РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (старшая группа)

В статье рассказывается об этапах формирования графомоторных навыков и применяемых упражнениях, как способе интеллектуального развития дошкольников и подготовке к овладению навыкам письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_razvitiya_melkoy_motoriki.docx14.45 КБ

Предварительный просмотр:

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма. Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу. Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику и подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

Первый этап – развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики и мускулатуры пальцев рук мы рекомендуем выполнять следующие упражнения: пальчиковую гимнастику, массаж; лепка и вырезание из бумаги; игры с прищепками с палочками Кюизенера, «Танграм» и т. д.

Второй этап – направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает: ориентировку в собственном теле; ориентировку в окружающем пространстве; уточнение пространственного расположения предметов на плоскости. Мы стараемся добавлять следующие упражнения: конструирование, выкладывание сериационных рядов; пальчиковые игры; штриховки; выкладывание букв и цифр из других предметов; работа с мелкими предметами.

Третий этап – направлен на развитие графомотрных навыков: развитие зрительного гнозиса – уточнение и расширение объема зрительной памяти, зрительный анализ и синтез; восприятие и узнавание. Полезны следующие упражнения: рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями).

Четвертый этап – развитие изобразительно-графических способностей: умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов. На этом этапе знакомим с тетрадью и рабочей строкой; вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми линиями и комбинациями из них; рисование узоров и орнаментов; дуги, волнистые линии, круги, овалы; рисование по клеткам предметов разной сложности; овладение графической символизацией; работа по формированию графического образа букв (графемы).

Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом, что будет способствовать интеллектуальному развитию, подготовит к овладению навыком письма и в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...