Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Морозова Елена Александровна

Причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста может стать недоразвитие движений органов артикуляционного аппарата. Поэтому, важнейший этап в профилактике возникновения нарушений - работа по подготовке артикуляционного апппарата. В данной консультации предлагается универсальный пропедевтический комплекс упражнений, выполнение которого приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения, а также дыхательные упражнения и игры на развитие мелкой моторики, которые будут отлично стимулировать речевое развитие детей. Выполнение предлагаемых игр и упражнений возможно без участия специалистов, т.е., в домашних условиях, что очень актуально для заинтересованных родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

«Профилактика нарушений звукопроизношения

у детей младшего дошкольного возраста»

     

      Причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста может стать недоразвитие движений органов артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

     

Универсальный пропедевтический комплекс упражнений

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5—10 секунд.

«Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

«Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

«Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

«Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать сверху вниз верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т] или [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

      Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.  

      Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6— 8 раз.

      Опыт работы специалистов показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2—3 месяцев способствует укреплению мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и, в целом, приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

   Формирование речевого  и неречевого дыхания 

      Формирование речевого  и неречевого дыхания  является не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения.

     Полезно ежедневно выполнять с ребенком (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

· дуть на легкие шарики, бумажные полоски;

· играть на детских музыкальных духовых инструментах;

· дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

· надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

· сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);

· дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.

      Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

      Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

      Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: речевая и пальчиковая зоны в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.

      Это необходимо при работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, а также в случаях, когда речевое развитие нарушено.

Помните!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Мозаика. И чем мельче, тем лучше. Желательно, чтобы ребенок складывал буквы или фигуры под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталь не оказалась ненароком у него во рту.

Пластилин или соленое тесто. В доме, где есть ребенок, коробочка с этим разноцветным материалом должна быть обязательно. Пусть лепит что угодно: начиная с простого – катает колбаски, шарики, и далее разнообразные фигуры. Так ребенок благодаря пластилину или соленому тесту будет массировать точки на пальцах и ладонях.

Трафареты – геометрические фигуры, а так же различные фигуры животных и предметов окружающего мира из тонкого картона или пластмассы. Ребенок с Вашей помощью или без нее должен водить пальцем по краям лежащей на столе фигуры или обводить карандашом по внутреннему краю фигуры на трафарете. Так приучают чувствовать фиксированную линию.

Пазлы. Начинайте знакомить ребенка с простейшими – покрупнее. Когда освоится, переходите к тем, что помельче, посложнее.

Шершавая поверхность – ребенку очень полезно двигать ладошкой по жесткой бумаге, ситечку, камню. Закрыв глаза можно усилить тактильные ощущения.

Гимнастика для пальцев:

· Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка.

· Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

· При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

· Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

· Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.

      В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

 

                                                                                                                                         Подготовила:

учитель – дефектолог

ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка»

Морозова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ.

В целях профилактики речевых нарушений, нами была разработана  программа речевого развития, предназначенная  для детей 3-4 лет. Предварительно было проведено логопедическое обследование в мл...

Консультация для родителей. "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится о том, как развивается речь детей 2-3 лет в норме, что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме....

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки, развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематический слух, а главное - общаться с детьми....

Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреж...

Преемственность в работе учителя - логопеда и педагога - психолога по профилактике речевых и когнитивных нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статья представляет  опыт совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога по предупреждению речевых и когнитивных нврушений у детей младшего дошкольного возраста....

МПО воспитателей младших групп "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями ...