроссенс» вызывает интерес не только у педагогов и детей, но и у родителей воспитанников, которые помогают педагогу-психологу создавать кроссенсы, делая это вместе со своими детьми. Данная работа показывает, что использовать интернет ресурсы возможно не только для скачивания игр и просмотра мультфильмов, но и для создания интересных загадок, головоломок, ребусов, размещённых в таблицах, которые будут использоваться при проведении занятий. Это в значительной мере повышает родительскую компетентность и умение заниматься со своими детьми продуктивной деятельностью. Родители больше уделяют времени и внимания своему ребёнку. Их общение становится продуктивным, интересным, развивающим, творческим. Ведь ничто так не сближает родителей и детей, как интересная совместная деятельность.

Рассмотрим алгоритм создания кроссенса более подробно:

  1. необходимо определить тематику, общую идею;
  2. подобрать 9 (4-5) элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее; количество элементов необходимо выбирать в соответствии с возрастными особенностями детей;
  3. найти связи между элементами, определить последовательность;
  4. сконцентрировать смысл в одном элементе (центр);
  5. подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:

- конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов;

- всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;

- полнота решения - все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;

- краткость - нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд [2].

Как читать кроссенс?

Вариант «Две картинки»: необходимо найти связь в двух картинках и определить, что их объединяет. Составить предложение. Также поступаем с вариантом «Четыре картинки».

Девять картинок, вариант чтения «Улитка». Необходимо найти связь в восьми картинках и определить, что их объединяет. Составить предложение; разгадать главное загаданное слово.

 «Кроссенс» - это технология, позволяющая на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей.

Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, педагога и родителей; тем самым ускоряет процесс творческого роста и процесс работы над речью.

Задумка, замысел, осмысление и решение любого кроссенса развивает и совершенствует креативные качества педагога, воспитанника и родителя, приводит участников педагогического процесса к плодотворному общению, взаимопониманию и сотрудничеству.

Всё это способствует оптимизации психолого-педагогического взаимодействия, превращает занятие с детьми из трудного в интересное и полезное, способствует развитию умственных и речевых способностей дошкольников.

Технология «Кроссенс» является достаточно эффективной: групповая работа в форме игры способствует созданию положительного фона, атмосферы здорового соперничества. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, обмениваются идеями, взглядами, представлениями. Применение данной технологии в работе педагога-психолога позволяет создать ситуацию успеха. Дети могут начать разгадывать кроссенс не с первого изображения, а с того, которое им более знакомо. Таким образом, каждый ребенок вносит вклад в общее дело, а это очень важно - быть значимым!

Литература

1. Осипова, А. И. Что такое кроссенс? [Электронный ресурс] // Режим доступа:  https://урок.рф/library/masterklass_chto_takoe_krossens_125335.html (дата обращения: 25.02.2025).  

2. Педагогическая мастерская «Кроссенс». Сборник итоговых работ/сост. Скотынянская В.Э. – Лысьва: МАУ ДПО «Центр научно – методического обеспечения», 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

Комплексы занятий круговой тренировки (для практического применения в работе с детьми дошкольного возраста)

Комплексы занятий круговой тренировки Используются как тренировочные занятия с детьми от 3 лет....

Представление опыта работы «Система работы с детьми дошкольного возраста в дистанционном формате с применением электронных ресурсов и ИКТ средств»

В период сложной эпидемиологической обстановки (самоизоляция, дежурные группы) педагогический коллектив МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино» оказался перед необходимостью реализовыва...

«Технология «лэпбук» и ее применение в работе с детьми дошкольного возраста»

Технология Лепбук  Что такое лэпбук и как его использовать?...

Логоритмические упражнения и их применение в работе с детьми дошкольного возраста

Семинар практикум. На тему: «Логоритмические упражнения и их применение в работе с детьми дошкольного возраста»...