«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»
презентация по логопедии

Прохорова Наталья Павловна
*«Истоки творческих способностей, дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питающие источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой , общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерство в детской руке,  тем умнее ребёнок.
*В. А. Сухомлинский

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста» слайдовую презентацию выполнила: учитель – логопед МКДОУ ЦРР д/с № 48: Богомолова Наталья Павловна представила: на районном семинаре для руководителей ПМПк ДОУ 23. 04. 2012 г. Г. Сатка

Слайд 2

«Истоки творческих способностей, дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питающие источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой , общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерство в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Формирование правильного произношения звуков – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы к пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Наиболее часто нарушается произношение следующих групп звуков: - свистящие: [с], [с’], [з], [з’], [ц] - шипящие: [ш], [ж], [ч], [щ] - сонорные: [л], [л’], [р], [р’], [й] Наиболее часто встречающиеся нарушения звукопроизношения у дошкольников

Слайд 4

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: Улучшить кровоснабжение органов артикуляционного аппарата и их нервную проводимость; Улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка); Укрепить мышечную систему языка, губ, щек; Научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; Увеличить амплитуду движений; Уменьшить спастичность (напряжённость) органов артикуляции; Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. Общая и специальная артикуляционная гимнастика

Слайд 5

Упражнения выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Перед началом выполнения пальчиковой гимнастики необходимо согреть руки. Детям среднего возраста для выполнения специальной артикуляционной гимнастики необходимы индивидуальные зеркала в оправе (для контроля за движением губ, языка самим ребёнком). Дети младшего возраста выполняют упражнения по подражанию, т.к. собственное изображение в зеркале их отвлекает. Каждое упражнение повторяется от 3 до 7 раз. Общая продолжительность артикуляционной гимнастики – 3-5 минут. Дыхательные упражнения повторять не более 5-ти раз во избежание головокружения. После выполнения каждого упражнения ребёнок должен иметь возможность закрыть рот и сглотнуть слюну. Не рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику непосредственно после приёма пищи. Занимаясь с детьми, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, если что-то не получается с первого раза. Почаще хвалите детей. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха! Правила выполнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики:

Слайд 6

Свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц] искажаются у детей очень часто, являются произносительно – сложными и формируются, как правило, продолжительно. Правильная артикуляция свистящих с, з: - губы «улыбаются», открыты, - зубы сближены, «забор из зубов», - широкий язык упирается в нижние зубы, посередине языка – канавка, - дуем на кончик языка – получается звук [с], с работой голоса – звук [з]. Упражнения «Блинчик», «Горка», «Кошечка сердится», Дудочка» направлены на формирование правильного уклада для свистящих звуков. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Слайд 7

Упражнение «Блинчик» Рот открыть. Широкий язык высунуть, положить на нижнюю губу. Удерживать в неподвижном состоянии до 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

Слайд 8

Упражнение «Горка» Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Спинку языка выгорбить и прижать к верхним зубам. Кончик языка упереть в нижние резцы (передние зубы).

Слайд 9

Упражнение «Кошечка сердится» Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперёд, а затем убирать вглубь рта. Язык перемещать вперёд – назад в форме валика.

Слайд 10

Упражнение «Дудочка» Высунуть широкий язык. Боковые края максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».

Слайд 11

Шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] являются произносительно-сложными и появляются в речи ребёнка в 3 - 4 года. Часто эти звуки искажаются или заменяются на более простые в произношении свистящие. Правильная артикуляция звука [ш]: - губы открыты, округлены, - зубу закрыты, видны, - широкий язык в форме «чашечки» приподнят, но не касается нёба, Дуть на поднятый вверх кончик языка. Если добавить голос – получается звук [ж]. Упражнения «Вкусное варенье», «Чашечка», «Парус», «Маляр», «Качели» помогает сформировать правильный уклад для произношения шипящих. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Слайд 12

Упражнение «Вкусное варенье» Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Выполнять не торопясь, под счёт взрослого.

Слайд 13

Упражнение «Чашечка» Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их так, чтобы язык принял форму «чашечки». Выполнять не торопясь, удерживать «чашечку» под счёт взрослого.

Слайд 14

Упражнение «Парус» Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться им бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении до 10 секунд.

Слайд 15

Упражнение «Маляр» Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности нёба «потолку» вперёд – назад. Делать не торопясь, под счёт взрослого.

Слайд 16

Упражнение «Качели» Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться кончиком языка попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать! Делать не торопясь, под счёт взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

"Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста"

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.  Особенно продуктив...

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Существует несколько направлений в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.Полноценная речевая среда.Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, в осно...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигма-тизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста может стать недоразвитие движений органов артикуляционного аппарата. Поэтому, важнейший этап в профилактике возникновения нарушен...