Игры по сенсорнму развитию дшкольников
материал

Виноградова Екатерина Вячеславовна

игры по сенсорному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29.09.25_igry_po_sensornomu_razvitiyu.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" - слова советского педагога В. Сухомлинского точно, отражают задачи воспитания детей дошкольного возраста. В раннем детстве (от 1до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

- зрительные;

- слуховые;

- тактильные;

- обонятельные

- вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах - общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Развитие сенсорики позволяет:

- обогатить словарный запас;

- сформировать правильную структуру речи;

- улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;

- развить фантазию;

- улучшить коммуникативные навыки.

Предлагаю Вашему вниманию картотеку игр по сенсорному развитию детей раннего возраста:

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 3 – 5 колец.

Методические приемы: собрать пирамидку в порядке убывания.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: трехместная матрешка.

Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, соответственно для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик.

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Дидактический материал: Мячики разные по цвету и величине, 2 куклы разные по размеру (большая и маленькая).

Методические приемы: Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие).

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую и предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают для большой куклы – большой мячик, для маленькой куклы – маленький мячик.  Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка.  Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик.  Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, найти предметы такой же формы.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Подбери ежику грибочек»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: печатное плоскостное изображение ежей и грибочков, с изображенными на них различными геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Методические приемы: воспитатель, показывая грибочек просит детей назвать геометрическую форму и показать какому ежику дадим этот грибочек.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как из фигурок построить грузовик.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

Игра «Спрячь мышку»

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.

Дидактический материал: силуэты домиков четырех основных цветов и геометрические формы этих же цветов сделанные из картона,

В окошках домиков нарисованы мышки.  Окошки домиков разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные.

Методические приемы: Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

Мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки.  (Воспитатель помогает детям подобрать к окошкам нужную геометрическую форму.)

- Теперь наступило утро, и окошки нужно открыть.

Наступил день. Посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку).

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать красную фигурку к коробочке такого же цвета.

«Палочки цветные»

Цель: привлекать внимание детей к цветовым свойствам игрушек, формировать приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего.

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: Воспитатель раскладывает мячи одного цвета (синего) в одну корзину, а мячи другого (зеленого) цвета в другую корзину, затем предлагает сделать это детям.

«Найди ниточку для шарика»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы, ленточки таких же цветов.

Методические приемы: к красному шарику найти ленту такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно – осязательный опыт малышей.  

Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке.  Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, желтого цвета.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям сделать лучики для солнышка из прищепок желтого цвета.

«Укрась бабочку»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Дидактический материал:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Методические приемы: Воспитатель предлагает детям украсить крылья бабочки разными по цвету и размеру картонными кругами.

«Шнуровки».

 Цель: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки.

Дидактический материал: плоскостные изображения с отверстиями и шнурки разного цвета.

Методические приемы: Показать ребенку как надо вставлять в отверстия шнурок и продергивать его.

«Разрезные картинки» 

Цель: формирование представлений о целостных образах предметов. Формирование умения собирать целый предмет из частей; развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки.

Дидактический материал: Разрезные карточки 2 или 4 части.

Методические приемы: Показать ребенку как правильно составить целое изображение из частей.

«Пляшущие тени»

Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.

Дидактические приемы: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

«Фонарик»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Дидактический материал: электрический фонарик.

Методические приемы: когда стемнеет, походите вместе с детьми потемной комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя потемной комнате, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.

«Угадай что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания детей.

Дидактический материал: Музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, деревянные ложки.

Методические приемы: Воспитатель поочередно показывает детям инструменты, уточняя их название и знакомит со звучанием. Затем игрушки убираются за ширму. За ширмой повторяется игра на инструментах, а дети по звуку отгадывают, "чья песенка слышна?"

«Угадай на вкус»

Цель: Уточнить названия фруктов, формировать умение определять их вкус, называть и описывать вкус предлагаемых фруктов. Активизировать речь.

Дидактический материал: тарелка с нарезанными фруктами, фрукты - муляжи.

Методические приемы: Воспитатель просит детей определить фрукт на вкус, не глядя. И назвать его вкус словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.

Картотека игр направлена  на развитие речевого и физиологического дыхания,на развитие артикуляционной  моторики....

Фольклор, как средство духовно - нравственного развития дшкольников в детском саду

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему» ...

Конспект НОД по сенсорнму развитию детей в средней группе, с использованием здоровьесберегающей технологии физкультминутка Репка

РЕПКА.   Цели и задачи:- Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат и треугольник), цвете, величине предмета. - Вызвать желание с помощью воспитателя инс...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Обогащенная игра в центрах развития. "Нет" - компьютерным играм. "Да" - развивающим играм.

Сообщение из опыта работы по оснащению центров развития  в подготовительной группе ДОУ....

"Игры - ключ к развитию: как использовать игры для обучения и развития ребенка"

Игра – это естественный способ познания мира для ребенка. С помощью игр дети учатся, развивают свои навыки, получают новые знания и впечатления. В этой консультации мы рассмотрим, как использова...