Взаимодействие с родителями воспитанников
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Семейный логопедический

тренинг

«Роль родителей в развитии речи детей»


Конспект логопедического практикума для родителей и детей

«Через год - первоклашка!»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Семейный логопедический

тренинг

«Роль родителей в развитии речи детей»

Провела:

учитель-логопед Андреева И.А.

Смоленск, 2024 г.

Здравствуйте, уважаемые родители, сегодняшнее наше мероприятие посвящено теме организации единого речевого пространства в семье и в детском саду.

Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возраст – это этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение. Но не одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. И именно от того, как говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. И если Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чувствовавшими себя свободными и уверенными всегда и во всем, тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Основные затруднения по развитию речи детей, которые испытывают родители заключаются в:

  • незнание речевых игр родителями;
  • трудности в выборе познавательной художественной литературы для чтения детям;
  • узкий круг обсуждаемых тем с детьми;
  • нехватка времени для совместной деятельности с детьми.

Поэтому наша встреча пройдёт под девизом: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь». Сейчас я Вам предложу игры, которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребёнка богаче и разнообразнее.  Ведь для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами настроимся на работу, а потом поиграем. 

Активизация родителей. 

Крикните громко и дружно, друзья, деток вы любите нет или да? (да).

Пришли на встречу, сил совсем нет вам лекции слушать здесь хочется? (нет)

Я вас понимаю, как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам (да).

Дайте мне тогда ответ помочь откажетесь мне? (нет).

Последнее спрошу у вас я - активными все будем? (да) 

Первая игра "Цепочка слов". Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: 

Логопед: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, маленькая, серая...

Логопед: Что еще бывает пушистым?

Родитель: Вата, облако, кошка...

Логопед: Какая еще бывает кошка?

Родитель: Рыжая, разноцветная, злая..

Логопед: Кто еще может быть злым?

Родитель: Бага-Яга, собака, мама.. и т.д.   

Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову, подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).


Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа) 

Белый, пушистый – (вата, облако, кошка, одуванчик)

"Весёлые рифмы" 
Играющие должны подбирать к словам рифмы. 
Свечка - печка; 
Трубы - губы; 
Ракетка - пипетка; 
Слон - поклон; 
Сапоги - пироги и т. д. 

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Сейчас мы превратимся с вами в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду называть слова, а вы говорить их наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.    

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости … (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по… (дороге, воде, рельсам).

"Назови три слова" 
(активизация словаря) 
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки) 
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Кто может скакать? И т. д. 

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.  

Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи.

Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба, белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие - либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной степени.

Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо «кошка», ребёнок, зачастую, так и напишет. Отсюда двойки и неуспеваемость.

Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо развивать у детей фонематический слух, учить их слышать разницу между звуками.

Я предлагаю вам несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей.


СЛОВЕСНЫЙ ПОЕЗД

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

«Словесный поезд» где один вагончик (слово) прикрепляется к другому

одной и той же буквой.

Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкоН», второй – «НоЧЬ», третий (или первый) – «ЧесноК» и т.д.

Играть в такую игру может большое количество игроков. Разумеется,

участники должны быть хорошо знакомы со звукобуквенным составом слова.

Эта игра способствует обогащения активного словарного запаса ребенка. Для детей постарше можно усложнить задание и предложить им называть только те слова, которые относятся к той или иной теме (например, фрукты и овощи, города, русские писатели и т.п.). Такая игра развивает не только словарь, но также быстроту реакции и эрудицию.

Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в которых есть один и тот же звук и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Давайте попробуем. Например:

Шуба, кошка, мышь

Рыба, корова, топор

Лампа, молоко, пол

Сани, маска, нос                                                          

Жук, абажур, ножи

Чайка, очки, ночь

Замок, коза, магазин

Цапля, овца, палец

Баран, арбуз, бобы

Дом, дорога, ведро

Ветка, овес, слива

Щука, вещи, лещ

Дидактическая игра «Подумай, не торопись»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, лава, ландыш…).

- Вспомни название птиц, в котором есть последний звук слова «сыр»

(грач, скворец, журавель, дрозд, ворона, сорока…).

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [м], а последний [а] (малина, машина, мина, Маша, Мира, мыла, муха, мама, манка, Миша…).

- Назови предмет в комнате с заданным звуком («Что я вижу на букву…»)

Развитие внимания

Познание окружающего мира, процесс учения невозможен без такого качества, как внимание, умения ребёнка быть внимательным. У детей с речевыми трудностями внимание, как правило, развито недостаточно, и, прежде всего, внимание слуховое. Они невнимательны к звукам речи, смыслу слов. Очень часто это обусловлено у детей отсутствием необходимого опыта. Поэтому, говоря о развитии речи детей, коррекции речевых нарушений, нельзя забывать о развитии внимания, и зрительного, и слухового.


Следующие игры направлены на совершенствование именно этих способностей.

Дидактическая игра «Послушай и повтори»

Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу (хлопки в ладоши, удары бубна и т. д.).

Дидактическая игра «Пожалуйста»

Взрослый задает команды, а дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом "пожалуйста". Если взрослый не скажет "пожалуйста", заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

- Встаньте, пожалуйста.

- Поднимите руки.

- Наклоните голову, пожалуйста.

- Попрыгайте на правой ноге.

- А теперь на левой, пожалуйста.

- Садитесь.

- Сядьте, пожалуйста.

Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?

  • Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать

предложениями.

  • Читайте художественные произведения.
  • Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
  • Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.

В заключение нашей встречи ещё раз хочу вам напомнить, что нам, логопеду и воспитателям не справиться без вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.

Рефлексия

Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…я попробую… меня удивило…

А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

В заключении нашей встречи мы хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго! Успехов и терпения!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Конспект логопедического практикума для родителей и детей

«Через год - первоклашка!»

       

                                         

Провела:

учителя-логопед

Андреева И.А.

 

Смоленск, 2025 г.

Участники: родители и дети, которые посещают логопедическую группу.

Количество участников: 22 ребёнка детей и 22 родителя.

Ведущий: учитель-логопед.

Продолжительность: 1час.

Необходимые материалы: 

- презентация для родителей «Что такое готовность к школе?»,

- мяч,

- игра «Угадай звук»,

- листы бумаги в клетку, карандаши,

- игра «Сложи квадрат»,

- клубок шерстяных (желательно цветных) ниток,

- карточки: буквами «к», «ш», «л», «о», «а».

Цель практикума: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи:

  • ознакомление родителей с основными аспектами понятия «психологическая готовность к школе»;
  • обучение практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов психологической готовности к школе;
  • ознакомление с играми, развивающими речевые способности и познавательные психические процессы;
  • предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми;
  • акцентирование внимания на соучастии, сопереживании и поддержке ребенка, а не на роли эксперта, оценивающего уровень его интеллектуального развития.

Ход практикума

  1. Вводная часть: Приветственное слово ведущей, сообщение темы практикума.

Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение».

Инструкция. Учитель-логопед по очереди бросает родителям мяч, произнося начало предложения:

«Для меня выражение “Ребенок готов к школе” означает…». Участник, поймавший мяч, формулирует свой вариант окончания данного предложения.

2. Теоретическая часть. Мини-лекция учителя-логопеда.

Учитель-логопед: «Я хочу начать наш практикум словами выдающегося детского психолога Леонида Абрамовича Венгера. “Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”. В чем же суть “готовности”?

