Игры, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.
картотека по логопедии на тему

Бокушева Бибигуль Аманжоловна

Картотека игр направлена  на развитие речевого и физиологического дыхания,на развитие артикуляционной  моторики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания

Упражнение «Одуванчик»

      Данное упражнение способствует развитию длительного и неспешного выдоха. Для упражнения потребуется цветы одуванчика, поэтому лучше его проводить на прогулке либо на экскурсии.

      Сценарий упражнения: воспитатель предлагает каждому ребёнку сорвать по одному одуванчику и подуть на него. При этом воспитатель должен объяснить детям, что на счёт «раз – два – три» необходимо сдуть все до одной пушинки с одуванчика.

Упражнение «Чей пароход гудит лучше?»

      Данное упражнение направлено на развитие плавного выдоха у ребёнка. Воспитатель раздаёт каждому из детей по одному пузырьку или небольшой бутылочке. Бутылочка должна быть высотой не более 7 см, а диаметр горлышка – не более 1,5 см. Перед проведением данного упражнения воспитатель должен показать, как правильно дуть в пузырёк, чтобы появился звук. После объяснения попросить подуть в свои пузырьки детей. Затем каждого ребёнка по очереди попросить подуть в бутылочку и сказать, на чей гудок похож их звук.

Упражнение «Определи цветок»

      Это упражнение направлено на формирование представления у детей о цветах, а также на развитие обоняния и вдоха. Для проведения данного упражнения необходимо набрать букет цветов, которые наиболее известны детям. Например, ветка сирени, черемухи, рябины. Воспитатель заносит в комнату цветы и показывает их детям, объясняя им, какой цветок как  называется. Затем дает детям по очереди понюхать каждый цветок. После этого воспитатель убирает букет. Далее в игре дети принимают участие по очереди. Одному завязывают глаза и подносят один из цветков понюхать, если ребёнок правильно определил название цветка, то его назначают водящим. Детям необходимо заранее объяснить, что нужно сделать глубокий вдох, не поднимая при этом плечи, выдох должен быть плавным и медленным.

Упражнение «Где мы были – не расскажем, а что делали – покажем»

       Это упражнение помогает развить у детей сообразительность, наблюдательность и дыхание. Для проведения данного упражнения понадобятся шары.  Дети должны выбрать водящего, который должен будет выйти за дверь, пока дети договариваются, что они будут изображать. После этого они приглашают водящего войти. Водящий входит и произносит: «Здравствуйте, ребята! Расскажите, где вы были, что видали?» А дети хором ему отвечают: «Где мы были – не расскажем, а что делали – покажем». И начинают показывать то, что они задумали. Если ребёнок, который был водящим, отгадывает то, что изображали дети, то водить выбирается новый ребёнок, а если нет, то он остаётся водить заново.

Упражнение «Чья птичка улетает дальше»

        Данное упражнение направлено на развитие затяжного плавного выдоха и помогает развить мышцы губ. Для проведения этого упражнения необходимо заранее вырезать из тонкой цветной бумаги фигурки птиц. Педагог кладёт на край стола две фигурки птиц. Затем приглашает детей, но не всех сразу, а по два человека. Приглашённые дети садятся за стол напротив птичек (каждому ребёнку должна соответствовать одна птичка). Педагогу необходимо объяснить детям правила проведения игры. По правилам дети должны по сигналу учителя на одном выдохе дуть на птичку (дуть много раз подряд нельзя), и так несколько раз. Побеждает тот, чья птичка продвинется по столу дальше.

Упражнение «Надуй шар»

       Это упражнение направлено на развитие затяжного плавного выдоха, а также оно помогает развивать мышцы губ. Для данного упражнения потребуются разноцветные воздушные шары (если нет под рукой воздушных шариков, то их можно заменить любой другой надувной игрушкой). Игру рекомендуется проводить на свежем воздухе, на прогулке. Воспитатель выстраивает ребятишек в круг и раздаёт каждому по воздушному шарику (в целях гигиены шары необходимо предварительно промыть и обсушить). Педагог просит детей вдохнуть воздух через нос и не спеша выдохнуть его в отверстие в воздушном шарике. Этот этап повторить несколько раз. Выигрывает тот, чей шарик самый большой. Затем, чтобы остальные дети не разочаровались, им дают поиграть каждому своим шариком или игрушкой.

Упражнение «Раздуваем пузырь»

       Упражнение направлено на развитие долгого плавного выдоха и мышц губ. Это упражнение помогает детям довести до автоматизма произношение звука «с» - «ш» и правильно их дифференцировать в своей речи. Педагог предлагает детям изобразить большой пузырь. Для этого детей выстраивают в достаточно плотный  круг. Дети сгибают спинку и наклоняют голову. Инструктор объясняет им правила игры. По правилам дети по сигналу учителя: «Раздувайся, раздувайся, пузырь!» - начинают не спеша поднимать голову и выпрямлять спины, при этом плавно отходят назад, образуя при этом большой по размеру круг. Затем воспитатель произносит другой сигнал: «Лопнул пузырь, лопнул!». После этой фразы дети, наоборот, начинают сходиться в прежний круг, произнося при этом звук лопнувшего шарика «с – с – с» или «ш – ш – ш». Собираться в круг после того, как шарик лопнул, дети должны не спеша.

Упражнение «Снеговичок»

       Данное упражнение лучше проводить в зимнее время. Оно направлено на развитие дыхания. Воспитатель предлагает детям слепить небольшого снеговика. В процессе лепки дети по сценарию данного упражнения должны постоянно дуть на свои руки и растирать их. Зимой упражнение проводится только в тёплую погоду, лепку снеговика можно имитировать и в помещении.

Упражнение «Осторожно, птицы!»

     Упражнение направлено на то, чтобы у детей сформировалось и закрепилось представление о птицах. Для того чтобы провести это упражнение, необходимо подготовить музыкальные инструменты – такие, чтобы в них можно было дуть (флейта, дудочка и т.п.). Прежде чем провести данное упражнение, необходимо объяснить детям суть игры. Она состоит в том, что детям предлагают изобразить стаю гусей во главе с вожаком. Детям раздают духовые музыкальные инструменты и выбирают «вожака гусиной стаи». Все дети негромко играют на инструментах, изображая спокойно пасущихся гусей на лугу. А ребёнок, изображающий вожака, не играет (делает вид, что наблюдает, нет ли близко опасности для гусиного стада). Как только «вожак» чувствует опасность, он сразу громко начинает дуть в дудку. А дети, услышав сигнал об опасности от вожака, сразу начинают бежать к своим стульчикам. Это упражнение нужно повторять несколько раз, чтобы все дети попробовали себя в роли вожака. Во время упражнения дети, изображающие гусей, в дудочку должны дуть не спеша и негромко. Только  «вожаку» разрешается дуть в дудочку несколько раз и громко.

Упражнение «Угадай, какие это ягоды»

       Целью данного упражнения является закрепление знаний и устойчивое понятие о ягодах. А также это упражнение помогает развивать у детей глубокий вдох и такую сенсорную функцию, как обоняние. Для проведения игры нужно разложить по тарелочкам отдельно смородину, землянику либо клубнику, малину (ягоды можно заменить любыми другими – главное, чтобы они имели свой запах). Воспитатель даёт каждому ребёнку понюхать ягоды. Затем приглашается ребёнок, ему завязывают глаза и дают понюхать ягоды на тарелочке. Ребёнок должен угадать, какие это ягоды. Когда упражнение проведено, ягоды раздаются детям.

Упражнение «Капитан»

       Данное упражнение направлено на развитие умения у детей чередования плавного и сильного выдоха. Для проведения этого упражнения совместно с детьми нужно сделать маленькие кораблики из разноцветной бумаги. Воспитатель наполняет таз водой и опускает туда кораблики. Детей рассаживают вокруг тазика с водой, на край которого прикрепляют значки, обозначающие какой – либо город – порт. Затем воспитатель предлагает детям подвигать кораблики. Для этого вызываются дети, все по очереди. Ребёнку предлагается сложить губы как для звука «ф» и плавно, не спеша подуть на него, произнося при этом звук «ф – ф – ф». Затем дети объявляют, что налетел сильный ветер. При этом управляющий корабликом капитан должен дуть быстро, сильно и порывисто, сложив при этом губы как для звука «п» и произнося этот звук очередно «п – п – п».

Упражнение «Игра в прятки с язычком»

       Упражнение используется для активизации корня языка. Для проведения этой игры дети рассаживаются так, чтобы все видели педагога. А он, в свою очередь, должен объяснить детям ход игры. Для этого он сам показывает детям, как правильно выполнять движения языком. Воспитатель должен следить при выполнении этого упражнения за посадкой детей и за тем, чтобы корень языка во время упражнения находился направленным вниз, а рот – открытым. Далее начинается сама игра. Воспитатель предлагает детям поиграть в прятки, но не самим, а язычкам, затем сам показывает, как играть язычком, а дети повторяют за ним.

Упражнение «Повтори»

      Упражнение направлено на разработку у ребёнка кончика языка и его подготовку к произношению звука «ш». Перед проведением игры воспитатель должен разъяснить детям правила. Выбирают двух человек (можно разделить группу детей на две команды и устроить что – то вроде соревнования), им на нос кладут кусочки ваты, которые в дальнейшем они должны будут сдуть. Далее дети подводят кончик языка к верхней губе и пытаются ватку сдуть. Воспитателю необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети не помогали себе нижней челюстью. И ещё очень важно объяснить детям, что при сдувании ватки воздух должен идти не вокруг языка, а по его середине. Тот из детей, кто верно и быстро выполнил упражнение, считается выигравшим.

Упражнение «Игра с фасолью»

      Упражнение направлено на разработку мышц языка для его правильной постановки во время произношения тех или иных звуковых конструкций. Воспитатель рассаживает детей на стульчики в полукруг, а сам занимает место напротив детей. Далее он раздаёт детям по одной фасолинке (если есть обычные бобы, то можно использовать их) и разъясняет сценарий игры. Далее воспитатель просит детей быть внимательными, не шуметь, не смеяться и не разговаривать. Как только все дети успокоились, просит их взять в рот фасолинки. Дети, взяв в рот фасоль, должны, как им показывал воспитатель, гонять их во рту при помощи языка. Воспитатель должен очень внимательно наблюдать за детьми.

Упражнение «Трубочка»

      Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики у детей. С его помощью дети учатся развивать мышцы губ. Воспитатель собирает детей в полукруг или рассаживает на стульчики. Затем сам садится напротив детей таким образом, чтобы воспитателя видели все. Далее педагог предлагает детям картинку, на которой изображена дудочка или трубочка. Затем воспитатель говорит детям: «Ребятки, а давайте – ка мы с вами попробуем изобразить с помощью мимики трубочку». Воспитатель на собственном примере показывает, как правильно изобразить трубочку с помощью мимики. Затем предлагает детям самим попробовать изобразить трубочку, они складывают губы в трубочку и пытаются их вытянуть.

Упражнение «Накорми птичку»

      Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики, а также с его помощью развивается нижняя челюсть ребёнка. Воспитатель рассаживает детей в полукруг, а сам усаживается напротив, лицом к детям – так, чтобы его видели все. Он показывает детям картинку: птица кормит своих маленьких птенчиков, которые на картинке изображены с открытыми клювами. Далее педагог предлагает детям: «Дети, давайте поиграем в птичек. Я буду птицей – мамой, а вы моими птенчиками. Я буду приносить и давать в ротики еду, а вы как птенчики на картинке открывайте свои ротики». Далее дети по команде воспитателя начинают то открывать, то закрывать рты.

Упражнение «Эхо»

       Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики и мышц губ. Дети выбирают двух человек, им дают либо корзинки, либо ведёрки. Дети изображают детей, собирающих грибы и ягоды, приговаривая при этом: «Катя с Сашей в лес пошли, грибы – ягоды нашли. Их в корзиночку набрали, а обратно путь забыли». Водящие дети кричат: «Ау – ау – ау», а остальные дети негромким и протяжным голосом отвечают им: «Ау – у, ау – у, ау – у», имитируя протяжное эхо.

Упражнение «Поиграй ротиком»

      Упражнение направлено на развитие у детей мышц губ. Воспитатель организует детей и рассаживает их на стульчики, а сам садится напротив, лицом к детям. Объявляет детям, что сейчас они все вместе будут учиться играть ротиками. Затем сам демонстрирует, как правильно нужно делать это упражнение. Далее он предлагает детям самим попробовать поиграть ротиками. Игра заключается в том, что дети показывают свои зубки воспитателю, а затем по его команде прячут их, закрывая при этом зубы губами. Упражнение должно повторяться несколько раз подряд, затем, когда дети освоили данное упражнение, время показа зубов должно увеличиваться. Воспитатель во время игры следит за детьми, чтобы те не сутулились и не напрягались.

Упражнение «Сладкий мёд»

      Это упражнение направлено на развитие мышц языка, то есть артикуляционной моторики. Дети рассаживаются  на стульчики в ряд, а воспитатель садится напротив, лицом к детям. Далее воспитатель показывает им картинку с изображением девочки, которая кушает мёд и от восхищения вкусом облизывает рот. Воспитатель предлагает детям поиграть в такую девочку. Он говорит детям: «Детишки, а давайте поиграем в эту игру». Рассказывает, как нужно сидеть, вести себя, и показывает им, как работать языком во время проведения этого упражнения. Детям необходимо объяснить, что языком можно работать только вверх и вниз (но не в стороны) и при этом не втягивать в рот нижнюю губу. Далее, в конце упражнения воспитатель объявляет, кто из детей «лучше слизывал мёд», и дает ему фант, например звёздочку или флажок.

Упражнение «Округляем ротики»

      Данное упражнение направлено на разработку мышц языка. Воспитатель рассаживает детей в ряд на стульчики и показывает, как правильно нужно округлить ротики. Можно детям показать несколько картинок с предметом, похожим на букву «о», например, это может быть картинка с изображением бублика, круглого солнышка, мяча. Воспитатель сам показывает, как нужно играть ротиком, чтобы он получился округлым, а затем уже сами дети пробуют повторить за воспитателём. Проводящий упражнение должен следить за тем, чтобы дети не напрягались и чтобы при произношении звука «о» дети не выпячивали нижнюю челюсть.

Упражнение «Жил – был язычок»

       Данное упражнение способствует развитию мышц языка у детей. Воспитатель рассаживает детей в ряд на стульчики и начинает рассказывать им сказку о язычке. В процессе рассказа воспитатель показывает определённые движения с помощью языка. Воспитатель рассказывает: «Как – то раз весёлый язычок, захотел пройтись погулять и посмотреть ни мир. Он открыл свой домик и высунул свою голову наружу (в этот момент воспитатель высовывает язык и просит высунуть его детишек), посмотрел на то, как радостно и весело светит солнышко (воспитатель и дети поднимают язык вверх), затем наш язычок посмотрел вниз – нет ли луж под ногами (язык направлен вниз)». И так сказку можно продолжать сколько угодно, главное, чтобы дети точно подражали воспитателю. Для похожего упражнения можно выбрать или сочинить самому любимую сказку. Здесь также можно попросить детей поработать языками, имитируя лакание молока кошкой или собакой.

Упражнение «Часики»

       Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики у детей. Детей необходимо рассадить на стульчики в один ряд, а воспитателю сесть напротив детей, лицом к ним. Взрослый готовит рассказ о часах с маятником, которые хорошо ходили. И предлагает детям изобразить языком – как ходят часики. Воспитатель вначале сам показывает языком движения маятника (он высовывает язык и начинает делать им движения в разные стороны). Затем просит детей повторить те же движения, но под его диктовку хода часов, например, воспитатель начинает произносить «тик» - язык направлен в одну сторону, «так» - язык переходит в другую сторону. Ещё необходимо объяснить детям, что, когда они будут изображать часики, нельзя языком прикасаться к зубам.

Упражнение «Повар»

       Это упражнение направлено на формирование выразительной речи, а также на развитие более точной координации движений. Воспитатель или тот, кто проводит игру, выстраивает детей в круг и предлагает детям выбрать ведущего – «повара». Ведущему – «повару» дают колпак. После этого все дети начинают ходить кругом, произнося при этом стихотворение: «Будем в повара играть, нам никак нельзя зевать. Если повар будешь ты, то кругом скорей иди». После произнесения последних слов из этого стихотворения водящий должен надеть поварской колпак на стоящего рядом ребёнка. Игру можно повторять столько раз, сколько потребуется.

Упражнение «Приятный запах»

       Упражнение направлено на умение произносить предложение на плавном выдохе. Для проведения этого упражнения необходимы ароматные фрукты, цветы либо любые ароматы. Воспитатель приносит детям цветы (нарцисс, ландыш, сирень, черёмуху и т.п.) и предлагает понюхать. Перед проведением упражнения он объясняет детям, как и что они должны говорить. Затем приглашает детей по одному человеку к вазе с цветами, предлагает ребёнку понюхать и произнести фразу, означающую удовольствие. Например: «Ах, какой аромат! Очень вкусный запах!» и т.п. В упражнении можно использовать любые ароматы.

Упражнение «Мои соседи»

         Это упражнение поможет ребёнку лучше овладеть пространственной ориентацией, а также правильно строить предложения и фразы. Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и посмотреть, кто же сидит с ними рядом, назвать своего соседа. Далее воспитатель разрешает детям поиграть, но при этом объясняет, что по сигналу дети должны будут сесть на стульчики обратно в таком же порядке, как сидели изначально, то есть с тем же соседом. Игра может повторяться несколько раз, но последующие варианты игры усложняются. Например: «Валера – мой сосед справа, а Катя – моя соседка слева».

Упражнение «Песенка стрекозы»

       Целью упражнения является построение правильной и выразительной речи. Оно помогает ориентироваться в пространстве. Воспитатель просит детей собраться в круг. Все дети совместно с воспитателем разучивают стихотворение о стрекозе. Затем дети выстраиваются в круг и начинают произносить хором стихотворение, сопровождая его движениями, соответствующими стишку: «Я летала, я летала, я усталости не знала». При произнесении этих строчек дети машут руками, изображая летящую стрекозу. Затем: «Потом села, посидела и вновь полетела». Здесь дети опускаются на одно колено. Затем: «Я подруг себе нашла. Весело нам было. Хоровод кругом вела. Солнышко светило». При произнесении этой фразы дети берут друг друга за руки и водят хоровод.

Упражнение «Хороводик»

      Специалистами это упражнение используется для развития выразительности речи, а также оно способствует пространственной ориентации. Воспитатель совместно с детьми составляет стульчики в большой круг. Стульчиков должны быть на один меньше, чем играющих. Затем дети выстраиваются друг за другом внутри круга из стульчиков. Дети ходят и хором произносят: «Ходим, ходим, хороводим, как устанем, отдохнем». После последней фразы («как устанем, отдохнем») дети бегут каждый к стульчику, а тот, кто не успел занять стульчик, считается проигравшим. Игру можно повторять несколько раз.

Упражнение «Обгони»

       Упражнение направлено на умение говорить выразительно, без запинок. Это упражнение специалисты используют для развития координации движений. Воспитатель рассаживает детей в круг или в ряд, а напротив, примерно в 10 – 15 шагах, ставит стульчик. Затем дети выбирают двух водящих, которые должны встать по бокам. Дети могут произносить любую считалочку, например: «В белом сарафане берёза на поляне. Летели синицы, сели на косицы». После того, как дети произнесут последнюю фразу: «Летели синицы, сели на косицы», водящие дети бегут к стульчику, и тот, кто первым на него сядет, считается выигравшим.

Упражнение «Лягушонок»

       Это упражнение направлено на развитие выразительности речи у детей и на развитие координации движений. Дети выбирают водящего. Сами рассаживаются на стульчики, а примерно шагов на 10 от себя ставят стульчик, на который кто – то из детей должен успеть сесть. Водящий произносит отрывок из стихотворения С. Михалкова «Упрямый лягушонок»: «Родился лягушонок за городом в пруду. Он рос у мамы с папой все время на виду». На последней фразе дети бегут занимать стульчик. Выигрывает тот ребёнок, который первым успел занять стул. Можно использовать любое стихотворение.

Упражнение «Волшебное зеркало»

      Это упражнение направлено на постановку у детей правильной и выразительной речи, оно способствует развитию координации движений. Воспитатель выстраивает детей в круг (можно посадить детей на стулья). Затем дети выбирают водящего. Водящий, в свою очередь, ходит по кругу, затем останавливается перед кем – нибудь из ребят, делает какие – то определенные движения и при этом произносит: «Ты, дружок мой, посмотри, да все верно повтори! Встану я перед тобой, повтори – ка ты за мной!» А тот ребёнок, которого выбрал ведущий, должен в точности повторить все движения водящего. Если ребёнок неверно выполняет предложенные движения, то он выбывает из игры.

Игры, направленные на развитие артикуляционной  моторики

Упражнение «Дождик или солнышко?»

      Упражнение направлено на развитие координации движения, а также правильности темпа. Суть игры заключается в том, как быстро дети отреагируют на смену музыкального тона. Для этого инструктор, который проводит это упражнение, объясняет детям проведение игры, и, уточнив, поняли ли дети, начинает это упражнение. Инструктор говорит детям: «Сейчас мы с вами идём в лес собирать цветочки. Вы ходите не спеша, собираете цветы. Погода замечательная. Светит солнышко. Летают бабочки. А если начнется буря, я вам постучу громко в бубен, и вы должны будете сразу идти в дом, чтобы спрятаться от бури». Дети должны изображать, как они ходят и собирают цветы, при этом внимательно слушают негромкую игру бубна. Инструктор во время упражнения несколько раз меняет звучание бубна.

Упражнение «Угадай, что делать?»

       Упражнение направлено на развитие координации движения у детей. Воспитатель раздает по два флажка каждому ребёнку. А сам берёт бубен или любой другой громкий инструмент. В то время, когда педагог ударяет в бубен, дети должны поднять оба флажка вверх и махать ими. Как только воспитатель снизит громкость удара, дети опускают флажки вниз. Не рекомендуется менять силу звука инструмента более 4 – х раз. При выполнении этого упражнения необходимо следить, чтобы все дети сидели ровно и прямо, не сутулились.

Упражнение «Где звонок?»

      Упражнение направлено на определение направления идущего звука. Для проведения этого упражнения воспитатель рассаживает детей небольшими группами по разным концам комнаты. Каждой группе детей выдаётся определенный музыкальный инструмент. Затем дети или воспитатель выбирают водящего. Ему завязывают глаза и ставят в центр комнаты. По команде воспитателя в одной из групп играют на музыкальном инструменте. Водящий должен указать рукой в ту сторону, откуда исходил звук. Если ребёнок угадает  правильно, то дети встают и показывают ему свой музыкальный инструмент. Если водящий не угадал, откуда шла музыка, то он остаётся водить ещё раз, и так до тех пор, пока не угадает.

Упражнение «Часовой»

       Это упражнение позволяет помочь ребёнку ориентироваться в пространстве. Дети чертят мелом большой круг посредине комнаты. Затем выбирается «часовой», которому платочком завязывают глаза и ставят в центр этого круга. Остальные дети с одного конца комнаты должны пробраться на другой конец, переходя только через этот круг. Часовой должен стоять и прислушиваться. Как только ребёнок – «часовой» услышит шорох, он кричит: «Стой, кто идёт?». Дети сразу останавливаются на своем месте. Затем часовой идёт по направлению к подозрительному шороху и старается найти на ощупь того, кто шумел. Ведущего – «часовой» заменяют после того, как он обнаружит не менее 4 – х детей. А тех детей, кого часовой обнаружит, выводят из игры и сажают на стульчики.

Упражнение «Определи, что ты слышишь»

      Упражнение направлено на определение звуков. Также с помощью этой игры у детей происходит большое накопление словарного запаса, и, как следствие, возникает прогресс в развитии фразовой речи. Данное упражнение хорошо проводить на прогулке, но если нет такой возможности, то можно провести и в комнате. Для этого воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глаза. Затем он включает запись, где воспроизводятся разные звуки (лай собаки, карканье вороны, разговор прохожих и т.п.). Затем дети должны определить, что они услышали. Ответ они должны давать полным развёрнутым предложением.

Упражнение «Продавец и покупатель»

      Это упражнение позволяет детям увеличить свой словарный запас и развивать фразовую речь. Для этого воспитатель показывает детям зёрна кукурузы, гречневой крупы, манку, пшено и т.п. Знакомит с ними детей, затем раскладывает каждый вид в отдельный спичечный  коробок или маленькую коробочку. Из детей выбирается продавец, который будет продавать данный товар, и покупатель, который его будет покупать. Покупатель заходит в магазин и, вежливо здороваясь, просит продать ему один из видов круп, например кукурузу. А продавец ему предлагает самому найти эту крупу по звуку в коробочке. Ребёнок – покупатель берёт поочередно коробочки с разными крупами и, не открывая их, трясёт ими, прислушиваясь – похож ли издаваемый звук на звук той крупы, которая ему нужна. Если ребёнок угадывает, то его назначают продавцом. В упражнении должны принять участие все дети.

Упражнение «Угадай, где звенит»

      Это упражнение направлено на развитие ориентации в пространстве. Для проведения этого упражнения воспитатель даёт одному из детей звонкую игрушку или погремушку, свистульку или дудочку. Затем предлагает детям отвернуться для того, чтобы ведущий с погремушкой успел спрятаться. После того как ведущий спрятался, он звонит или свистит в свой инструмент. А дети должны угадать, откуда раздался звонок либо свисток. В игре должны поучаствовать все дети.

Упражнение «Ветер и птицы»

       Это упражнение помогает детям научиться лучше управлять координацией своих движений. Для проведения этой игры воспитатель делит детей на две группы. Одна группа изображает птичек, другая – ветер. Воспитатель объясняет: если будет звучать громкая музыка, то это значит, что дует сильный ветер, при ветре та группа, которая изображает ветер, должна бегать по комнате, а группа детей – «птичек» имитирует птиц при ветре, то есть дети жмутся и прячутся в свои гнёзда (садятся на стульчики). Как только музыка смолкла, это означает, что ветер стих, и дети – «ветер» садятся на стульчики, а дети – «птички», наоборот, вылетают из своих «гнёзд» и начинают спокойно бегать, прыгать по комнате, изображая порхающих птичек.

Упражнение «Найди игрушку»

      Развитие у детей координации движений является основной целью данного упражнения. Для него требуется небольшая игрушка, которую ребёнок смог бы легко спрятать за спиной. Воспитатель собирает детей в полукруг и знакомит их с игрушкой, которую они будут прятать. Дети выбирают водящего. Водящий отходит в сторону и отворачивается от основной группы детей.  В это время воспитатель отдает игрушку одному из детей и просит спрятать ее за спину. Затем воспитатель подаёт сигнал: «ищи». Дети начинают тихонько хлопать в ладоши. Если водящий приближается к тому ребёнку, у которого спрятана игрушка, то дети начинают хлопать громче. По силе хлопков водящий отгадывает, у кого игрушка. Если водящий находит игрушку, то его заменяют.

Упражнение «Скажи, что это звучит?»

      Воспитатель рассаживает детей в полукруг. Суть игры  заключается в том, чтобы научить детей различать разные звуки. Для этого воспитатель предварительно знакомит детей с разными инструментами и их звучанием. Затем дети по очереди отворачиваются, а воспитатель проигрывает им звук одного из инструментов. Ребёнок должен угадать, какой инструмент прозвучал. В игре должны поучаствовать как можно больше детей.

Упражнение «Узнай по звуку»

       Данное упражнение позволяет полнее и быстрее развиваться фразовой речи у детей. Суть  упражнения состоит в том, чтобы дети смогли определить источники того или иного шума. Для этого воспитатель просит детей сесть на стульчики спиной к нему. После того как дети расселись, воспитатель начинает производить различные шумы – рвать бумагу, бросать на пол карандаш, ложку и т.п. Дети должны будут определить, от чего этот шум. За каждый угаданный случай они получают по звёздочке. Выигрывает тот, у кого за это упражнение накопится большее количество звёздочек.

Упражнение «Встреча гостей»

       Целью данного упражнения является развитие у детей слухового внимания. Воспитатель предлагает трём детишкам выйти в другую комнату и там переодеться в заранее приготовленные костюмы зверюшек, например белочки, медведя и лисы. Пока дети переодеваются, воспитатель говорит детям: «Детишки, к нам в гости должны приехать белка с балалайкой, медведь с трубой и лиса с бубном». В это время кто – то из «зверушек», ещё не заходя в комнату, начинает играть, а дети, не видя его, должны определить по звуку инструмента, кто к ним идёт. Затем, когда все гости придут, дети устраивают пляску и танцуют вместе с гостями – «зверушками».

Упражнение «Игра в жмурки»

         Цель данного упражнения – научить ребёнка определить, откуда идёт звук, а также научиться по голосу определять человека или звучащий предмет. Воспитатель предлагает выбрать детям одного ведущего. Когда ведущий выбран, ему хорошо завязывают глаза тонким платком. Ведущего ставят посредине комнаты, а остальные дети неспешно перебегают с одного места на другое возле него, и каждый из них при этом произносит определённый звук. Например, один изображает кошку, произнося «мяу – мяу – мяу», другой кукушку, произнося «ку – ку», третий лает – «гав – гав – гав» и т.п. Водящий, ориентируясь на звуки, издаваемые детьми, должен стараться поймать кого – нибудь из них. Пойманный ребёнок издаёт свой звук, а водящий, не снимая повязки с глаз, должен определить, кого он поймал. Затем ведущим назначается тот, кого поймали.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха

Упражнение «Роза – ромашка»

       Упражнение направлено на узнавание детьми звуков, которые должны ими определяться на слух. Для каждого ребёнка рисуется карточка с изображением: роза – на одной, ромашка – на другой (карточки можно использовать с любыми изображениями). Воспитатель просит детей соблюдать тишину и быть внимательными. Затем педагог называет слово. Если заданный звук присутствует в этом слове, то дети поднимают картинку с изображением розы, если нет, то картинку с ромашкой.

Упражнение «Переверни слово»

        Упражнение рассчитано на обучение ребёнка слоговому анализу, а также оно способствует увеличению словаря. Дети выбирают водящего, который выходит за дверь. Тем временем дети загадывают слово в перевёрнутом виде, например: ров – вор, сон – нос, кот – ток и т.п. Затем приглашают войти водящего и называют ему слово – перевёртыш, а он должен отгадать заданное ему слово.

Упражнение «Будь внимательным»

       С помощью этого упражнения дети учатся различать разные звуки, пополняют свой словарный запас. Для этого педагог готовит рисунки – картинки на какой – то один опредёленный звук. Затем дети рассаживаются либо на стульчики, либо за стол. Далее педагог показывает детям разные картинки, например: если картинки на звук «ш», то шапку, шубу, шифер и т.п. Дети произносят хором название предмета на картинке. После учитель спрашивает детей: «Дети, а какой звук у нас повторяется в этих картинках?» Дети говорят: «Ш». «Правильно, дети. А теперь повторите мне эти слова и придумайте новые слова с этим звуком». Дети повторяют уже услышанные слова и придумывают новые.

Упражнение «Телеграф»

        Упражнение направлено на помощь детям в определении слогов в словах. Педагог предлагает детям слова вначале несложные, например: ма – ма, ра – ма, ла – па и т.п. Каждый слог сопровождается хлопками, затем дети сами придумывают двухсложные слова. Далее слова усложняются и произносятся с тремя слогами, например: бу – ма – га, ка – ран – даш, ка – би – на и т.п.

Упражнение «Сад»

       Упражнение помогает детям ориентироваться в звуках и определять их в произносимых словах на слух. Педагог рассаживает детей на стульчики либо в ряд, или можно посадить детей за стол. Учитель просит детей быть внимательными. Далее педагог показывает картинку, на которой изображен плодоносящий сад. Дети внимательно рассматривают картинку. Затем учитель просит их рассказать, что изображено на картинке. Какие овощи и фрукты там растут? Кто их собирает? Затем детям задаётся вопрос: «Дети, скажите, а в каких словах встречается звук «р» (или «л», «с», «з» и т.п.)? Если ребёнок правильно отвечает, то ему за это дают звёздочку или флажок. Выигрывает тот, кто больше набрал звёздочек или флажков.

Упражнение «Придумай слова»

       С помощью этого упражнения дети легче закрепляют в памяти разные звуки, а также пополняют свой словарный запас. Воспитатель просит детей встать в круг и объясняет им ход игры. Затем объявляет детям какой – нибудь звук, например звук «ш», и просит назвать слова с этим звуком. А дети тем временем перекидывают мяч друг другу; тот, кому кинули мяч, должен назвать слово со звуком «ш». Если он называет правильное слово, то получает поощрение в виде флажка. Затем он кидает мяч другому ребёнку, и тот также должен назвать слово на этот звук. Игра может продолжаться столько, сколько необходимо. Можно использовать любые звуки.

Упражнение «Звонит – сигналит»

      Это упражнение позволяет детям различать звуки «з» и «с». Педагог объясняет детям ход игры. Дети выбирают водящего, встают в круг или садятся на стульчики. Затем водящий подходит к детям поочередно, а дети, в свою очередь, называют слова, в которых присутствуют звуки «с» или «з». Если ребёнок произносит слово со звуком «з», водящий говорит: «Звонит», - а если со звуком «с», то: «Сигналит». В упражнении можно использовать разные звуки.

Упражнение «Разложи картинки»

        Упражнение направлено на помощь детям в определении ими разных звуков. Также при помощи этого упражнения у детей увеличатся словарный запас. Для этого требуются картинки, на которых названные изображения начинаются со звуком «к» и «г». Затем  воспитатель рассаживает детей на стульчики или за столы, а сам садится во главе стола. Далее педагог показывает картинки, на которых изображён, например, кот, и говорит детям: «Дети, на картинке нарисован кот, он начинается со звука «к», эту картинку я кладу справа, а вот на этой картинке нарисован гусь, он начинается со звука «г». Эту картинку я кладу слева». Затем дети по очереди, то есть по одному человеку, подходят к учителю, берут картинку и кладут её либо в правую стопку, либо в левую – в зависимости от того, на какой звук начинается изображение на картинке.

Упражнение «Теремок»

       Упражнение позволяет детям научиться выразительности речи, смене тембра голоса, а также правильно строить развёрнутые фразы. Дети выбирают сами, кто из них будет комаром – пискуном, лисой, зайцем, медведем, мышкой – норушкой и серым волком. Дети должны знать сказку «Теремок» и понимать, кто и как должен говорить. Далее они начинают играть, входят в роль и должны говорить голосами, соответствующими голосам своих героев. Например: «Я комар – пискун, а ты кто?» - произноситься эта фраза должна тоненьким, писклявым голосом (то есть нужно пищать, как комар). То же самое касается всех остальных героев. Сценарий игры может быть построен по любой сказке.

Упражнение «Метель»

       С помощью этого упражнения дети развивают тональность тембра и силу голоса, а также мышечный аппарат губ. Воспитатель просит детей поиграть в зимнюю метель, объясняет детям ход игры и говорит: «Начинается метель». А дети хором, не очень громко, начинают изображать метель звуком «у – у – у». Затем воспитатель говорит: «Начинается сильная метель», - дети начинают громче произносить звук «у – у – у». На  словах: «Метель кончается» - дети переходят на тихое произношение, а затем и совсем замолкают.

Упражнение «Ветер – ветрище»

      С помощью этого упражнения у ребёнка развивается сила голоса, он становится устойчивее, а  также развивается дыхание при произношении речи. Воспитатель объясняет детям ход игры и следит за силой голоса детей. Дети берутся за руки и делают то, что просит воспитатель. Он говорит: «Мы идём гулять. Идём по мосточку. Птички поют, водичка журчит, солнышко играет с нами своими лучиками. Ветерок дует, слегка колыша цветы и траву. Ветерок дует вот так: «В – в – в». Учитель произносит звук тихо и спокойно, а дети повторяют за воспитателем на такой же тональности и силе голоса. Далее дети продолжают не спеша идти за воспитателем. Он говорит: «Ну, вот мы и пришли. По мосточку, по лугу – в лесок, набрали грибов да ягод. И отправляемся домой, но вдруг подул ветер – ветрище: «В – в – в». Учитель долго и громко произносит этот звук. Дети повторяют за ним.

Упражнение «Определи настроение по интонации»

       Данное упражнение направлено на построение выразительной речи и определение мимики. Дети выстраиваются в полукруг так, чтобы все могли видеть друг друга. Друг за другом дети изображают настроение на своём лице, при этом произнося определённые фразы, соответствующие выражению мимики. Например: «ай – ай – ай», «ой – ой – ой», «уй – уй – уй», «ах – ах – ах», «ох – ох – ох», «ух – ух – ух». А дети, которые следят за выступающим ребёнком, по его мимике и движениям должны определить, кого изображает выступающий и какое у него настроение. Если ребёнок хорошо изобразил соответствующее настроение, то он поощряется флажком или любым другим фантом.

Игры, направленные на развитие внимания и речи

     Эти игры помогают развивать ребёнку внимание, наблюдательность, умение обобщать и видеть разницу, мышление и воображение.

Игра «Отгадай, какой это фрукт (овощ, ягода).

       Ведущий описывает цвет, форму, вкус фрукта, что из него можно приготовить и как его едят. Игроки определяют, что это за фрукт (овощ), затем меняются ролями.

Игра «Что нужно, а что нет?»

      Ведущий спрашивает: «Что нам нужно, чтобы посадить сад? Яблоня нужна в саду?» Ребёнок отвечает: «Нужна». Так, перечисляя фруктовые деревья, ведущий среди них называет овощ. «А морковь нужна?» Если ребёнок ошибся, начинают игру сначала. Если все ответы правильные, меняются ролями.

Игра «Чего не хватает?»

      Разложите перед ребёнком открытки или фотографии с изображением разных цветов, деревьев, животных и т.д., но не очень много. Попросите ребёнка отвернуться и уберите одну картинку. Когда ребёнок повернется, спросите, какой картинки на столе не хватает.

Игра «Деревья и цветы»

      Разложите на столе картинки с изображением цветов и деревьев. Попросите ребёнка выбрать отдельно картинки с цветами, а сами собирайте картинки с деревьями. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и не ошибётся.

Игра «Птицы – звери»

      Взрослый называет птиц и зверей. Когда он произносит названия птиц, ребёнок хлопает в ладоши.

       Так же можно играть в игру «Фрукты – овощи» или «Живое – неживое».

Игра «Назови похожих»

       На столе раскладывают картинки с изображением стрижа, рыбы, стрекозы. Игроки должны назвать, какие предметы похожи на изображения на картинках. Например, самолёт – на стрижа, подводная лодка – на рыбу, вертолёт – на стрекозу.

Игра «Назови лишнее»

       На столе разложены картинки с разными предметами: яблоком, грушей, апельсином, картофелем. Игроки должны найти предмет, который не относится к этой группе (картофель), и объяснить почему. Можно использовать и другие группы предметов.

Упражнения для закрепления у детей навыка составления описательного рассказа

Упражнение «Зооцирк»

      Целью упражнения является обучение детей составлению короткого описательного рассказа по цветной картинке.

      Взрослый должен приготовить красочные, яркие цветные картинки с изображением циркачей, клоунов, цирковых животных и др. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть на картинку и составить рассказ о ней. Один из детей рассказывает всем об увиденном на картинке. Затем другие дети должны дополнить его рассказ своими сюжетами. Воспитатель должен поощрять детскую фантазию при описании картинок. Например, если на рисунке изображен слон, играющий мячиком, ребёнок может дополнить рассказ по своему усмотрению («А сейчас слон уронит мячик» или «Сейчас слон бросит мячик зрителям, потому что он хочет с ними поиграть» и т.д.).

Упражнение «Сбор урожая»

       Целью упражнения является обучение и закрепление у детей навыков составления рассказа по картинкам.

       Взрослый готовит красочные картинки с изображением фруктов, овощей, цветов, садового инвентаря (лопат, граблей, леек, ведер и т.д.). Воспитатель организует детей, рассаживая их вокруг стола, и раскладывает на столе карточки рисунками вниз.

       Взрослый объясняет детям ход игры. «Ребята, давайте выберем садовника. Дадим садовнику корзинку для сбора урожая (даёт ребёнку заранее приготовленную корзинку). Тот из вас, кого выберет садовник, должен взять со стола карточку и, не показывая нам, четко и кратко описать эту картинку. А мы должны угадать, что на ней изображено».

      Если дети угадали, что изображено на картинке, она кладётся в корзинку садовнику. Ребёнок – «садовник» садится за стол, а тот, кто правильно описал картинку, сам становится «садовником».

Упражнение «Опиши предмет»

       Целью данного упражнения является обучение детей сравнению и описанию предмета по форме, цвету и на ощупь.

       Взрослый для проведения данного упражнения должен приготовить красную, желтую и оранжевую полоски из цветной бумаги; вырезанные из цветного картона треугольник, овал, круг и натуральные лимон, помидор, морковь (для проведения упражнения можно использовать любые овощи или фрукты).

       Взрослый раздает каждому ребёнку по красной, жёлтой и оранжевой полоске и помидор, и лимон. После того как дети получат и рассмотрят необходимые принадлежности, взрослый объясняет сценарий игры. Убедившись, что все дети поняли ход игры, воспитатель спрашивает: «Ребятки, а кто знает, какого цвета помидор?». Дети должны назвать цвет и показать соответствующую ему полоску желтого цвета и задает вопрос: «Ребятки, а кто знает, какого цвета лимон?». Дети отвечают путем поднятия желтой полоски, что лимон желтого цвета.

       Воспитатель показывает детям морковь и спрашивает: «Ребятки, а какого цвета наша морковка?». Дети отвечают, что морковь оранжевого цвета, и показывают соответствующую  полоску.

       Далее взрослый меняет игровые принадлежности. Он показывает детям круг и задает им вопрос: «Ребятки, какой из наших продуктов похож на эту фигуру?». Дети отвечают: «Помидор».

       Затем воспитатель показывает детям овал и спрашивает: «Какой из наших продуктов похож на эту фигуру?». Дети хором отвечают: «Лимон!».

      После этого взрослый поднимает треугольник и спрашивает: «Что похоже на эту фигуру?». Дети отвечают: «Морковь!» (можно задать детям дополнительные вопросы. Например: «Какие еще овощи и фрукты похожи на эти фигуры?» и др.).

       Далее упражнение усложняется. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и на ощупь определить, что лежит перед ними. Помидор, морковь или лимон? После того как дети определили, что это, они должны объяснить, почему они так решили. (Например: «Это помидор, потому что он мягкий и гладкий». Я думаю, что это морковь, потому что она длинная и твёрдая».)

      На заключительном этапе игры воспитатель просит каждого ребёнка составить краткий описательный рассказ об овощах или фруктах.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Упражнение «Ботанический сад»

        Цель игры – обучение детей составлению коротких описательных рассказов.

        Перед началом игры взрослый готовит цветные картинки с изображением различных растений: деревьев, цветов, трав. Можно приготовить альбомы для книжки – раскраски с растениями, чтобы дети заранее раскрасили в них рисунки.

        Дети рассаживаются вокруг стола. Взрослый предлагает: «Ребята, сегодня мы идём на экскурсию в ботанический сад. Там мы встретим  много цветов, деревьев и кустарников. Многие из них вам уже знакомы, а с некоторыми вы встретитесь сегодня впервые». Каждый ребёнок берет по картинке с изображением растения. Дети по очереди рассказывают каждый о своей картинке. Взрослый задаёт им дополнительные вопросы. Например: «Саша, какого цвета роза, которая у тебя в руке? А каких они еще бывают цветов? Почему розу надо срывать осторожно?» «Маша, почему твои цветы называются золотые шары?» или «Серёжа, расскажи нам про одуванчики? Какие они становятся в конце лета? Как с ними играют дети?»

       После рассказа каждого ребёнка другие дети аплодируют. Чем длиннее и интереснее рассказ, тем громче аплодисменты.

Упражнение «Картофель» (составляем рассказы об овощах)

        Для игры заранее готовят игрушечные или настоящие овощи. Это может быть любой овощ. В приведённом ниже примере – картошка.

        Взрослый говорит детям: «Сегодня мы будем составлять рассказ о картофеле. Но сначала я расскажу вам о нем много интересного».

        Взрослый составляет рассказ – схему, дети отвечают на вопросы и составляют рассказ.

        Пример: у картофеля серая или коричневая кожура. Картофель круглый или овальный. Картофель твёрдый. Картофель можно жарить, варить. Картофель рассыпчатый и вкусный.

        После этого взрослый спрашивает детей: «Скажите одним предложением, какой картофель по цвету и форме?»

        Дети отвечают: «Картофель серый и круглый».

        Воспитатель: «А как картофель готовят, какой он на вкус?»

        Дети: «Картофель варят и жарят, он рассыпчатый».

        Воспитатель: «А что вы еще знаете о картофеле?»

        Дети: «Картофель – это овощ».

        Затем взрослый объясняет детям, что слово «картофель» можно заменить слово «он». В этом случае рассказ будет звучать лучше.

Упражнения, направленные на развитие мышления, внимания, памяти

Игра «Чудесный мешочек»

      В мешочек складывают картинки или кубики с изображением различных групп однородных предметов (птицы, звери, овощи, машины и т.д.). Картинки или кубики достают из мешочка поочередно. Взрослый называет изображенный на них предмет, а ребёнок говорит, к какой группе он относится, и рассказывает о нём.

Игра «Собираемся на прогулку»

      На столе раскладывают различные предметы. Взрослый предлагает ребёнку собрать куклу на прогулку и спрашивает, что для этого нужно взять. Ребёнок из всех разложенных предметов должен выбрать одежду для куклы.

      Затем можно предложить помочь кукле приготовить обед и попросить выбрать для этого продукты. Или накрыть на стол к обеду (выбрать посуду).

      Можно попросить выбрать мебель для кукольной комнаты.

Игра «Выбери быстрее»

       На столе раскладывают картинки с изображениями различных предметов, животных и т.д. Если ребёнок умеет читать, можно разложить на столе карточки с надписями. Взрослый предлагает ребёнку собрать, например, овощи, а сам собирает животных. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

Игра «Поймай и назови слово»

      Играют с мячом. Взрослый бросает мяч ребёнку и называет какое – либо обобщающее понятие. Ребёнок ловит мяч и называет несколько слов, подходящих по смыслу. Затем ребёнок кидает мяч взрослому и сам называет понятие, а  взрослый отвечает. Можно играть и наоборот, сначала называть слово, а затем подбирать к нему обобщающее понятие.

Упражнение «В чём отличие?»

       Помогите ребёнку разобраться в сравнительных степенях: больше – меньше, выше – ниже, быстрее – медленнее, легче – тяжелее и т.д.

  1. Лошадь больше собаки.
  2. Фонарь выше качелей.
  3. Машина едет быстрее велосипеда.
  4. Заяц легче слона.

Упражнение «В чём отличие и что общего?»

  1. Чем отличаются слова «кот» и «кит»?

Ответ: «Одной буквой».

А чем отличаются кот и кит?

Ответ: «Отличий между ними много, но оба они млекопитающие».

А слова «каша» и «кора»?

Ответ: «Двумя буквами».

  1. Попросите ребёнка назвать общие признаки вишни и сливы, медведя и волка, одуванчика и ромашки, человека и птицы.

Упражнение «Что длиннее»

      Предложите ребёнку для сравнения несколько пар слов. При этом объясните, что сравнить нужно именно слова, а не вещи, которые они обозначают. Например, слова шнурок и шнурочек. Когда ребёнок ответит, что длиннее слово «шнурочек», попросите его объяснить, почему он так считает. Ниже приводятся слова для сравнения.

Червячок – змея.

Усики – усы.

Кот – котёнок.

Хвост – хвостик.

Упражнение «Найди буквы»

       Это усложнённый вариант предыдущего упражнения. Попросите ребёнка искать в тексте две определённые буквы (например, «А», «О»). Одну букву при этом можно обводить в кружок, а другую – в квадрат. Или подчеркивать их разными цветами.

Упражнение «Пересчитай палочки»

      Для игры понадобятся палочки, около 10 штук. Взрослый бросает палочки на стол и через 2 – 3 секунды закрывает их листком бумаги. Ребёнок старается запомнить, сколько палочек было на столе.

      Возможно, что ребёнку не удастся сделать это сразу. Попробуйте еще. Немного потренировавшись, он сможет без труда запомнить это.

Упражнение «Нарисуй фигуры»

      Взрослый заранее, чтобы ребёнок не видел, когда он это делает, рисует на листе бумаги в ряд несколько геометрических фигур. Затем даёт лист ребёнку. Ребёнок в течение 2 мин смотрит и пытается запомнить фигуры. После этого лист с рисунками убирают, а ребёнок на чистом листе бумаги по памяти пытается нарисовать увиденные фигуры в том порядке, в котором они были изображены взрослым.

      Развиваем речь ребёнка, знакомим его с многозначными словами. Прочитайте предложения с многозначными словами. Попросите ребёнка объяснить, что они обозначают. Пусть он придумает свои предложения с этими словами.

Ручка

Чтобы писать, нужна шариковая ручка.

Дети погуляли на улице, пришли домой и вымыли ручки с мылом.

На входной двери красивая двёрная ручка.

Ключ

Чтобы открыть дверь, нужен ключ от замка.

В горах из – под земли бьёт ключ с холодной ключевой водой.

Сегодня в музыкальной школе дети учились рисовать скрипичный ключ.

Язык

Солдаты привели из разведки языка.

Чтобы проверить здоровье, врач должен осмотреть язык.

В Англии говорят на английском языке.

Язык ботинка нужно расправить, чтобы было удобно.

С помощью языка колокол звонит.

Колокольчик

В лугах зацвели нежные голубые колокольчики.

На ярмарке слышен перезвон колокольчиков.

Упражнение «Назови предметы»

       Взрослый называет обобщающее понятие, а ребёнок – конкретные примеры слов.

       Если в игре участвуют несколько детей, то ребёнок, который назовёт больше примеров, получает фанты. Выигрывает тот, у кого  фантов будет больше.

      Взрослый говорит: «Овощи».

      Ребёнок называет: «Свёкла, морковь, капуста, картофель, лук и т.д.»

      Взрослый: «Птицы».

      Ребёнок: «Жаворонок, воробей, павлин, орёл, сокол, дрозд и т.д.»

Упражнение «Наоборот»

     Теперь взрослый называет слова, а ребёнок должен подобрать к ним обобщающее понятие.

     Взрослый: «Стол, стул, кровать, диван».

     Ребёнок: «Мебель».

    Взрослый: «Щука, карась, сом, сазан».

    Ребёнок: «Рыбы».

Упражнение «Назови слово наоборот»

    Взрослый называет слова, а ребёнок подбирает противоположные им по смыслу (антонимы). Выигрывает тот ребёнок, который правильно называет как можно больше слов.

Внимательный – рассеянный;

Аккуратный – неряшливый;

Быстро – медленно;

Весело – грустно.

 

 

 

 

Игры, направленные на развитие речевого слуха

Упражнение «Угадай товарища»

       Упражнение направлено на развитие координации движений, а также с его помощью специалисты рекомендуют развивать слуховое восприятие. Воспитатель рассаживает детей в полукруг, а посередине круга становится водящий, которого дети выбирают сами. Водящий по сигналу закрывает глаза, затем воспитатель указывает на одного из детей, но не называет его имени. Ребёнок, на которого указал воспитатель, должен произнести имя водящего, а водящий, в свою очередь, должен определить по голосу – кто из детей назвал его имя. Если водящий отгадал имя зовущего, то он становится в круг, а отгаданный ребёнок – на его место.

