Консультация логопеда для родителей "Скоро в школу".
консультация (подготовительная группа)
В данной консультации подсвечиваются важные критерии развития речи в старшем дошкольном возрасте, моменты, на которые нужно обратить внимание родителям будущих первоклассников. Также предложены речевые игры, которые можно использовать самостоятельно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая консультация для родителей
Тема: «Скоро в школу: Готовим речь дошкольника к 1 классу»
Уважаемые родители! Приближается тот волнительный момент, когда ваш ребёнок переступит порог школы. Готовность к школе – это не только умение считать и читать. Фундаментом успешного обучения является грамотная, чёткая и богатая речь.
Сильные речевые навыки помогут ребёнку:
- Легко понимать объяснения учителя.
- Чётко формулировать свои мысли и ответы.
- Без проблем овладевать письмом и чтением.
- Комфортно общаться со сверстниками.
Давайте вместе проверим, на что стоит обратить внимание в оставшееся до школы время.
1. «Ключевые параметры»: Что должно быть сформировано к 7 годам?
- Звукопроизношение:
- Ребёнок правильно произносит все звуки русского языка, включая сложные [Л] и [Р]. В речи нет замен, искажений или пропусков звуков.
- Фонематический слух (основа грамотного письма!):
- Умеет выделять первый и последний звук в слове.
- Может определить последовательность и количество звуков в коротком слове (например, «дом» – [д], [о], [м]).
- Различает на слух похожие звуки (например, [С]-[Ш], [З]-[Ж], [К]-[Т]). Это страхует от ошибок типа «сапка» вместо «шапка».
- Словарный запас:
- Активно использует обобщающие понятия (транспорт, профессии, посуда, животные).
- Подбирает синонимы (весёлый – радостный) и антонимы (высокий – низкий).
- Понимает и использует в речи многозначные слова и простые фразеологизмы (например, «витать в облаках»).
- Грамматический строй:
- Правильно согласовывает слова в предложении (например, «пять яблок», а не «пять яблоков»).
- Умеет образовывать сложные слова (соковыжималка, пылесос) и использовать все падежные конструкции.
- Связная речь:
- Может самостоятельно пересказать небольшой текст, сохранив главную мысль и последовательность событий.
- Составляет рассказ по серии картинок или по сюжетной картинке.
- Может логично и понятно для окружающих рассказать о произошедшем событии.
2. «Тревожные звоночки»: Когда обязательно нужна помощь логопеда?
Если вы заметили у будущего первоклассника хотя бы один из этих признаков, рекомендуем проконсультироваться со специалистом:
- Речь нечёткая, «смазанная», многие звуки произносятся смягчённо («столь» вместо «стол»).
- Ребёнок путает звуки, заменяет их на более простые («лыба» вместо «рыба»).
- Испытывает большие трудности с подбором слов, в речи много слов-паразитов («ну, это, типа»).
- Не может построить распространённое предложение, нарушено согласование слов.
- С трудом пересказывает, теряет смысловые звенья.
- Не может выучить простое стихотворение, плохо запоминает последовательность слов.
Помните: многие ошибки на письме (дисграфия) напрямую вытекают из нерешённых речевых проблем в дошкольном возрасте.
3. «Играем и готовимся»: Полезные игры для дома
Развивать речь можно легко и весело в повседневном общении!
- Игры для фонематического слуха:
- «Поймай звук»: Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [Ш] (шар, сумка, кошка, мышь).
- «Цепочка слов»: Придумать слово, которое начинается на последний звук предыдущего (кот – торт – тапки – игла).
- Игры для словаря и грамматики:
- «Один – много» (с трудными словами): Дом – дома, стул – стулья, ухо – уши, человек – люди.
- «Назови ласково» (отработка суффиксов): Стол – столик, рука – ручка, лист – листочек.
- «Что из чего?» (образование прилагательных): Сок из апельсина – апельсиновый, варенье из яблок – яблочное.
- Игры для связной речи:
- «Что было потом?»: После прочтения сказки предложите придумать, что случилось с героями дальше.
- «Фотограф»: Попросите ребёнка описать по памяти, что находится в другой комнате.
- «Аукцион»: Называйте как можно больше признаков одного предмета («Яблоко какое?» – круглое, сладкое, красное, сочное, спелое...).
!!!Главный совет!!!
Самое мощное средство развития речи – это живое, эмоциональное общение с вами. Чаще разговаривайте с ребёнком, задавайте ему открытые вопросы («Как ты думаешь, почему...?», «Что бы ты сделал на месте...?»), читайте вместе и обсуждайте прочитанное.
Уделите внимание речи сейчас – и ваш ребёнок скажет вам «спасибо» своими первыми школьными успехами!
С уважением, ваш логопед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "
В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители - главные помощн...

Консультация логопеда для родителей «Речевая подготовка детей к школе»
C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей. Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепе...

Консультация логопеда для родителей:" На что обратить внимание до школы?"
Очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс,отмечаются нерезко выраженные нарушения в речевом развитии, которые заметны только специалисту. В статье изложены рекомендации родителям для пред...

Консультация учителя - логопеда "Речевая готовность к школе"
laquo;Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?»...

1.Консультации для родителей «Скоро в школу. Развитие речи» 2. «Логопедия для малышей. Уроки Феи правильных звуков. Сонорные звуки» 3. «Веселая читай-ка»
Комплексная система формирования речемыслительной деятельности с применением компьютерных развивающих и обучающих программ...
Консультация логопеда по теме: «Речевая готовность к школе»
Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителя в формировании мотивационной сферы готовности к школе....

Консультация логопеда для родителей (лето, до школы)
Рекомендации логопеда родителям для закрепления знаний, умений и навыков, которые приобрели на занятиях в учебном году....