консультация для родителей "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей"
консультация (подготовительная группа)
Как формировать безопасное поведение детей дошкольного возраста с помощью игр.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей»
Безопасность детей дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях зависит от того, чему научили детей взрослые: воспитатели и родители. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей возможно через использование игр. Ведь игра – это основной вид деятельности ребёнка. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение дошкольников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются, либо моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
Ещё В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Безопасность детей может быть достигнута только совместными стараниями педагогов и родителей. То есть навыки, полученные во время занятий в детском саду, должны быть закреплены родителями в семье.
Нередко взрослые, желая научить ребенка безопасности, прибегают к запугиванию. Но этот способ неэффективен, потому что страх парализует память, и в опасной ситуации ребенок может просто забыть полезные советы выхода из положения, которые ему были даны . Поэтому, во время игр необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок понял, как можно спокойно и уверенно выйти победителем из опасности.
Итак, чтобы чувствовать себя в безопасности, дети дошкольного возраста должны научиться следующему:
- знать свой адрес, свое имя, фамилии и имена родителей, номер телефона родителей;
- уметь уверенно, громко и четко говорить «нет»;
- беречь ключи от квартиры, если гуляют одни без взрослых;
- придерживаться одного маршрута, если необходимо куда-либо ходить без взрослых;
- гуляя без взрослых, не выходить за границы территории, обозначенной родителями;
- всегда говорить родителям о своих планах, такую традицию желательно соблюдать всем членам семьи, чтобы ребенку не казалось, что контролируют только его.
Предлагаю несколько игр, закрепляющих навыки безопасности.
Прививать необходимые навыки безопасности очень удобно, играя с детьми в игру «Что, если…». Находя, как в викторине, верный ответ на заданный вопрос, ребенок учится быстро принимать решение.
Вопросы могут быть следующими: «Что ты сделаешь, если мы потеряемся в магазине?», «Что ты ответишь, если кто-то чужой позовет покататься на машине?», «Что, если дети со двора позовут тебя погулять в парк?» и любые другие.
Если в детском саду проходят занятия по безопасности, дома следует попросить ребенка рассказать обо всех опасных случаях, которые он узнал, и снова обсудить их вместе.
Ребенок должен различать понятия «незнакомец», просто незнакомый человек, и «опасный незнакомец», незнакомый человек, пытающийся заговорить с тобой, а «безопасный незнакомец» — это полицейский, продавец в магазине, у которых можно попросить помощь. По такому же принципу можно помочь ребёнку усвоить понятия «безопасное место» и «опасное место», «безопасное время суток» и «опасное» время суток».
Во время прогулок можно развивать у ребенка наблюдательность, соревнуясь, кто больше деталей внешности встречных людей запомнит: цвет глаз, волос, кожи, рост, шрамы, телосложение, родинки и т. д.
Ответив в присутствии ребенка на вопрос незнакомого человека о времени, месте нахождения чего-либо, можно обсудить ситуацию, предположить, для чего человеку это было надо, как мы ему помогли.
Также надо научить ребенка запоминать отличительные черты автомобилей: цвет, номера, наклейки.
Закрепить полученные элементарные навыки безопасности у детей дошкольного возраста помогают ролевые игры. Перед игрой «Большое и маленькое «Нет» необходимо детям рассказать сказку Гизеллы Браун, обсудить ее с ними, а затем предложить каждому произнести слово «нет». При этом педагог тоже предлагает варианты произношения слова: тихо, опустив голову, и громко и четко, прямо глядя в глаза. Дети обыгрывают слово в разных, предложенных педагогом ситуациях и приходят к выводу, что слово «нет», произнесенное четко, уверенно и громко, более результативно.
Игра «Незнакомец» учит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. Педагог предлагает различные сюжеты ситуаций: незнакомец просит показать, где находится какой-либо дом, или просит найти упавший предмет, или просит помочь что-то донести и т. д.
Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому «Я вас не знаю». В процессе игры также необходимо закрепить в сознании детей важнейшее правило: прежде, чем куда-то идти, необходимо получить разрешение родителей, а незнакомцы не имеют права это правило нарушать.
В игре «Один дома» ребенок должен усвоить правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им дверь. Если незнакомец просит позвать родителей, нельзя говорить, что их нет дома, а следует ответить, что они заняты и не могут подойти к двери, а также можно предложить ему обратиться к соседям.
При этом дети должны знать, что такие ответы являются не ложью, а мерами безопасности, потому что не существует проблем, которые полицейский, почтальон или работник ЖЭКа могут решить с детьми. Ребенок должен уметь в подобных случаях задавать вопросы «Как вас зовут?», «Что передать родителям?» Зная, что нельзя давать по телефону незнакомцам никакой информации о родителях, фамилии, адресе и т. д. В ролевых играх на тему «Один дома» наиболее наглядными и полезными будут сюжеты сказок «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, лиса и петух».
Игра «Подкуп» помогает ребёнку понять, что предлагаемые незнакомцами подарки или угощения могут преследовать неблаговидную цель и совершаются ими для того, чтобы взамен получить какую-либо услугу. Ребенок должен усвоить правило, что у незнакомца нельзя ничего брать, а тем более, принимать его приглашение подойти за интересным подарком к машине, или зайти в соседний двор.
Также ребенок должен запомнить, что если он, забыв о бдительности, отозвался на приглашение незнакомца, нужно немедленно громко кричать, звать на помощь прохожих и рассказывать о происшествии. Сюжеты для игры можно взять из сказок о Белоснежке или о спящей царевне и семи богатырях.
Игра «Машина» поможет ребенку усвоить правило: чтобы никто силой не посадил в чужую машину, нужно научиться не приближаться к кромке тротуара на расстояние меньше, чем «три больших шага». Взрослые должны показать это расстояние и научить ребёнка его соблюдать. При этом дети должны помнить, что в чужую машину нельзя садиться, какую бы уважительную причину не приводил незнакомец, даже если он говорит, что приехал по просьбе родителей. Если в машину все же усаживают силой, следует громко кричать, что это чужие люди и звать на помощь прохожих.
По подобной методике с детьми следует провести ролевые игры на другие темы:
«Если потерялся» (обратиться за помощью к «неопасным незнакомцам»);
«Дорога домой» (нельзя отклоняться от маршрута);
«Защита» (кричать, привлекать внимание);
«Опасность» (действия в случае пожара и других ЧП, знание телефонов служб 01, 02, 03, 04) и т. д.
Ролевые игры с детьми по безопасности, с одной стороны, являются эффективной профилактикой противодействия жесткому отношению к ним взрослых. С другой стороны, они учат тому, что при соответствующем правильном поведении, из любой опасной ситуации, которую могут создать «опасные незнакомцы», всегда можно выйти победителем, обратившись к готовым прийти на помощь «добрым незнакомым людям».
Таким образом, все проблемы по ОБЖ, которые так необходимо знать и уметь решать детям, воспроизводятся ими в играх. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры, так как игра необходима для здоровья ребёнка. Она делает его жизнь содержательней¸ полной, создает уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Кустовое методическое объ...

Конспект НОД на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей средствами изобразительной деятельности «Опасная конфета» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: раз...

Занятие по ПДД Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей по средствам освоения правил дорожного движения (ПДД)» .Малыши с рождения за безопасное движение
Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах....

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей "Азбука безопасности"
Программа для детей старшего дошкольного возраста...

17.10.2018 Консультация для сотрудников. «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
laquo;Безопасность» присутствует в непосредственной образовательной деятельности. Но на нее выделяется в день по 1 минуте или по 5 минут в день. Поэтому целесообразнее проводить НОД по безопасн...

Консультация для педагогов из ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»
Основы безопасности жизнедеятельности - это наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде, охрану и укрепления его здоровья. Актуальность э...