 Упражнение «Разбегитесь – соберитесь»

       Упражнение направлено на развитие у детей слухового восприятия и двигательной активности. По предложению детей выбирается водящий, которого ставят в центр круга, а остальные дети встают вокруг него. Далее водящему предлагается закрыть глаза. Тем временем по сигналу воспитателя дети разбегаются в разные стороны. А по сигналу: «Соберитесь» дети собираются вокруг водящего. И начинают ходить по кругу друг за другом, говоря при этом стишок: «Мы побегали немножко, но вернулись все назад. Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!» После этих слов кто – то один из детей называет имя водящего. Водящий должен по голосу определить, кто из детей назвал его имя. Если отгадал, то становится в круг вместе с другими детьми, если нет, то водит еще раз.

Упражнение «Мишка»

       С помощью этой игры дети тоже учатся определять товарища по голосу. Для этого упражнения выбирают водящего, которому дают медвежонка (можно взять любую игрушку). Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а ведущий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Далее кто – нибудь из детей по негласной команде воспитателя зовёт мишку: «Мишенька, приди». Водящий должен угадать, кто позвал медведя, повернуться и подойти к тому ребёнку, прорычать ему как медведь.

Упражнение «Выслушай и выполни»

      С помощью этого упражнения дети учатся правильно воспринимать словесные инструкции и просьбы, правильно строить фразовую речь. Для проведения этого упражнения воспитатель выбирает сразу несколько детей, кому он будет давать словесные инструкции. Например: «Даниил, сходи и прикати машинку, отдай её Вове. Надюша, пойди, налей в лейку воды и полей цветок, который стоит на моем столе. Серёжа, поставь стульчики в ряд» и т.п.

Упражнение «Хлопаем в ладоши»

       Упражнение направлено на развитие у детей представления о количестве. Для проведения игры воспитатель рассаживает детей в круг на небольшое расстояние друг от друга. Далее он объясняет суть игры. Она состоит в том, чтобы дети делали хлопок на счёт 5. Затем дети вместе с воспитателем начинают считать: «Один, два, три, четыре, пять», - следует хлопок и т.д. Далее, как только дети освоили эту игру, она начинает усложняться. Воспитатель начинает как бы «путаться», то есть он начинает разводить руки для хлопка не на счёт пять, а, например, на счёт три. Те дети, которые ошиблись и «поверили» воспитателю, выходят играть за круг.

Упражнение «Запомни и повтори слова»

      С помощью данного упражнения у детей происходит накопление словарного запаса и, как следствие, развитие памяти. Для этой игры готовятся фанты, это могут быть звёздочки, вырезанные из бумаги, флажки и т.п.  Перед началом упражнения детям раздают несколько штук фантов. Затем воспитатель объясняет детям ход игры. Игра начинается. Воспитатель произносит несколько слов подряд (5 – 6 слов), а дети должны их повторить в той же последовательности, как их называл воспитатель. Если ребёнок ошибается при повторении, то есть поменяет их местами или же забудет совсем, то это считается проигрышем , и ребёнок для того, чтобы дальше остаться в игре, отдаёт один свой фант. Выигрывает тот ребёнок, у кого больше фантов.

Упражнение «Заинька»

      С помощью этого упражнения дети учатся узнавать, кому принадлежит произнесённая фраза. Для проведения этого упражнения дети выбирают водящего, завязывают ему глаза тонким платочком. Далее каждый ребёнок по очереди, изменяя  свой голос, произносит стихотворение: «Заинька, заинька, зайка – попрыгаинька, приходи ко мне на чай, я достану самовар. Но вначале угадай, кто позвал тебя, узнай!». Те дети, чей голос опознал ведущий, сами становятся ведущими.

Упражнение «Серые гуси»

       Это упражнение направлено на освоение ребёнком голосового восприятия. Воспитатель выстраивает детей в круг, а они должны выбрать ведущего. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Затем он начинает рассказывать какое – либо стихотворение, например: «Гуси серые летели. Заблудились и присели. А вожак их, старый гусь, все выспрашивает путь». А кто – то из детей ему должен ответить: «га – га – га». По голосу водящий должен определить, кто ему ответил. Если он угадает правильно, то тот, кого разгадали, становится ведущим.

Упражнение «Горячий – холодный»

        Упражнение позволяет научиться более точно пользоваться понятиями «горячий» и «холодный». Для его проведения детей рассаживают в полукруг на пол (на ковёр) и дают им мячик. Дети должны перекатывать мяч по полу друг другу. При этом тот ребёнок, который отправляет мяч, говорит: «Холодный, это означает, что тот ребёнок, которому мяч отправлен, может спокойно его взять руками. А если ребёнок говорит слово «горячий», то мяч трогать руками нельзя.

Упражнение «Угадай – ка»

      С помощью этого упражнения у детей развивается и совершенствуется слуховое восприятие и внимание. Воспитатель выстраивает детей в небольшой круг. Дети выбирают водящего. Водящему предлагают закрыть глаза (или можно завязать их тонким платочком). Затем ребёнок – водящий идёт в каком – либо направлении, пока не натолкнётся на кого – нибудь из стоящих детей. Тот, на кого натолкнулся водящий, должен подать голос (заранее оговорённый), например «пи – пи – пи», «гав – гав – гав» или «ко – ко – ко» и т.п. Если водящий отгадал, кто из детей прокричал, то становится в круг, а тот, кого узнали, встаёт на место водящего.

Упражнение «Повтори»

      С помощью этого упражнения специалисты рекомендуют развивать у детей остроту слуха. Воспитатель перед проведением данного упражнения объясняет детям ход игры. Затем выстраивает детей в шеренгу, а сам отходит на некоторое расстояние от них. Просит детей не шуметь и быть очень внимательными. Далее воспитатель шепотом (разборчивым и внятным) отдаёт детям команды, например: «Руки вперёд, на пояс и т.д.». Постепенно воспитатель меняет расстояние, то есть отходит на более дальнее расстояние от детей, и шепотом, который стал менее слышен, вновь произносит опредёлённые команды. В конце упражнения воспитатель объявляет детям, кто из них был более внимательным.

Упражнение «Улови и повтори»

       Упражнение направлено на развитие остроты слуха. Воспитатель рассаживает детей по кругу, просит обычным голосом выполнить какое – либо движение, например: «Попрыгай как зайка». Затем уже шепотом называет фамилию ребёнка, который должен выполнить это движение. Если он не услышал свою фамилию, то воспитатель называет фамилию другого ребёнка. В конце игры называется имя победителя, то есть самого внимательного.

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

Статья для педагогов и родителей "Формирование правильного речевого и физиологического дыхания у детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющим общее недоразвитие речи".

Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, является развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, ф...

Конспект интегрированного занятия в бассейне учителя-логопеда и инструктора по плаванию по развитию речевого и физиологического дыхания "Пузырь, соломинка и лапоть"

В этом конспекте объединены такие на первый взгляд непохожие дисциплины,  как логопедия и обучение плаванию. И для речи, и для плавания необходимо правильно поставленное речевое и физиологическое...

"Игровые упражнения для развития речевого и физиологического дыхания"

Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР "Кристаллик" - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Соколова Евгения Ивановна...

Развитие артикуляционного аппарата, физиологического дыхания и формирование воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста

Речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. В статье показано с каких упражнений нужно начинать работу по выработке у ребенка правильного физиологического дыхания...

Развитие речевого и физиологического дыхания у детей

У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо налич...

Речевое и физиологическое дыхание. В чем разница?!

Речевое и физиологическое дыхание - не одно и тоже. Их основное отличие в том,что физиологическое-непроизвольное,а речевое-процесс управляемый.Особенности каждого вида дыхания отличаются тем, что при ...