Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога
статья (логопедия, старшая группа) на тему

Петухова Анастасия Витальевна

В данной статье описывается опыт взаимодействия с родителями в форме практических семинаров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petukhova_a.v._statya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога

В последнее время в обществе отмечается повышенное внимание к семье, как к особому институту социализации личности ребенка. Это объясняется гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в воспитании и развитии детей.

Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушениями речи. В исследованиях ряда авторов (Н.Н.Авдеевой, Е.Р.Баенской, С.В.Довня, Л.А.Зигле, Т.Ю.Морозовой, Л.А.Рудаковой, Е.А.Стребелевой) указывается, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим речевые нарушения, является обязательное привлечение семьи к данному процессу. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого - либо речевого дефекта у ребенка. Данная тенденция связана с тем, что: родители не слышат недостатков речи своих детей; взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения; низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.

По результатам диагностики педагогом-психологом детско- родительских отношений в логопедической группе МБДОУ №102 выявлено, что такие дети, как правило, воспитываются в семьях, где имеются нарушения в детско-родительских отношениях (гиперопека, гипоопека, попустительский стиль и т.д.), отмечается некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей. Все это определяет важность привлечения семьи в специальное образовательное пространство.

Потребность в более активном включении родителей к воспитанию детей способствовала выстраиванию вариативного взаимодействия с семьей, разработки таких направлений работы, с помощью которых можно было бы создать благоприятные предпосылки для формирования позиций и установок родителей, позволяющих успешно решать проблемы их детей.

Целью нашей работы стало вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс по преодолению речевых нарушений у детей логопедической группы и подготовки к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Повысить компетентность родителей в области речевого развития детей;
  • Познакомить        родителей со способами и приёмами совершенствования речевых навыков детей;
  • Создать условия для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.

Для повышения уровня компетентности родителей, повышения интереса к деятельности дошкольного учреждения учителем-логопедом и педагогом-психологом была разработана специальная технология проведения практических семинаров «Школа заботливых родителей», рассчитанная на родителей детей с ОНР, которые находятся в логопедической группе по направлениям ПМПК два года. Данная технология предполагает интеграцию лого-педагогических методов и приёмов работы с родителями с психологическими. Весь теоретический материал подкрепляется практическим, что позволяет родителям «побыть» в роли ребёнка, чтобы лучше понять алгоритм выполнения домашних заданий с детьми, посмотреть на своего ребёнка другими глазами. Усвоение материала происходит при поддержке специалистов: педагог-психолог проводит тренинги по оптимизации детско-родительских отношений; учитель-логопед в наглядно- практической форме знакомит родителей с методами и приемами логопедической работы.

Основные этапы работы.

I подготовительный:

  • выявление уровня родительских притязаний к образованию детей;
  • повышение заинтересованности в совместной коррекционной работе по преодолению ОНР;

Данный этап направлен на привлечение родителей к учебно- образовательному процессу, формирование сотрудничества между специалистами и родителями.

II содержательный:

  • включение семей в коррекционно-педагогический процесс посредством проведения семинаров, тренингов в «Школе заботливых родителей». Данный этап предполагает следующие направления:
  1. Организация просвещения родителей:
  • разъяснение возрастных особенностей нервно-психического развития, этапов становления детской речи;
  • информирование о методах и приёмах коррекционно-развивающего воздействия.
  1. Организация обучения родителей:
  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого нарушения у ребенка (выполнение домашних заданий, рекомендаций специалистов);

• обучение родителей способам и приемам коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения (изготовление дидактических игр, игрушек - самоделок, книжек - малышек, выполнение творческих заданий).

В течение 2011 - 2012 учебного года в «Школе заботливых родителей» состоялось 9 встреч, тематика которых предполагала обсуждение способов реализации коррекционных задач в интересах каждого ребенка. Семинары проводились 1 раз в месяц, в удобное для родителей время по следующим направлениям: развитие речевого и физиологического дыхания; работа над правильным звукопроизношением; обучение общим артикуляционным упражнениям; развитие мелкой моторики рук; работа по координации речи с движением; развитие слухового внимания; работа над голосом; развитие речевого и фонематического слуха; работа над интонационной выразительностью и др.

Некоторые вопросы были освещены в буклетах - рекомендациях, выпущенных специально для родителей и размещенных на личном сайте учителя-логопеда и на сайте МБДОУ детский сад № 102 «Аленький цветочек».

Вся программа направлена на развитие коммуникативных способностей детей с ОНР и готовности к дальнейшему обучению в школе.

III промежуточный:

  • подведение итогов по апробации программы;
  • анкетирование родителей и разработка дальнейших перспектив в работе, на следующий учебный год.

«Школа заботливых родителей» показала, что не все родители откликнулись на стремление педагогов к сотрудничеству с ними: из 15 семей постоянно посещали семинары только 10. Хочется отметить, что в числе участников были не только мамы и папы, но и заботливые бабушки.

Опыт работы по данной теме показывает:

  • интеграция работы специалистов хорошо зарекомендовала себя, получены положительные отзывы;
  • позиция родителей стала более гибкой, теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах коррекции речевых проблем своего ребенка;
  • анкетирование родителей показывает, что 65% родителей регулярно интересуются успехами речевого развития своего ребенка, 85% семей принимают активное участие в организации коррекционно-образовательной деятельности, 74% родителей овладели простыми и эффективными средствами коррекционно-педагогической помощи своим детям.

Таким образом, данная форма организации работы с родителями позволяет структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Родители, прошедшие обучение в «Школе заботливых родителей», стали рассматривать процесс воспитания и развития детей как диалог со своим ребенком на основе знаний о психологических особенностях возраста, учитывать интересы, способности, потребности детей; поддерживать доверие ребёнка к педагогам и активнее участвовать в делах детского сада и группы, как единой команды. Программа способствовала привлечению внимания педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.

Литература

  1. Иванова А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. - 2004. - № 4 - С. 42 - 45
  2. Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2001. - № 4.
  3. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1999. - № 3. - С.30 - 36.
  4. Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. Мн., 2000.
  5. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. С. 41—48; №2. —С. 44-49.
  6. Детский сад и семья /Под ред. Т.А.Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, н...

Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста

Взаимодействие педагога с семьей как условие повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...

Повышение уровня компетентности родителей имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада.

Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь р...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями...