Родительское собрание: "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»
материал

Носова Евгения Александровна
  В настоящее время в дошкольных учреждениях в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести и к нарушениям письменной речи (чтения и письма).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_zvukonarusheniy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Профилактика нарушений звукопроизношения

у детей младшего дошкольного возраста»

 

Подготовила

Учитель – логопед:

Носова Е.А.

В настоящее время в дошкольных учреждениях в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести и к нарушениям письменной речи (чтения и письма).

Несформированность звукопроизношения у детей крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

-отсутствием звука, то есть его пропуском в слове (рак - [ак], клоун - [коун] и т. п.);

-заменой одного звука другим звуком, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак - [лак], зубы - [з'убы (зюбы)], шапка - [сапка] или [с'апка (сяпка)] и т. п.)

-искажением звука, то есть вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубные, губно-зубные свистящие; горловое [р], боковые шипящие и т. д.).

Если рассматривать наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:

  • нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
  • недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедлены и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
  • недоразвитие речевого дыхания.

Почему у детей возникают данные нарушения? Можно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения? Ведь, как известно, любое нарушение легче предотвратить, чем исправить.

Поговорим о наиболее целесообразных направлениях в профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

1. Организация полноценной речевой среды.

Овладение речью – сложный психический процесс. Речь начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделима друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной из них часто ведет к недоразвитию другой. Поскольку речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими его людьми, то большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и родителям. Поэтому очень важным является создание правильной и полноценной речевой среды не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова, вот почему для ребенка особенно раннего возраста вредно слушать постоянно включенные радиоприемник и телевизор. Нельзя подстраиваться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые им слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п., так как это будет тормозить речевое развитие ребенка. Большое влияние на речевое развитие детей оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Но помните, излишнее настойчивое требование верного произношения, которое ещё не по силам ребёнку, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок и т. п. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значение, а в дальнейшем следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.

Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

2. Организация работы по развитию артикуляционного аппарата.

В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз. При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений (точность, плавность, нужный темп, координированный переход от одного движения к другому, симметричность по отношению к левой и правой стороне лица), иначе артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели. Артикуляционных упражнений очень много, много и литературы с их фотографиями или рисунками. Почти у каждого артикуляционного упражнения в зависимости от воображения авторов есть несколько вариантов их названий. Главное выбрать из всего этого многообразия 3 – 5 самых необходимых упражнений.

  • «Лопатка»:   рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд
  •  «Чашечка»:   рот широко открыт,  передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд
  •  «Иголочка»:   рот открыт,  узкий длинный язык выдвинут вперёд. Удерживать не менее 5 секунд
  • «Горка»:   рот открыт,  кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Удерживать не менее 10 секунд
  • «Трубочка»:   рот открыт, напряжённым языком попеременно  тянуться сначала к носу, затем к подбородку
  • «Лошадка»:   присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и  сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения
  • «Маляр»:   рот открыт,  широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой)
  • «Вкусное варенье»:   рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта
  • «Автомат»:   рот приоткрыт,  напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося  т-т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д-д-д. Постепенно убыстрять темп
  • «Фокус»:   рот приоткрыть,  язык в форме «чашечки» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа

Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение

2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

3.  Организация работы по развитию речевого дыхания.

      Родителям и педагогам дошкольного учреждения следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

  • дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
  • дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
  • надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
  • сдувать со стола ватные шарики в определённом направлении (игра «Футбол»);
  • дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке воздушному шарику и т.д.

Выполнение дыхательных упражнений влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Профилактика заболеваний ЛОР-органов:   острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и др. – важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения у дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма (нарушения произношения звуков с, з, ц) и т.д.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 4.  Дыхательная гимнастика.

      Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:

  • погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз);
  • сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем;
  • сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа;
  • при вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа;
  • спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки ба-бо-бу;
  • быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза);
  • во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук а-а-а (5-6 раз).

Таким образом, своевременное оказание  помощи детям по перечисленным выше направлениям имеет не только большое профилактическое значение, способствуя уменьшению количества детей с нарушениями речи, но и коррекционное, так как позволит ускорить процесс коррекции речи у детей с ее выраженными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Существует несколько направлений в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.Полноценная речевая среда.Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, в осно...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигма-тизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста может стать недоразвитие движений органов артикуляционного аппарата. Поэтому, важнейший этап в профилактике возникновения нарушен...

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»

*«Истоки творческих способностей, дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питающие источник творческой мысли. Чем больше уверенности и...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Период раннего детства считается ключевым в освоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных ...