Консультация логопеда для родителей "Скоро в школу".
консультация (подготовительная группа)

В данной консультации подсвечиваются важные критерии развития речи в старшем дошкольном возрасте, моменты, на которые нужно обратить внимание родителям будущих первоклассников. Также предложены речевые игры, которые можно использовать самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_skoro_v_shkolu.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая консультация для родителей

Тема: «Скоро в школу: Готовим речь дошкольника к 1 классу»

Уважаемые родители! Приближается тот волнительный момент, когда ваш ребёнок переступит порог школы. Готовность к школе – это не только умение считать и читать. Фундаментом успешного обучения является грамотная, чёткая и богатая речь.

Сильные речевые навыки помогут ребёнку:

  • Легко понимать объяснения учителя.
  • Чётко формулировать свои мысли и ответы.
  • Без проблем овладевать письмом и чтением.
  • Комфортно общаться со сверстниками.

Давайте вместе проверим, на что стоит обратить внимание в оставшееся до школы время.

1. «Ключевые параметры»: Что должно быть сформировано к 7 годам?

  • Звукопроизношение:
  • Ребёнок правильно произносит все звуки русского языка, включая сложные [Л] и [Р]. В речи нет замен, искажений или пропусков звуков.
  • Фонематический слух (основа грамотного письма!):
  • Умеет выделять первый и последний звук в слове.
  • Может определить последовательность и количество звуков в коротком слове (например, «дом» – [д], [о], [м]).
  • Различает на слух похожие звуки (например, [С]-[Ш], [З]-[Ж], [К]-[Т]). Это страхует от ошибок типа «сапка» вместо «шапка».
  • Словарный запас:
  • Активно использует обобщающие понятия (транспорт, профессии, посуда, животные).
  • Подбирает синонимы (весёлый – радостный) и антонимы (высокий – низкий).
  • Понимает и использует в речи многозначные слова и простые фразеологизмы (например, «витать в облаках»).
  • Грамматический строй:
  • Правильно согласовывает слова в предложении (например, «пять яблок», а не «пять яблоков»).
  • Умеет образовывать сложные слова (соковыжималка, пылесос) и использовать все падежные конструкции.
  • Связная речь:
  • Может самостоятельно пересказать небольшой текст, сохранив главную мысль и последовательность событий.
  • Составляет рассказ по серии картинок или по сюжетной картинке.
  • Может логично и понятно для окружающих рассказать о произошедшем событии.

2. «Тревожные звоночки»: Когда обязательно нужна помощь логопеда?

Если вы заметили у будущего первоклассника хотя бы один из этих признаков, рекомендуем проконсультироваться со специалистом:

  • Речь нечёткая, «смазанная», многие звуки произносятся смягчённо («столь» вместо «стол»).
  • Ребёнок путает звуки, заменяет их на более простые («лыба» вместо «рыба»).
  • Испытывает большие трудности с подбором слов, в речи много слов-паразитов («ну, это, типа»).
  • Не может построить распространённое предложение, нарушено согласование слов.
  • С трудом пересказывает, теряет смысловые звенья.
  • Не может выучить простое стихотворение, плохо запоминает последовательность слов.

Помните: многие ошибки на письме (дисграфия) напрямую вытекают из нерешённых речевых проблем в дошкольном возрасте.

3. «Играем и готовимся»: Полезные игры для дома

Развивать речь можно легко и весело в повседневном общении!

  • Игры для фонематического слуха:
  • «Поймай звук»: Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [Ш] (шар, сумка, кошка, мышь).
  • «Цепочка слов»: Придумать слово, которое начинается на последний звук предыдущего (кот – торт – тапки – игла).
  • Игры для словаря и грамматики:
  • «Один – много» (с трудными словами): Дом – дома, стул – стулья, ухо – уши, человек – люди.
  • «Назови ласково» (отработка суффиксов): Стол – столик, рука – ручка, лист – листочек.
  • «Что из чего?» (образование прилагательных): Сок из апельсина – апельсиновый, варенье из яблок – яблочное.
  • Игры для связной речи:
  • «Что было потом?»: После прочтения сказки предложите придумать, что случилось с героями дальше.
  • «Фотограф»: Попросите ребёнка описать по памяти, что находится в другой комнате.
  • «Аукцион»: Называйте как можно больше признаков одного предмета («Яблоко какое?» – круглое, сладкое, красное, сочное, спелое...).

!!!Главный совет!!!

Самое мощное средство развития речи – это живое, эмоциональное общение с вами. Чаще разговаривайте с ребёнком, задавайте ему открытые вопросы («Как ты думаешь, почему...?», «Что бы ты сделал на месте...?»), читайте вместе и обсуждайте прочитанное.

Уделите внимание речи сейчас – и ваш ребёнок скажет вам «спасибо» своими первыми школьными успехами!

С уважением, ваш логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Консультация логопеда для родителей «Речевая подготовка детей к школе»

C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей. Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепе...

Консультация логопеда для родителей:" На что обратить внимание до школы?"

Очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс,отмечаются нерезко выраженные нарушения в речевом развитии, которые заметны только специалисту. В статье изложены рекомендации родителям для пред...

Консультация учителя - логопеда "Речевая готовность к школе"

laquo;Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?»...

1.Консультации для родителей «Скоро в школу. Развитие речи» 2. «Логопедия для малышей. Уроки Феи правильных звуков. Сонорные звуки» 3. «Веселая читай-ка»

Комплексная система формирования речемыслительной деятельности с применением компьютерных развивающих и обучающих программ...

Консультация логопеда по теме: «Речевая готовность к школе»

Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителя в формировании мотивационной сферы готовности к школе....

Консультация логопеда для родителей (лето, до школы)

Рекомендации логопеда родителям для закрепления знаний, умений и навыков, которые приобрели на занятиях в учебном году....