Преемственность в работе учителя - логопеда и педагога - психолога по профилактике речевых и когнитивных нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Романова Елена Валерьевна

Статья представляет  опыт совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога по предупреждению речевых и когнитивных нврушений у детей младшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога по предупреждению речевых и когнитивных нарушений  у детей раннего дошкольного возраста.

В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны.  C каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития. Поэтому очень важно начинать предпринимать профилактические меры  с раннего возраста. Ведь их отсутствие может привести к  нарушению процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательного развития. В связи с этим,  значимость психолого-педагогического сопровождения становится важным направлением в работе педагогов. Необходимым условием для решения данного вопроса является взаимодействие  педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателей.

Для быстрейшей адаптации детей  раннего возраста к ДОУ, проводятся психологические занятия с использованием музыки, различных атрибутов, которые способствуют речевой активности детей.

Воспитатели в своей работе активно используют игры, рекомендуемые педагогом-психологом и  учителем-логопедом. Они знают, что правильная, чистая речь взрослых, чтение художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр по развитию диалоговой речи - является важным средством профилактики речевых нарушений.

В качестве просветительской деятельности воспитателей, проводятся консультации на различные темы: «Психологические особенности развития детей 2 - 3 лет», «Творческие игры для развития речевых и познавательных процессов с детьми 2 - 3 лет», «Игры на развитие мелкой моторики», «Сенсорное развитие  - фундамент общего умственного развития ребенка», «Побуждайте ребенка говорить», «Возрастные закономерностях речевого развития» и др.

В январе - феврале, когда все дети  успешно адаптировались и комфортно чувствуют себя в ДОУ, проводится диагностика познавательного и речевого развития. При выборе  методик для психолого-педагогического обследования, учитывается тот факт, что для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения общественного опыта, является подражание действиям взрослого, а ведущей деятельностью является  предметная деятельность.

Поэтому использовались следующие методы диагностики:

  • наблюдение;
  • методика «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста» под редакцией доктора педагогических наук, профессора Е.А. Стребелевой.

Основными параметрами оценки познавательной деятельности

детей раннего возраста считаются:

  1. принятие задания;
  2. способы выполнения задания:
  • самостоятельное выполнение задания;
  • выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение);
  •  самостоятельное выполнение задания после обучения;
  1. обучаемость в процессе обследования;
  2. отношение к результату своей деятельности:
  •  заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате (характерны для нормально развивающихся детей);
  • безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату ( для ребенка с нарушениями интеллекта).

10 заданий из данной методики, позволяют оценить:

  • сенсорное развитие ребенка (знание цвета, формы);
  • моторику рук, ведущую руку
  • эмоционально-волевую сферу (контакность, реакцию на поощрение),
  • речь (понимание речи пассивный словарь, умение говорить предложениями).

Всех детей с речевыми проблемами, выявленных в результате диагностики, обследует учитель-логопед.

Критерии обследования речи детей логопедом.

  1. Общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).
  2. Уровень понимания речи (ситуативный, номинативный, предикативный, расчленённый).
  3. Общая характеристика речи (есть ли речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
  4. Активный словарь:
  • Существительные (назвать предметы по темам «Игрушки», «Одежда», «Животные» и т.д.)
  • Глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам).
  • Прилагательные (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).
  • Установить максимальное количество слов, употребляемых детьми при составлении предложений (объём предложения), и способы связи слов между собой.
  1. Возможности словоизменения:
  • Словоизменение существительных (какие падежные формы используются правильно по смыслу, какие падежные окончания смешиваются).
  • Словоизменение глаголов (какие формы глаголов использует, изменяет ли глаголы по лицам).
  • Словоизменение прилагательных (каким образом оформляет окончания прилагательных).
  1. Возможности использования предлогов в предложных конструкциях (полностью отсутствуют или используются в единичных случаях).
  2. Возможность воспроизводить модели (контуры) слов с разным количеством слогов.
  3. Состояние звукопроизношения.

Мы вместе обсуждаем результаты диагностики.

Таким образом, после комплексного обследования, мы выявляем детей с задержкой познавательного и речевого развития и докладываем об этом на  заседании ПМПк нашего ДОУ. На заседание обязательно приглашаются родители этих детей. Им в корректной форме доносится информация о результатах диагностики и принимается решение, каким  детям необходима консультация узких медицинских специалистов.  Определяются пути психолого - педагогической поддержки, с целью компенсации имеющихся недостатков.

