проект «Новый год в кругу семьи»
консультация (старшая группа)

Надежда Васильевна Кононова

Важность семейных традиций заключается в том, что они сохраняют связь между поколениями, тёплые отношения между родителями и детьми, создают атмосферу взаимодействия и поддержки внутри семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_n.g.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 комбинированного вида»

г. Красноярск, ул. Менжинского, 10б

тел. 246-00-55   E-mail:dou12@mailkrsk.ru

Педагогический проект в направлении

 «Актуализация воспитательного потенциала

в системе дошкольного образования»

тема «Новый год в кругу семьи»

Сроки выполнения проекта: 15.11.2024 - 20.01 .2025г.

Кононова Н. В., воспитатель

Красноярск, 2025г     

                                                               

1. Описание проекта

1.1. Актуальность проекта. 

 Актуальность проекта, в направлении «Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования», «Новый год в кругу семьи» (далее по тексту - Проект) обоснована значимостью образовательных задач, связанных с приобщение детей к традициям семьи, способствующих формированию у детей нравственных ценностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на создание условий, способствующих формированию у детей патриотических чувств.

Актуальность темы состоит в том, что воспитание ребенка начинается с семьи. Дети должны знать семейные традиции.

Новый год – чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов.

Каждая семья готовится к празднованию Нового года. Дети пишут письма Деду Морозу, изготавливаются елочные украшения своими руками, дети и родители наряжают елку и украшают дом. 31 декабря за столом собирается вся семья, кушают любимые блюда, приготовленные мамой. А в новогоднюю ночь дарят друг другу подарки, запускают в небо праздничный салют.

Семейные традиции – это то, что сохраняется и передается через поколения. Именно в семье усваивается то, что потом закладывается в основу личности. Семейные традиции формируют национальную культуру в целом.

Именно в теплой, уютной атмосфере семьи, детского сада у детей формируется фундамент чувства патриотизма, любви к своему Отечеству.

Но в результате опроса, выяснилось, что дети мало знают историю возникновения праздника и его традиций, традиции празднования Нового года в других странах. «Что такое Новый год?», «Кто его придумал?», «Для чего нужны новогодние игрушки?», «Какие бывают елочные игрушки?», «Как украшали елку в старину наши предки?», «Как отмечают Новый год в разных странах?». выяснилось, что вопросов у дошкольников больше чем ответов. Выявленная проблема стала основанием для разработки и реализации Проекта «Новый год в кругу семьи»

1.2. Цели и задачи проекта.  

Цели проекта:

- приобщение детей к семейным и народным традициям празднования Нового года с целью создания эмоционально-положительной, творческой атмосферы при подготовке к празднику;

- представление презентационных сообщений о новогодних традициях семьи.

Задачи проекта:

  1. Обучающие:

- узнать (уточнить) информацию о традициях нового года, истории возникновения ёлочной игрушки её технологии изготовления.

  • обогатить коммуникативный опыт детей посредством взаимодействия с родителями, педагогами, сверстниками в ходе познавательно-поисковой деятельности;
  • привлечь детей к посильному участию в создании выставки (размещению фотографий на стенде, созданию рисованных предметных и аппликационных изображений).
  1. Развивающие:
  • развивать умение находить, отбирать, оформлять (устно) и презентовать познавательную информацию, используя различные способы и источники ее получения;
  • совершенствовать монологическую форму речи: рассказывать короткие рассказы о семейных традициях, с опорой на фотографии.
  1. Воспитательные:

- воспитывать интерес детей к семейным праздникам, культуре празднования Нового года, бережное отношение к обычаям своей семьи; воспитывать у детей интерес к истории праздника

1.3.  Результаты проекта.

Проект повысил уровень знаний участников: о традициях нового года, истории возникновения ёлочной игрушки её технологии изготовления. Дети стали проявлять интерес к семейным праздникам, культуре празднования Нового года, бережное отношение к обычаям своей семьи и будут отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Участники проекта:

  • подготовили и представили презентационные сообщения о новогодних традициях семьи.

2. Деятельность в рамках проекта

Реализация Проекта осуществлялась в соответствии с календарным комплексно-тематическим планом образовательной деятельности в группе на установленный проектом период.

Для обеспечения максимальной активности и мотивации детей в ходе проектной деятельности, планом были предусмотрены разнообразные, адекватные возрасту детей виды деятельности (игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, изобразительная), которые осуществлялись как в процессе совместной, со взрослыми, формы их организации, так и в форме самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде группы.

Была спланирована экскурсия на завод игрушек «Бирюсинка», что позволило участникам Проекта увидели какие игрушки выпускали на фабрике раньше, познакомились с выставкой игрушек, которые выпускают сейчас на фабрике, познакомились с процессом изготовления стеклянных ёлочных украшений, посетили цех по шитью мягких игрушек, а также активно провести время с пользой.

С учетом возрастных особенностей детей и специфики Проекта деятельность по его реализации была организована с применением различных методов и приемов: игровых, наглядных, словесных, практических. Разнообразие методов и приемов, видов детской деятельности и форм их организации обеспечило комплексный подход к реализации целей и задач Проекта.

Отличительной особенностью Проекта явилось активное вовлечение родителей в процесс его реализации. Использование ресурсов семьи позволило значительно усилить развивающий и образовательный эффект проектной деятельности.

3. План работы по проекту

Мероприятия, виды работ

Участники/ взаимодействие субъектов

Сроки реализации

  1. Подготовительный этап

Заседание семейного клуба «Клубочек».

Актуализация проблемного вопроса «Как мы празднуем Новый год дома?»

Планирование проектной деятельности участников.

Все участники проекта

15.11.2024

Занятие по познавательному развитию «Традиции празднования Нового года в России"

Педагоги, дети

15.11.2024

  1. Основной этап

Оформление в группе фотовыставки «Новогодние фантазии»

Педагоги, родители

16.11.2024 – 14 01.2025

Консультации для родителей  «Традиции встречи Нового года в разных странах», «Новогодний подарок своими руками»

Педагоги, родители

Просмотр виртуального фильма «Что такое Новый год», беседы по содержанию фильма

Педагоги, дети

Просмотр мультфильмов: «Тимошкина ёлка», «Снеговик-почтовик», «Снегурочка», «Сказка про Новый год», «Дед Мороз и лето», «Когда зажигаются ёлки»;

Педагоги, дети

Выездная экскурсия на фабрику ёлочных игрушек «Бирюсинка»,  беседы по содержанию экскурсий

Педагоги, родители, дети, сотрудники музея

Беседы:  «Что такое Новый год?», «Кто его придумал?», «Как отмечают праздник в твоей семье?», «Кто и как смастерил ёлочные игрушки?», «Чем можно украсить ёлку?», «Для чего нужны новогодние игрушки?», «Какие бывают елочные игрушки?», «Как украшали елку в старину наши предки?»

Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность):

- аппликация: «Новогодний хоровод», «Ёлочка нарядная»

- рисование «Дед Мороз», «Снегурочка»;

- лепка «Снегурочка», «Ёлочка нарядная»

Педагоги, дети

Подвижные игры: «Метель-снежинка-льдинка-елочки», «Мы повесим шарики», «Кто такой Дед Мороз»

Педагоги, дети

Сюжетно-ролевые игры «Мы празднуем Новый год», «Путешествие в Великий Устюг».

Педагоги, дети

Прослушивание народных сказок: В.Сутеев «Елка», рассказы: М.Зощенко «Елка», А.Гайдар «Чук и Гек». стихотворения: К. Чуковский «Елка».

Педагоги, дети

Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность): прослушивание

Педагоги, дети

Дидактические игры: Подскажи словечко», «Подбери признак к предмету», «Наряди  ёлку»

Педагоги, дети

Разучивание стихов, песен, танцев на праздник о новом годе.

Педагоги, дети

Участие в районном конкурсе «Зимняя симфония» (изготовление игрушек»

Родители, дети

Участие в городском  хореографическом конкурсе «Маленькая Снегурочка»

Педагоги, дети

Мастер-класс для родителей по изготовлению снежинок

Все участники

Подготовка презентационных сообщений по теме

Родители, дети

Изготовление игр

Воспитатели

Завершающий (обобщающий) этап.

Открытое заседание семейного клуба «Клубочек»: Презентационные семейные выступления по теме

Все участники проекта, приглашенные гости: дети и педагоги других возрастных групп.

15. 01.2025

4. Оценка результатов реализации проекта

Планируемые результаты Проекта очевидны (имеют материальную основу). В связи с этим, оценку результатов его реализации можно осуществлять по наличию материальных продуктов проектной деятельности его участников: выставки книг «Новый год в кругу семьи» и презентационных выступлений участников по теме Проекта.

Отсроченные результаты Проекта могут оцениваться по следующим параметрам:

  • проявление детьми инициативы и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх (обыгрывают разные ситуации в роли одного из персонажа);
  • положительная динамика показателей числа семей, посещающих в выходные дни новогодние ёлки, катки.

5. Распространение результатов проекта

Перспективы развития Проекта могут быть связаны с организацией познавательно-поисковой деятельности по теме «День Победы в моей семье». Реализованный проект может быть взят за основу при проектировании нового этапа деятельности.

Проект имеет практическое значение и не сложен в реализации. В связи с этим может использоваться педагогами других дошкольных образовательных организаций для реализации новых подходов к приобщению детей к семейным обычаям. Они определяют в ребенке понятие стабильности, нерушимости семейных устоев, дают чувство сплоченности, делают детей более нежными и ласковыми.

6. Устойчивость проекта

Устойчивость Проекта будет обеспечиваться в группе системой образовательной деятельности нравственной направленности, разработкой и реализацией других проектов, поддерживающих познавательную активность и интерес детей к познавательной-поисковой деятельности.

Проект будет иметь положительные эффекты, не предполагает негативных последствий.

7. Бюджет проекта

Не предусмотрен.

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Утёмов В.В. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста, - М.: издательство Литрес, 2018.
  2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016, 96 с.
  3. Статья «Семья – у истоков добра» Организация духовно-нравственного

воспитания детей старшего дошкольного возраста через формирование позитивных представлений о семейных ценностях https://www.1urok.ru/categories/19/articles/64724

  1. Консультация для воспитателей «Семейные ценности и традиции

          в воспитании детей»

          https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/02/10/konsultatsiya-dlya-   vospitateley-semeynye-tsennosti-i-traditsii-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Новый год в кругу семьи»

Это ожидание чуда, ни с чем несравнимая сказка. Ведь у каждого из нас лучшие воспоминания  про Новый год связаны с детством. Так давайте стремиться, чтобы наши малыши полюбили этот удивительный п...

Проект «Новый год в кругу семьи»

проект " новый год в кругу семьи"...

"Новый год в кругу семьи!"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Новый год в кругу семьи"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18768671","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Новый год в кругу семьи

советы родителям...

Новый год в кругу семьи

В разработке предложены игры, в которые родители могут поиграть со своими детьми....

Консультация для родителей "Новый год в кругу семьи"

В жизни ребёнка Новый год значит, пожалуй, больше, чем в жизни взрослых. Детали этого праздника чаще всего стираются, но остаются ощущения – атмосфера волшебства, оживления и ожидания чудес, цар...