Консультация для родителей "Кризис 4-5 лет: почему ребенок не слушается?"
консультация

Семянникова Л. Г.
Содержание: особенности возрастного кризиса, переход от действий «потому что хочу» к «потому что надо». Как устанавливать границы и договариваться.
   Что получат родители: практические советы по управлению поведением без криков и наказаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_krizis.docx60.18 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ №197

Консультация для родителей «Кризис 4-5 лет: почему ребенок не слушается?»

Подготовила: Воспитатель 1 кв.категории Семянникова Л.Г.

Оренбург, 2024

Если ваш некогда послушный и милый малыш вдруг стал спорить по любому поводу, отвечать «не хочу» и «не буду», а вы слышите бесконечные «я сам!» — не пугайтесь. Это не испорченный характер, а закономерный этап взросления — кризис 4-5 лет. Его главная задача — переход от импульсивных действий «потому что хочу» к осознанным «потому что надо».

Что происходит с ребенком? Особенности кризиса:

  • Ребенок в этом возрасте осознает себя как личность, отдельную от родителей. Ему важно показать свою волю, самостоятельность и власть.
  • Протест и своеволие: Он проверяет границы дозволенного. Его девиз: «Я так решил!». Это не вредность, а эксперимент — «Что будет, если я сделаю наоборот?».
  • Обостренная реакция на критику: Ребенок болезненно воспринимает прямые указания на ошибки. Он может становиться грубым, замыкаться в себе или бурно протестовать.
  • Негативизм: Отказ делать что-либо только потому, что это предложил взрослый. «Надень шапку» может вызвать бурю возмущения, даже если на улице холодно.
  • Появление хитрости: Ребенок начинает экспериментировать с манипуляциями (нытье, капризы), чтобы добиться своего.

Как устанавливать границы и договариваться? Практические советы без криков и наказаний.

Ваша задача — не «сломать» ребенка, а помочь ему пройти этот этап, научившись правилам и самоконтролю.

1. Предоставляйте выбор там, где это возможно.

Это удовлетворяет потребность ребенка в самостоятельности и снижает сопротивление.

Вместо: «Одевайся!»

Скажите: «Ты наденешь красную кофту или синюю?», «Сначала наденем штаны или футболку?»

2. Переводите прямые указания в игру.

Игра— родная стихия ребенка, через нее он готов принимать правила.

Вместо: «Немедленно убери игрушки!»

Скажите: «Давай посмотрим, кто быстрее соберет кубики — ты в красную коробку, а я в синюю!» или «Наш спасательный отряд должен очистить ковер от машинок за 2 минуты!»

3. Обозначайте чувства ребенка и свои границы.

Это учит его понимать свои эмоции и учитывать чувства других.

Скажите: «Я понимаю, ты очень злишься, что пора уходить с площадки. Мне тоже грустно. Но мы должны идти, у нас ждут дела. Давай договоримся, что придем сюда завтра».

Важно: Сохраняйте спокойный тон. Ваша уверенность — его опора.

4. Используйте технику «Когда… тогда…».

Эта формула помогает связать неприятное действие с приятным последствием и учит ответственности.

Скажите: «Когда ты уберешь краски, тогда мы сможем почитать новую книжку».

«Когда ты почистишь зубки, тогда мы выберем, какую пижаму надеть».

5. Заменяйте слово «Нет» на объяснение и альтернативу.

Прямые запреты только провоцируют протест.

 Вместо: «Нет, нельзя есть конфеты перед обедом!»

Скажите: «Конфеты мы съедим после обеда, чтобы у тебя остался аппетит на суп. А сейчас можешь взять яблоко или банан».

6. Давайте «важную работу».

Поручите ребенку ответственное задание: помыть овощи для салата, протереть пыль, разложить ложки на столе. Это повысит его самооценку и даст почувствовать свою значимость.

7. Сохраняйте единые правила и последовательность.

Если сегодня нельзя прыгать на диване, то этого правила должны придерживаться все члены семьи всегда. Последовательность дает ребенку чувство безопасности и понимание четких границ.

Чего стоит избегать:

Криков и физических наказаний: Они разрушают доверие и учат ребенка только тому, что сильный всегда прав.

Публичного стыда: Не ругайте ребенка при других детях и взрослых.

 Постоянных упреков: «Ты всегда так делаешь!», «Ты совсем не слушаешься!». Это формирует у ребенка негативный образ себя.

Помните, кризис 4-5 лет — это не вечно. Это важный виток развития. Проявляя терпение, гибкость и любовь, вы не только переживете этот период, но и поможете ребенку стать более самостоятельной, уверенной в себе и гармоничной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ИГРА?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ИГРА?»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ИГРА?»

laquo;Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев)Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого челове...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ИГРА?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ИГРА?»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ИГРА?»

laquo;Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев)Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого челове...

Консультация "Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает

Консультация "Что такое «познавательная деятельность»  или почему ребенок медленно думает...