Современные ФГОС предусматривают активную позицию родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Недаром говорит китайская пословица «Один родитель дороже тысячи учителей». Для конструктивного взаимодействия с семьей с целью повышения их компетентности  мы используем различные формы, способствующие этому:

  • просветительская работа (буклеты, памятки, стендовая информация),
  • консультации индивидуальные и групповые, например, «Создание речевой среды в семье», «Как развивать речь ребенка с рождения», «Мяч и речь», «Играем пальчиками - развиваем речь».
  • Родительские собрания и заседания родительского клуба .

На заседании родительского клуба показываем и рассказываем, как нужно играть и заниматься с ребёнком.

 Наиболее эффективным являются  родительские собрания  по теме: «Своевременное предупреждение и преодоление трудностей познавательного и речевого развития у дошкольников».  Ведь родители не имеют представления об уровнях познавательного и речевого развития. Они недооценивают раннее выявление речевых нарушений и своевременное воздействие на них.  Кроме этого, имеют ложные установки в отношении речи детей : «Ничего страшного – подрастет, заговорит. Старший тоже до 4-х лет не разговаривал» и т.д.

 Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

На собраниях мы стараемся  донести до родителей, что  чем раньше они начнут заниматься со своими детьми, развивая их речь, обогащая словарный запас, расширяя уровень представлений об окружающем мире, тем быстрее их дети компенсируют имеющиеся у них  нарушения.

Обязательно организовываем выставку пособий и игрушек, которые способствуют познавательному развитию, развитию общей и мелкой моторики и стимулируют речевое развитие: это кубы-вкладыши, конструкторы разных размеров, цветные колпачки, пирамидки, матрешки, грибочки различные по цвету, форме, мячи, шары. Музыкальные игрушки: бубен, колокольчик, барабан.

Пальчиковый театр, кукольный театр с основными персонажами сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя».

Также родителям представляем развивающие игры, способствующие сенсорному развитию ребенка, логического мышления, расширению словарного запаса, развитию мелкой моторики, которые родители могут сделать своими руками из подручных материалов  и самостоятельно заниматься с детьми.

Затем учитель-логопед знакомит с  уровнем развития речи детей данного возраста. Рассказывает о том, что задержка речевого развития плохо отражается на психике ребёнка, так как окружающие  не понимают его и малыш не получает радости от общения. Задержка речевого развития также ведёт к вторичной задержке интеллектуального развития.

Далее логопед доносит до родителей, как нужно развивать речь ребёнка в повседневной жизни. Какими способами можно  побуждать ребёнка  к речи,  какие речевые игры родители могут использовать, как правильно читать ребёнку и научить его любить книгу. Затем с  родителями разучиваются упражнения с мячом, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

В конце собрания сообщаем  о результатах анкетирования по следующим вопросам.

Анкета для родителей

1. Как часто вы уделяете время совместному чтению книг с ребёнком?

2. Как часто вы вместе с ребёнком смотрите и обсуждаете фильмы, мультфильмы?

3. Как часто вы разучиваете с ребёнком стихи?

4. Как часто вы играете с ребёнком (игры настольные, подвижные, игры с мячом,  на развитие мелкой моторики, конструкторы)?

5. Какие игрушки есть у вас дома?

6. Как часто вы рисуете и лепите с ребёнком?

7.  Как часто вы посещаете с ребёнком:  музеи, зоосад, театр, парк, цирк?

8.  По вашему мнению, достаточно ли времени вы уделяете развитию своего ребёнка?

В результате  анкетирования выявлено, что родители почти не уделяют внимания своим детям, очень мало читают, не играют в развивающие игры, не учат стихи, т.к. считают, что этим должны заниматься специалисты. Почти ни  у кого дома нет пластилина и красок, игр на развитие мелкой моторики, мячей Экскурсии сводятся к посещению развлекательных аттракционов в парке. Большинство родителей осознают, что мало внимания уделяют своим детям.

Данную работу мы проводим третий год. Она оказалась очень эффективной в плане профилактики речевых и когнитивных нарушений, т.к родители начинают задумываться о своей роли в развитии ребёнка. После собрания они могут сравнить уровень развития своего ребёнка с эталоном и понять, где он отстаёт. Родители, которые начинают заниматься с детьми по основным направлениям, достигают хороших результатов: к 5 годам дети выравниваются и почти не отстают от сверстников по уровню развития фразовой речи и словарного запаса. Особенно это касается тех детей, которые прошли курсовые лечения у невролога.

Таким образом,  мы сделали  вывод о том, что комплексный подход к работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста, способствует:

  • повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого и познавательного развития ребёнка;
  • стимуляции речевого развития детей раннего возраста в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза;
  • своевременному устранению возрастных специфических трудностей в речевой и познавательной  деятельности детей 2 - 3 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении

Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и  психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...

Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье описывается опыт взаимодействия с родителями в форме практических семинаров....

Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении

Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...

«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»

  Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...

Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...

МПО воспитателей младших групп "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями ...