Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Путешествие в Среднюю группу»
методическая разработка (средняя группа)

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Путешествие в Среднюю группу».Материал содержит разные формы взаимодействия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Путешествие в Среднюю группу»

Дата: 

Время: 

Место: Групповая комната

Форма проведения: Игровой практикум-путешествие

Подготовка:

Расставить столы и стулья не рядами, а «клубами» по 5-6 человек.

На каждом столе: бейджики для родителей, фломастеры, листы бумаги А4 и А3, памятки-буклеты с основной информацией, салфетки, вода, небольшая «сладкая» тарелка.

Проектор для показа слайдов или фотографий.

Мягкая игрушка или «говорящий» предмет (например, мяч) для передачи слова.

Фоновая негромкая музыка.

Ход собрания:

1. Приветствие и разминка «Давайте познакомимся» (10 мин)

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас не на скучном отчете, а в начале нашего совместного путешествия. Давайте начнем с знакомства, ведь кто-то уже знаком, а кто-то пришел к нам впервые.

Игра с мячом «Моя дочка(сынок …_ лучше всего умеет делать…»родители передают мяч и рассказывают, что у детей получается лучше всего.

2. Интеллектуальный брифинг «Что мы знаем о среднячках?» (15 мин)

Воспитатель: А теперь небольшой блиц! Год назад наши дети были младшими, а теперь они — Среднячки! Что это значит? Я буду читать утверждение, а вы на своем столе решаете — верно это или нет. Готовы?

Ребенок в средней группе должен уметь бегло читать. (Нет) 

Активно развивается связная речь. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми.

Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.  В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры.

Правильно и четко артикулирует звуки родного языка. Возможны некоторые трудности в произношении некоторых сложных звуков, например, шипящих. Также некоторые дети нечетко произносят «л» и «р».

Знание единственного и множественного числа. Умение обобщать предметы по группам и озвучивать их общее название: куклы и кубики – игрушки, ложки и кружки – посуда, стол и стул – мебель и так далее.

Составлять предложения и небольшие связные тексты. Отвечать на вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Делать пересказы, а также описания картинки, предмета.

Отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.

Знать наизусть короткие детские стихотворения.

 Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город

Главный навык этого года — развитие самостоятельности и инициативы. (Да!) Приучать ребенка к самостоятельности, регулярно поручая ему простые домашние дела. Поначалу, делать все это ребенок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы. Посильная помощь — первый шаг к самостоятельности. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Не торопитесь помогать ребенку, услышав «Я не могу! Мне надо сделать! И т.п.». Дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом. Придите на помощь, когда убедитесь в том, что ребенок действительно не может справиться.

Ребенка необходимо приучать самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи, приводить их в порядок, убирать игрушки и т.п.

 Не стоит сразу требовать от детей совершенства. Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»

Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится». Дайте ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.

Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).

Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло, что- то не так.

Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца: «Ты моя хозяюшка!», «Ты мой помощник!»

Основной вид деятельности — это по-прежнему игра. (Да!)

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных. В этом возрасте дети начинают активно дружить и ссориться из-за игрушек.

Детей средней группы называют «почемучки?»

Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, которые ставят в тупик. Но рекомендуют отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже на которые не знаете ответа. Обязательно договоритесь с ребёнком, что ответите на этот вопрос дома, вечером или завтра. Объясните, что вам надо сначала почитать справочник или энциклопедию. Причём нельзя ни в коем случае забывать ответить, даже если ребёнок забыл. Скажите:

«Помнишь, ты задавал мне такой-то вопрос, я на него хочу тебе

ответить». ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

Уметь считать и знать цифры до 10?(нет)

  • Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»; «который по счету?» — первый, второй, третий.
  • Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
  • Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
  • Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
  • Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник); Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
  • Различать и называть части суток; их последовательность;
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
  • Знать правую и левую руку;
  • Уметь объяснять значение слов «вчера», «сегодня», «завтра»;

Правильно держать ножницы и резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал — из четырёхугольника, делать косые срезы? (Да)

 Не толькоэто, но  и раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей; В лепке лепить предметы, состоящие из нескольких частей; Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции,

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине; 

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый);

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

3. Практикум «Кейсы из песочницы» (работа в мини-группах) (20 мин)

Воспитатель: Теория — это хорошо, а практика — лучше. Давайте вместе поищем решения к ситуациям, которые часто возникают. Каждый стол вытягивает карточку с кейсом.

Примеры кейсов:

Кейс 1: «Ребенок утром заявляет: «Не хочу в садик!». Ваши действия?»

Возможные решения от родителей (прогноз): Уговоры, обещания купить игрушку, строгость («Надо, и все!»), оставить дома с бабушкой, попробовать выяснить причину.

Комментарий воспитателя:

«Спасибо за активность! Это очень частая ситуация. Главное здесь — спокойствие и понимание. Ребенок не манипулирует, он действительно так чувствует в этот момент.

Не спорьте и не угрожайте. Фраза «Все равно пойдешь!» выльется в истерику.

Проявите эмпатию и назовите его чувство: «Я понимаю, тебе хочется остаться дома и поиграть. Иногда и мне не хочется идти на работу». Это дает ребенку понять, что его слышат.

Спросите о причине (но без давления). Иногда причина банальна: не выспался, не успел досмотреть мультик, поссорился вчера с другом. Если причина не очевидна, можно спросить у воспитателя, как дела в саду.

Переключите внимание и дайте позитивный якорь: «А помнишь, ты вчера начал строить огромный гараж из конструктора? Интересно, Дима успел его достроить? Давай проверим!» или «Сегодня на завтрак твои любимые сырники!».

Создайте утренний ритуал, который нравится ребенку: совместная короткая игра, песенка по дороге, выбор игрушки, которую он возьмет с собой.

Кейс 2: «После садика вы обнаруживаете в кармане чужую машинку. Что делать?»

Возможные решения от родителей (прогноз): Отругать, заставить положить обратно на следующий день, проигнорировать («мелочь же»), незаметно положить обратно в группу.

Комментарий воспитателя:

«Отличный кейс! В средней группе это не воровство в нашем, взрослом понимании. У детей в 4-5 лет сильно желание владеть понравившейся вещью, а волевая сфера еще незрела («захотел — взял»).

Не вешайте ярлыков: Никогда не называйте это словом «воровство» и не называйте ребенка «вором». Это может травмировать его и закрепить негативный образ себя.

Спокойно объясните ситуацию: «Я вижу у тебя машинка из садика. Она же общая, все ребята в нее играют. Наверное, твой друг Саша будет скучать без нее завтра».

Предложите решение: «Давай мы вернем ее обратно в группу? Ты сам положишь ее на место, и она снова будет ждать всех ребят». Это учит ребенка брать на себя ответственность за поступок.

Озвучьте правильную модель поведения: «Если тебе очень понравилась игрушка, можно попросить ее у воспитателя, чтобы посмотреть поближе в раздевалке перед уходом. Или мы можем попросить ее на время».

Обязательно предупредите воспитателя. Не чтобы пожаловаться, а чтобы он был в курсе и мягко помог ребенку вернуть игрушку, если тот стесняется. Мы действуем командой.

Кейс 3: «Другой ребенок в группе постоянно обижает/щипает вашего. Как поступить?»

Возможные решения от родителей (прогноз): Пойти разобраться с обидчиком/его родителями, научить своего ребенка давать сдачи, пожаловаться воспитателю.

Комментарий воспитателя:

«Это одна из самых болезненных тем. Ваша защитная реакция абсолютно нормальна. Но давайте действовать стратегически.

Никогда не решайте вопрос самостоятельно с чужим ребенком или его родителями в агрессивном ключе. Это усугубит конфликт.

Первым и главным шагом всегда является разговор с воспитателем. Подойдите спокойно и фактологично: «Мария Ивановна, я переживаю. Сын говорит, что его несколько раз щипал Коля. Вы не могли бы понаблюдать за их взаимодействием?» Воспитатель видит больше и может объективно оценить ситуацию (бывает, что дети провоцируют друг друга, или это игра, которая вышла из-под контроля).

Научите ребенка простым фразам для самозащиты: громко и уверенно говорить «Не делай так! Мне неприятно!», «Я с тобой не буду играть, если ты дерешься». Часто обидчик ждет реакции и отступает.

Объясните ребенку, что важно сразу говорить взрослому в саду (воспитателю, няне) о том, что его обидели. Мы учим их не терпеть.

Дома проигрывайте ситуации с игрушками: «Как мишка может сказать зайке, чтобы тот не отнимал кубики?».

Помните: Воспитатель заинтересован в решении этой проблемы не меньше вашего. Мы работаем вместе».

4. Презентация года «Маршрут нашего путешествия» (10 мин)

Кратко, ярко, с фото-примерами прошлых лет.

Воспитатель: А теперь — самое интересное! Куда же мы отправимся в этом году? Нас ждут:

Творческие гавани: наши проекты и выставки.

Острова Праздников: Осень, Новый год, 23 февраля/8 Марта, и др.

Пролив Важных тем: адаптация к саду, режим дня, что должно быть в шкафчике.

Океан общения: наши способы связи (чат, личный разговор утром/вечером, родительский комитет).

Воспитатель представляет родительский комитет и объясняет его роль как «совет капитанов».

5. Ритуал завершения «Дерево наших пожеланий» (5 мин)

Воспитатель: Наше путешествие началось. Давайте оставим друг другу пожелания на этот год.

На стене висит ватман с нарисованным деревом (ствол и ветки). Родителям раздают вырезанные из цветной бумаги листочки.

Задание: Напишите на листочке одно пожелание себе, ребенку или группе в этом году (например: «больше терпения», «найти друзей», «учиться новому») и приклейте его на дерево.

Под музыку родители подходят к ватману, создавая пышную крону дерева.

Воспитатель: Посмотрите, какое могучее и красивое дерево у нас получилось! Это наше общее дерево поддержки, доверия и сотрудничества. Пусть этот год будет плодотворным и радостным для всех нас! Спасибо, что пришли!

После официальной части: можно предложить чай с печеньем в неформальной обстановке, чтобы родители могли пообщаться друг с другом и задать личные вопросы воспитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий нетрадиционного родительского собрания в игровой форме в I младшей группе «Карапузы» «Путешествие в страну игр»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»Республика Коми, г.Ухта  Сценарий нетрадиционного родительского собрания в игровой формев I младшей группе «Карапузы»«Пут...

Нетрадиционное родительское собрание «Играем всей семьей» «Путешествие в страну игр»

Целью способствовало -обогащение родительских представлений о играх детей дошкольного возраста.главные задачи были ознакомить родителей с доступными играми, способствующими развитию детей, активи...

Итоговое родительское собрание в форме игры -путешествия в средней группе «Вот и стали мы на год взрослее».

Родители заходят в группу и присаживаются на стулья.Цель: подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса.Задачи: Ознакомить родителей с разнообразными интересами и увлечени...

Нетрадиционное родительское собрание в форме «Круглый стол» в старшей группе.

Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».Семья – это, прежде всего, любовь. Семья – это место приземления для старших...

Нетрадиционное родительское собрание в форме «круглый стол» в средней группе «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка».

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».Повестка дня:1. «Взаимодействие детского сада и семьи». Решение педаг...

Нетрадиционное родительское собрание в форме «Круглый стол» в старшей группе.

Нетрадиционное родительское собрание в форме «Круглый стол» в старшей группе...