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к общению в школе:

1) интеллектуальная готовность – ориентировка ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе, способность к концентрации внимания, развитие памяти, воображения, мелкой моторики, речи и мышления, умение строить логические связи, развитие образных представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространенная ошибка. Усилия родителей направляются на “впихивание” в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений;

2) волевая готовность – управление своими эмоциями, поведением, умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительное отношение к целям деятельности, принятие их, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идет не столько об умении слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый;

3) мотивационная готовность – принятие позиции школьника, положительное отношение к школе, к учебной деятельности. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, следовательно, мотивационная готовность у них есть. (Хотя сейчас некоторые дети прямо заявляют, что в школу идти не хотят.) Однако это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Существует огромная пропасть между “хочу в школу” и “надо учиться работать”, без осознания этого “надо” ребенок не сможет хорошо учиться, даже если он уже умеет хорошо читать, писать и считать;

4) социально-психологическая готовность – потребность в общении, умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию».

Учитель-логопед: «Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:

  • сформированность звуковой стороны речи – владение правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп;
  • полная сформированность фонематических процессов – умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи – умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа “ауи”; анализ обратного слога (гласный – согласный) типа “ап”; умение слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д.

Дети должны знать и правильно употреблять термины “звук”, “буква», «слог”, “слово”, “предложение”; знать и верно произносить гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки;

  • сформированность грамматических категорий и связной речи – правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением; умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных; умение пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка.

Важно, чтобы родители вовремя обратили внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат».


Учитель-логопед: «Важно понять, что для ребенка лучшая подготовка к школе – это естественное желание играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите его интерес! Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать совместную жизнь добрее и веселее. Так давайте поиграем!».

3. Практическая часть

Ведущая вместе с родителями встречают и приветствуют детей.

1) Упражнение «Давайте поздороваемся».

Инструкция учителя-логопеда: «Вместе со своими мамами и папами вставайте в круг. Будем здороваться необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вам нужно пожать друг другу руку, когда два раза – потереться носами, когда три раза – обняться. Будьте внимательны! Замечательно!..

«По дороге знаний предлагаю пройти.

Разные задания вас ждут на пути.

С ними справиться сумейте,

Будьте смелее и не робейте!

А мамы и папы вам помогут в пути

Дорогу знаний достойно пройти!»

Дорогие ребята. Когда мы пройдем все испытания, мы с вами узнаем куда же нас приведет дорога знаний. Попробуем? А родители нам помогут!

2) Итак, первое испытание: Игра «Угадай звук»

Инструкция учителя-логопеда – называя картинки, воспитанники определяют и называют встречающийся в словах одинаковый звук;

Игра «Где звук?» – называя предметы на рисунках, дети определяют позицию звуков;

Примечание. За выполнение заданий, участники получают карточку с буквой «о».

3) Игра «Летит – едет – плывет».

«Сейчас я буду называть различные предметы. Если предмет летит – машем руками над головой, если едет – топаем ногами, если плывет -разводим руками в стороны, плывем. Готовы? Будьте внимательны!»

Предметы: самолет, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль, поезд, велосипед, скутер, кит, птица, вертолет.

Примечание. За выполнение заданий участники получают карточку с буквой «л».

4) Игра «Сложи квадрат»

«Для следующего задания вам нужно разделиться на команды. Первая команда – дети, вторая – родители. Команда, которая быстрее выполнит задание, получит следующую карточку. «Молодцы!»

Примечание. По окончании игры команды получают карточку с буквой «ш».

5) Упражнение «Аналогии».

Инструкция учителя-логопеда. Ребята, я вам назову пары слов, первая пара будет звучать полностью, а ко второй нужно будет подобрать второе слово.

Пример: птица – летает; а змея –

мяч – игрушка; ромашка –

хлеб – кушают; книги –

медведь – медвежонок; заяц –

пища – есть; вода –

слон – большой; мышка –

камень – твердый; вата –

собака – кот; щенок –

лай – собака; кряканье –

помидор – красный; банан –

сахар – сладкий; лимон –

утро – рано; вечер –

сентябрь – месяц; среда –

ребенок – маленький; взрослый –

трава – зеленая; небо –

человек – 2 ноги; собака –

певец – поет; строитель –

зима – холодно; лето –

утро – завтрак; вечер –

дрова – пила; гвозди –

Примечание. За выполнение задания участники получают карточку с буквой «а».

6) Упражнение «Графический диктант».

(Участников приглашают за столы.)

Инструкция учителя-логопеда: «Для выполнения следующего задания вам понадобятся листок в клетку, карандаш и внимательность. Будем выполнять графический диктант и посмотрим, какое животное у нас получится. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек, и в какую сторону вы должны провести линию.

3 клетки вправо

1 клетка вверх

1 клетка вправо

4 клетки вниз

7 клеток вправо

1 клетка вверх

1 клетка влево

8 клеток вниз

1 клетка влево

3 клетки вверх

5 клеток влево

3 клетки вниз

1 влево

7 клеток вверх

3 клетки влево

3 клетки вверх

Молодцы!»
Примечание. За графический диктант участники получают карточку с буквой «к».

Учитель-логопед: «Молодцы! Вы выполнили все задания и собрали карточки. Предлагаю вам выложить из них слово, тогда мы узнаем, куда нас привела дорога знаний…»

4. Заключительная часть

1) Упражнение «Связующая нить». (Упражнение проводится в круге.)

Инструкция. Передавая друг другу клубок ниток, дети заканчивают фразу «Когда я стану первоклассником, хочу, чтобы мама и папа…», а родители – фразу «Когда (имя ребенка) станет первоклассником, я буду…».

Упражнение выполняется одновременно родителями и детьми: сначала фразу продолжает ребенок, затем его родитель. Таким образом, взрослые получают возможность услышать потребности и ожидания своих детей, а дети – эмоциональную поддержку от родителей.

5. Рефлексия с родителями.

Рефлексия - это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. В то же время рефлексия - это и умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди, как они тебя понимают, т.е. рефлексия помогает познать самого себя.

Логопед предлагает родителям вспомнить свои ощущения и впечатления и продолжить фразу:

Я поняла…

В моем ребенке меня удивило…

Мне очень понравилось…

Мне хотелось бы… (Ваша критика, замечания, предложения.)

6. Вопросы для обсуждения:

  • Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?
  • Что нового, интересного узнали для себя?
  • Когда у вашего ребенка что-то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?
  • Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?


Список используемой литературы

  1. Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. Конспекты занятий. Москва, 2009.
  2. Бабаева Т.И. У школьного порога. Детство – пресс, Москва, 2011 г.
  3. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду: игровые ситуации, игры, этюды. Детство-пресс, Москва, 2012.
  4. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Книголюб, Москва, 2004
  5. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше: Практикум по развитию познавательной деятельности. Детство-пресс, Москва, 2015.
  6. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Детство-пресс, Москва, 2012.
  7. Самоукина И.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993.
  8. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 2005.
  9. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей у детей. Ярославль: Академия развития 2005.

Список рекомендуемых источников для родителей и детей

1. Разнообразные энциклопедии по подготовке к школе.

2. Различные тетради с игровыми заданиями по типу «Игралочка», «Я – сам» и др.

3. Детские журналы и газеты «Непоседа», «Растем вместе», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Читай-ка», «Умняша» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ

Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений актуализирована задача: оптимизировать формы, методы и средства взаимодействия с родителями; привлечь родителей к активному участию в вос...

Материал из опыта работы "Взаимодействие с родителями воспитанников детского сада"

Родители- первые педагоги своих детей. От характера взаимодействия воспитателей с родителями зависит успех образовательного процесса в ДОУ....

Взаимодействие с родителями воспитанников. Планы. Консультации для родителей.

План работы по организации взаимодействия воспитателя с родителями.Консультации для родителей....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Взаимодействие с родителями воспитанников. Планы. Консультации для родителей.

План работы по организации взаимодействия воспитателя с родителями.Консультации для родителей....